За последнее двадцатилетие в мире произошли качественные изменения в производительных силах. Знания, технологии, интеллект стали важными экономическими активами, а информация является одним из факторов производства, становится объектом купли-продажи, влияет на определение равновесного состояния экономической системы, в связи с чем информационная экономика выходит на глобальный уровень и отражает характер и уровень развития общества с точки зрения его информатизации. Данные сочетания достижений в технологиях транспорта, появления новых видов микропроцессов и коммуникаций, бурный рост международной торговли повлекли за собой взаимовлияние и взаимозависимость национальных экономик.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую систему, которая состоит из разнообразных финансовых, коммерческих, производственных и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием рынок. Рынок, в свою очередь, является организационной структурой, где продавцы и покупатели (производители и потребители) вступают в отношения в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей, устанавливаются цены товаров и объемы продаж. В основе взаимодействия продавцов и покупателей лежит понятие конкуренция, оно и является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений.
Процессы глобализации мирового развития способствуют не только расширению интеграции, но и обострению конкуренции. В связи с ужесточением конкурентной борьбы актуальность вопроса о конкуренции и конкурентоспособности растет. В данной ситуации конкурентоспособность государства становится значимым фактором, которое формирует условия для экономического и социального развития.
Формирование такого понятия, как «конкуренция» изначально складывалась в процессе формирования политической экономии, но в дальнейшем усложнялось в процессе экономического развития [1]. А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» рассматривает конкуренцию как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется в поведении людей, стремящихся к соперничеству.
Теория конкуренции в XIX получила развитие в трудах многих ученных, таких как А. Дюпюи, Г. Госсена, Дж. Кэрнса, У. Джевонса, и др. Дж. Кэрнс определил свободную конкуренцию как состояние, при котором товары обмениваются согласно затратам труда и капитала на их производство [1].
Классическая школа определяет конкуренцию как гонку за прибылью, поединок за экономическое выживание. В свое время, К. Маркс считает, что конкуренция это борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала [2].
Теория конкуренции А. Маршалла, дала основу экономического образования вплоть до 40-х гг. XX в. Он считал, что силы спроса и предложения функционируют беспрепятственно, при этом объединения торговцев на обеих сторонах отсутствует, каждый выступает самостоятельно, в то время как свободная конкуренция разворачивается, т. е. покупатели свободно конкурируют с покупателями, а продавцы свободно конкурируют с продавцами.
И наконец, в 40-е годы XX века Г. Хотеллинг впервые ввел в экономику термин «пространственная конкуренция». Он утверждал, что при монополистической конкуренции субъект, который находится в данной позиции, создает свое рыночное пространство, в результате чего появляется пространственная конкуренция. Таким образом, конкуренция уже не рассматривалась как внутренне свойство человека или как борьба между продавцами и покупателями, а стало трактоваться как более широкое и емкое понятие [3].
Развитие мира неумолимо движется вперед, потребности и желания людей наращивали темпы и менялись, в связи с этим теория конкуренции постоянно трансформировалась. Так, Дж. Робинсон разработала параметры конкуренции. Если ранее конкуренция рассматривалась как преимущественно ценовая конкуренция, то Робинсон выдвигает и другие характеристики конкурентного поведения фирм такие как, уровень качества продукции, величина транспортных расходов, особенности обслуживания клиентов, роль рекламы, репутация фирмы. Таким образом, в соответствии с происходящей объективной реальностью содержание понятия «конкуренция» преобразовывалось и усложнялось.
В контексте исследования теории конкуренции лежит процесс определения и развития понятия «конкурентоспособность». Точного определения конкурентоспособности до сих пор не сформулировано. В научной литературе используется определение конкурентоспособности, данное в 1987 г. в докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность»: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан». [4].
Необходимо подчеркнуть, на протяжении более 25 лет, каждый год публикуются доклады о глобальной конкурентоспособности, которые определяют места стран. Г. Б. Кочетков полагает, что «сегодня многие страны вовлечены в острую борьбу за рейтинги конкурентоспособности» [5].
Индивидуальное ранжирование приоритетов для каждого государства его социально-экономической модернизаций с учетом долгосрочных системных вызовов, которые отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры, и является эффективным управлением глобальной конкурентоспособностью национальной экономики. К ним относятся:
усиление глобальной конкуренции, которая охватывает как традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, так и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
технологические изменения, которые усиливают роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающие влияние многих традиционных факторов роста;
увеличение роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;
уменьшение потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, которая основывается на ускоренном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.
Таким образом, можно говорить о том, что конкуренция и конкурентоспособность неразрывно связны с процессом глобализации, поскольку глобализация это объективный процесс реальности, в то время как конкуренция и конкурентоспособность трансформируется под этим воздействием.
Но не стоит рассматривать влияние глобализации только на уровне национальных экономик, поскольку каждый индивидуум тоже является субъектом экономических отношений, а значит и под влиянием глобализации, дает большой толчок для роста конкуренции и конкурентоспособности фирм, регионов, государств.
Сегодня единое коммуникационное и финансовое поле дает возможность любому экономическому субъекту принимать лучшее производственно-экономическое решение не зависимо от собственного территориального расположения.
Можно сделать вывод, что развитие конкуренции и конкурентоспособности прошли долгий путь, но активное и динамичное развитие последовало только с приходом глобализации, поскольку инструменты глобализации, такие как интернет (возможность рекламы и продажи продукции, стирание границ), системы быстрых и безопасных платежей в режиме он-лан, транспортные доставки и другое, открыли множество возможностей перед конкуренцией и конкурентоспособностью. Глобализация обрекает общество и компании на глобальную конкуренцию: организации, рынки, языки, культуры больше не защищены границами, языковыми барьерами. Глобализация открывает и делает доступными все мировые ресурсы: природные, интеллектуальные, технологические, что увеличивает темпы развития и расширяет возможности для компаний любого уровня.
Литература
1 Микрюкова Д. А. Этапы развития неоклассической̆ теории конкуренции // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2007. No 6. С. 3-10.
2. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс//Вехи экономической мысли: теория фирмы. Т. 2 / под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1999. С. 122.
3. Зобова Л.Л История закона рыночных ареалов как пример интернационального "множественного открытия"//Экономическая наука современной России. 2003. № 4. С. 103-107
4. America's competitive crisis: confronting the new reality Council of competitiveness. Washington, 1987. P. 3.
5. КочетковГ. Б. КонкурентоспособностьСША // США, Канада. 2007. No 10. С. 21.