ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА

Карелина Е.В. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тайваньский вопрос не является чем-то новым, эта одна из острых проблем в американо-китайских отношениях. Данный вопрос возник в 1949-е годы, когда в результате гражданской войны в Китае сложилось сосуществование двух оппозиционных правительств, отстаивающих право представлять интересы всего китайского народа на международной арене, а после распада биполярной системы международных отношений, когда в мире изменилось соотношение сил, тайваньская проблема стала набирать обороты. За всю свою историю проблема пережила много событий – от мирных переговоров до нарастания конфронтации.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена злободневностью данного вопроса. С проходом к власти Дональда Трампа, который 2 декабря 2016 года принял поздравительный телефонный звонок от президента Тайваня Цай Инвэнь, тайваньская проблема стала предметом бурных обсуждений. Также тайваньский вопрос занимает одно из первых мест в иерархии национальных интересов Китая. Большое значение современное китайское руководство придает решению тайваньского вопроса и в свете задач обеспечения законности власти КПК: успех на тайваньском направлении значительно способствовал бы упрочению политического режима в Китае, а вот неудачи могут наоборот привести к потере авторитета КПК среди населения. Цель исследования – охарактеризовать тайваньский вопрос в американо-китайских отношениях при администрации Д. Трампа.

В настоящее время данная тема изучается как в отечественными, так и зарубежными исследователями. Отметим таких авторов отечественных как Лексютина Я. В, Иванов С. А и Лычагин А.И. Также данным вопросом занимаются исследователи таких аналитических центров США как «Совет по международным отношениям», «Брукингский институт» и другие.

Следует отметить, что три коммюнике: 1972, 1979, 1982 годов, Закон об отношениях с Тайванем и «Шесть Гарантий» обеспечивают основу отношений между США, Китаем и Тайванем.

После того, как Соединенные Штаты нормализовали дипломатические отношения с правительством Пекина при Коммунистической партии Китая в 1979 году, отношения между Тайванем и США стали неофициальными. 10 апреля 1979 года президент США Джимми Картер подписал закон об отношениях с Тайванем, который создал внутренние юридические полномочия для ведения неофициальных отношений с данным государством. Коммерческое, культурное и иное взаимодействие США с населением Тайваня осуществляется через Американский институт на Тайване, частную некоммерческую корпорацию.

Что касается, коммерческих связей США с Тайванем, то они поддерживаются и расширяются с 1979 года. Тайвань пользуется финансированием Экспортно-импортного банка, гарантиями Корпорации зарубежных частных инвестиций, статусом нормальных торговых отношений и легким доступом к рынкам США. В последние годы коммерческие отношения были сосредоточены на расширении доступа на рынки американских товаров и услуг. Тайвань участвовал в серии торговых обсуждений, которые были посвящены вопросам авторского права и доступа к рынкам для товаров и услуг США.

Проводимая США, с 1979 г., политика «одного Китая» весьма отличается от китайского понимания этого принципа. Формально придерживаясь положений, содержащихся в трех совместных американо-китайских коммюнике, намеренно не вмешиваясь в китайско-тайваньский переговорный процесс и не поощряя стремление острова к независимости, США между тем продолжает выступать в роли единственного в мире гаранта безопасности Тайваня и оказывать ему разнохарактерную поддержку: продажа вооружения и военное сотрудничество, обмен визитами высокопоставленных официальных лиц, содействие расширению участия Тайваня в международных организациях [2].

Вместе с тем, развивая военное сотрудничество с Тайванем, Вашингтон по-прежнему сохраняет целый ряд ограничений. Ограничения касаются, прежде всего, продажи Тайваню вооружения наступательного характера, визитов на Тайвань американских высокопоставленных военных, проведения совместных военных учений и др. Тесное американо-тайваньское военное сотрудничество и в особенно продажи вооружения рассматриваются в Пекине как нарушающие принципа «одного Китая» и совместное американо-китайское коммюнике 1982 г. В этом коммюнике содержатся заверения США в том, что они не стремятся «придерживаться долгосрочной политики продажи вооружения Тайваню; что поставки вооружения из США не будут превышать ни в количественном, ни в качественном отношении уровень поставок за последние несколько лет, что Соединенные Штаты планируют постепенно сокращать, объем продаж вооружения и военной техники Тайваню, что приведет через некоторое время к их окончательному прекращению. А США, в свою очередь, оправдывают продажи вооружения положениями Закона об отношениях с Тайванем [7].

Отношения США и Тайваня были также неофициально основаны на «шести гарантиях» в ответ на третье коммюнике об установлении отношений между США и КНР. В 1982 году во время переговоров по Третьему совместному коммюнике между США и Китаем о продаже оружия Тайваню правительство Тайваня представило Соединенным Штатам шесть пунктов, которые оно предложило Соединенным Штатам использовать в качестве руководства при установлении отношений между США и Тайванем.

