Особенности конфликтов между учителем и учениками в современной школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности конфликтов между учителем и учениками в современной школе

Ефремов В.Н. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В психологии конфликт трактуется как столкновение противоположных, несовместимых друг с другом взглядов, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Можно сделать вывод, что конфликт, это отношения индивидов или групп людей с противоположными взглядами, мнениями, интересами на одну и ту же ситуацию.

Такой социальный институт как школа, конфликты тоже не могут обойти стороной. В школе можно встретить детей разных возрастов, но, на мой взгляд, больше всего конфликтных ситуаций у учителей возникает с учениками старших классов.

В современной школе количество конфликтов резко возрастает, это происходит из-за увеличения количества детей в классе, включение в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями, появлением детей разных национальностей, конфессий, физические и эмоциональные перегрузки, а также профессиональное выгорание. Профессиональное выгорание - синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.

В данной статье я хочу выделить основные причины конфликтов между учениками и учителем и способы их решения, но сначала хочу заметить,что конфликты становятся более острыми, длительными, болезненными, наряду с предметными (реальными), появляется все больше беспредметных (нереальные). Беспредметные конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие здесь становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Есть различные виды конфликтов в системе ученик-учитель:

1.Завышенные требования к ученику.

2.Ученик считает себя недооцененным.

3.Учитель не может смириться с недостатками ученика.

4.Невыполнения требований самим учителем.

5.Непостоянство требований учителя.

Самый лучший вариант, это не доводить до конфликта, но, когда конфликт уже неизбежен, есть алгоритм как его быстро решить:

1.Учитель должен сохранять спокойствие.

2.Анализ ситуации со стороны.

3.Провести диалог между конфликтующими сторонами. Уметь слушать и слышать.

4.Выявление общей цели, которая будет в той или иной степени удовлетворять обе стороны.

5.Сделать правильные выводы, которые в дальнейшем помогут избежать конфликта.

Теперь я хотел бы затронуть вопрос: а каковы причины школьных конфликтов?

Это, в первую очередь, объективные причины:в них входят те обстоятельства социального взаимодействия учителя и ученика, которые приводят к столкновению их интересов, мнений, уставов которые и создают предконфликтную ситуацию.

Есть и организационно-управленческие причины, это слабое обеспечение учебно-воспитательной и материальной базы.

А также личностные причины: в данном случае, конфликт возникает из-за неоправданных ожиданий одного из участников общения.

Социально – психологические причины конфликтов, конфликты возникают из-за психологической несовместимости учителя и ученика.

Мы рассмотрели виды конфликтов и способы их решения.

Сейчас бы я хотел сказать, о стратегиях поведения и способах разрешения в системе конфликта ученик-учитель:

1.Соперничество-принуждение противоположной стороны принятия своей точки зрения.

К сожалению, в школе наиболее часто встречается соперничество.(Учитель заставляет ученика принять свою точку зрения)

2.Сотрудничество-наиболее удачный способ решения конфликта, чаще всего, помогает на начальных стадиях.

3.Компромисс- целесообразно использовать, если он применяется не часто, так как , компромисс может развить еще больший конфликт.

4.Избегание- делать вид, что конфликта нет, является самым неудачным способом поведения в конфликтной ситуации.

Сейчас бы я хотел обратить внимание на результаты опроса, который я провел среди своих одногруппников. Так как я являюсь студентом Педагогического университета, конфликты между учениками и учителями могут коснуться и меня. Моим одногруппникам был поставлен такой вопрос:”Готовы ли вы к разрешению конфликтов в системе учитель-ученик в образовательном процессе школы?”

И были даны следующие варианты ответа:

а.Да

б.Скорее да, чем нет

в.Скорее нет, чем да

г.Нет

Мною были опрошены студенты

и вот какие ответы я получил:

Да-0% Скорее да, чем нет-66% Скорее нет, чем да-22% Нет-11%

Проанализировав ответы, можно сказать, что полностью готовых к конфликтным ситуациям студентов нет. Но большинство опрошенных, отчасти в себе уверены. К сожалению, но третья часть опрошенных все еще не готова частично или в полной мере к решению конфликтных ситуаций между учителем и учеником. Среди опрошенных были студенты 3 курса ТГПУ им.Л.Н.Толстого.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в школе, как и в обществе невозможно существовать без конфликтов, причины могут быть разные от личностной неприязни до предметной нагрузки. Есть множество эффективных способов для решения конфликта, а также есть варианты при которых конфликта можно и вовсе избежать. Что же касается моего опроса, то можно смело заявлять, что студенты не готовы к решению конфликтов в школе, возможно, у большинства из них есть багаж теоретических знаний, которые они по тем или иным причинам не могут применить на практике.

Литература:

1.http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom.html (электронный ресурс)

2.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.

3.Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу / книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988.

4.Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития .

Просмотров работы: 108