Шесть пунктов:

1 Соединенные Штаты не устанавливают дату прекращения продажи оружия Тайваню;

2 Соединенные Штаты не изменяют условия Закона об отношениях с Тайванем;

3 Соединенные Штаты не консультируются с Китаем, прежде чем принимать решения о продаже оружия США Тайваню;

4 Соединенные Штаты не являются посредником между Тайванем и Китаем;

5 Соединенные Штаты не меняют своей позиции в отношении суверенитета Тайваня, который заключается в том, что этот вопрос должен быть решен самими китайцами мирным путем, и не будут оказывать давление на Тайвань для начала переговоров с Китаем;

6 Соединенные Штаты не будут официально признавать суверенитет Китая над Тайванем [13].

С проходом к власти Дональда Трампа, который 2 декабря 2016 года принял поздравительный телефонный звонок от президента Тайваня Цай Инь-вен, тайваньская проблема снова стала актуализироваться. Этот телефонный разговор вызвал большой фурор и вскоре возникли вопросы, нарушил ли Трамп политику «единого Китая», регулирующую отношения США с Китаем и Тайванем долгие годы или же президент совершил дипломатическую оплошность, и таким образом продемонстрировал свою неготовность к весьма важному посту.

Также известия о намерениях администрации Д. Трампа продать Тайваню оружие усугубляет ситуацию. Официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Гэн Шуан на пресс-конференции 25 сентября 2018 года заявил о том, что Китай выразил протест по поводу поставок США оружия на Тайвань, отметив, что американские власти таким образом создают угрозу территориальной целостности и интересам Китая [3]. Каждый раз за объявлением планов продажи Тайваню оружия следует похолодание американо-китайских отношений, что заставляет США тщательно взвешивать все «за» и «против» при принятии решений очередной поставки вооружения. Помимо публичной критики действий Вашингтона недовольство Пекина, как правило, принимает такие формы, как отмена запланированных ранее двусторонних встреч, приостановка двусторонних контактов по военной линии, введение временного запрета на заходы американских военных кораблей в порт Гонконга и угрозы введения экономических санкций в отношении американских корпораций.

Позднее Дональд Трамп подписал Закон, поощряющий визиты между Соединенными Штатами и Тайванем на всех уровнях Конгрессом США 16 марта 2018 года отношения между Соединенными Штатами и Тайванем, стали официальными и на высоком уровне. Закон был принят в продолжение Закона о взаимоотношениях с Тайванем. Он разрешает высокопоставленным должностным лицам Соединенных Штатов посещать Тайвань и наоборот [11]. Принятие данного акта считается существенным обновлением отношений между Тайванем и Соединенными Штатами, что вызвало критику со стороны правительства Китайской Народной Республики за нарушение принципа «единого Китая», согласно которому Тайвань является неотъемлемой суверенной частью Китая.

Напряженность вокруг Тайваня нарастала и 7 июля 2018 года, когда два эсминца ВМС США прошли через Тайваньский пролив, вызвав ожесточенные протесты со стороны Китая. Однако ни президент США Дональд Трамп, ни президент Китая Си Цзиньпин не поспешили начинать военные действия [10].

В своей статье «Внешняя политика Китая при Д. Трампе» С.А. Иванов предположил, что «новый президент попытается использовать тайваньский вопрос и напряженность в ЮКМ в торге с Пекином по экономической повестке» [1]. Сейчас, мы можем отметить, что, в какой-то степени, это действительно так. В последнее время внимание Трампа ограничено национальными интересами США, экономическими выгодами и приближением выборов. Он избегает участия в зарубежных событиях, которые не затрагивают США, а вместо этого предпочитает направлять свои силы на укрепление экономического процветания страны.

На сегодняшний день, многое зависит от общего состояния двухсторонних американо-китайских отношений. Китай решительно возражает против Тайваньского закона о путешествиях 2018 года, в котором говорится, что США могут позволять официальным лицам США всех уровней посещать Тайвань. КНР также выразила обеспокоенность в связи с намерением приглашать Тайвань для участия в военных учениях в районе Тихого океана и совершать заходы в порты на Тайване судам ВМС США. Крупная продажа оружия на Тайвань, включающая в себя передовую технику, такую ​​как истребители F-35 или подводные лодки, также может вызвать напряженность в отношениях США с Китаем [4]. Однако, противоречия по другим вопросам, таким как торговые войны, соперничество в Африке, Южно-Китайском море и проблема нарушения прав человека, могут повысить вероятность возникновения кризиса и усилить представление Китая о том, что Соединенные Штаты намерены сдерживать Китай.

Дать однозначный ответ по поводу политики США или Китая в отношении Тайваня и некоторых других аспектов, трудно. Однако, ожидается, что администрация Трампа будет разумно придерживаться следующих руководящих принципов, чтобы политика «единого Китая» способствовала стабильности и миру во всем Тайваньском проливе:

1. Не заявлять в качестве позиции правительства США, что Тайвань является частью Китая.

2. Не использовать фразу «Принцип единого Китая» (термин КНР). Вместо этого – «наша политика единого Китая».

3. Не занимать позицию «одна страна, две системы» в качестве основной формулы для разрешения спора о Тайваньском проливе.

4. Продолжать пересмотр «постоянных интересов» США в разрешении тайваньской проблемы.

5.Убеждать Пекин и Тайбэй вести переговоры между собой с гибкостью, терпением, творчеством и сдержанностью.

6. Продолжать предоставлять оружие Тайваню, которое предназначено для удовлетворения существующих и вероятных угроз со стороны КНР.

8. Продолжать взаимодействие с оборонным ведомством Тайваня о том, как усилить сдерживание.

9. Укреплять двусторонние взаимодействие с Тайванем.

10. Сотрудничать с Тайванем для нахождения способа улучшения его международной роли и помощи его участия в международных правительственных учреждениях.

11.Не осуществлять все эти изменения способами, которые могут создать публичный вызов Пекину.

12. Заранее консультироваться с руководством Тайваня о любых изменениях в политике США в отношении острова [8].

Что касается намерений Китая, то, как заявил Чжоу Минвэй, бывший президент Китайской международной издательской группы на международном симпозиуме, посвященном 40-й годовщине нормализации американо-китайских отношений: «Китайская Народная Республика не хочет быть врагом Соединенных Штатов, и, это было бы неразумно для США противодействовать стране, имеющей общие интересы» [5]. Также он отметил, что несмотря на разногласия и проблемы, две крупнейшие экономики мира должны признавать важность скоординированных, совместных и стабильных двусторонних отношений для обеих сторон.

Подводя итог, отметим, что только совместная работа США и КНР в различных областях является лучшим способом не допустить перерастания тайваньской проблемы в более широкий кризис, которого не желают ни США, ни Китай, но который ни одна из этих стран не может предотвратить. Что касается проблем КНР и Тайваня, то они должны решаться на двухстороннем уровне, без постороннего вмешательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Иванов, С. А. Внешняя политика Китая при Д. Трампе [Электронный ресурс] / С. А. Иванов // У карты Тихого океана. Информационно-аналитический бюллетень. – № 47. – С. 8-11. – Режим доступа:http://ihaefe.org/files/pacific-ocean-map/47.pdf. – 10.03.2019.

2 Лексютина Я.В. США и политика «одного Китая» / Я.В. Лексютина // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2017. – № 10. – С. 99-115 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: офиц.сайт. – 2017. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ssha-i-politika-odnogo-kitaya. – 10.03.2019.

3 МИД КНР: продажа оружия Тайваню со стороны США подрывает суверенитет Китая [Электронный ресурс] // Вести. Экономика: офиц.сайт. – 25.09.2018. – Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/107463. – 10.03.2019.

4 Averting a Cross-Strait Crisis [Электронныйресурс] // Council on foreign relations: офиц.сайт. – 26.02.2019. – Режимдоступа: https://www.cfr.org/report/averting-cross-strait-crisis. – 10.03.2019.

5 Yu Shujun. China Has No Wish to Be America's Enemy [Электронный ресурс] // Beijing Review: офиц.сайт. – 20.02.2019. – Режимдоступа:http://www.bjreview.com/World/201901/t20190120_800154594.html. – 10.03.2019.

6 Joint Communiqué on the Establishment of Diplomatic Relations 1979 [Электронныйресурс] // Taiwan Document Project: офиц. сайт. – 1999. – Режим доступа: http://www.taiwandocuments.org/communique02.htm. – 10.03.2019.

7 Joint Communiqué on Arms Sales to Taiwan 1982 [Электронныйресурс] // Taiwan Document Project: офиц. сайт. – 1999. – Режим доступа:http://www.taiwandocuments.org/communique03.htm. – 10.03.2019.

8 Richard C. Bush. A One-China Policy Primer [Электронныйресурс] //Brookings: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2017/03/one-china-policy-primer.pdf. – 10.03.2019.

9 Shanghai Communiqué 1972 [Электронныйресурс] // Taiwan Document Project: офиц.сайт. – 1999. – Режим доступа:http://www.taiwandocuments.org/communique01.htm. – 10.03.2019.

10 The real problem between the US and China [Электронныйресурс] // Gulf news opinion: офицсайт. – Режим доступа: https://gulfnews.com/opinion/thinkers/the-real-problem-between-the-us-and-china-1.2204938. – 10.03.2019.

11 Taiwan Travel Act [Электронныйресурс] // U.S. Government Publishing Office: офиц. сайт. – Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-115publ135/html/PLAW-115publ135.htm. – 10.03.2019.

12 Taiwan Relations Act [Электронныйресурс] // U.S. Government Publishing Office: офиц. сайт. – Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-93/pdf/STATUTE-93-Pg14.pdf. – 10.03.2019.

13 The "Six Assurances" to Taiwan [Электронный ресурс] // Taiwan Document Project: офиц. сайт. – 1982. – Режим доступа: http://www.taiwandocuments.org/assurances.htm. – 10.03.2019.

14 Where America and China Stand on the Taiwan Issue [Электронный ресурс] // The Diplomat: офиц.сайт. – 02.09.2018. – Режимдоступа: https://thediplomat.com/2018/09/where-america-and-china-stand-on-the-taiwan-issue/. – 10.03.2019.

Просмотров работы: 354