ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Васина Д.И. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В своей жизни человек постоянно подвергается воздействию множества факторов – это и генетика, физиологические и психологические особенности, которые оказывают влияние изнутри, и различные внешние факторы, включающие в себя условия среды, круг общения человека, культуру, множество явлений природы и социума. При этом в различных сферах жизни эти факторы по-разному проявляются и соотносятся. Так, на профессиональную сферу влияют объективные факторы, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии), субъективные факторы, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений, и объективно-субъективные факторы, связанные с организацией труда, особенностями управления и руководства [9]. Все они могут привести к профессиональному стрессу и формированию различных профессиональных деструкций, что сказывается на эффективности труда, ведет к высокой текучести кадров, частым несчастным случаям, низкой производительности, ошибкам. Кроме того, профессиональные стрессы сказываются на всей жизни человека, приводят к нарушениям психического и физического здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям [22]. В конкретных профессиях стресс и профессиональные деструкции могут усугубляться влиянием специфических факторов, например, особенностями трудовой деятельности спасателей.

Специфичность деятельности Службы спасения предъявляет особые требования к физическим и личностным характеристикам сотрудников спасательных служб. Они должны обладать физической силой и высокой степенью выносливости, так как работать приходится в экстремальных, неблагоприятных условиях окружающего пространства и в условиях ненормированного рабочего дня, что приводит к переутомлению и другим паталогическим процессам, способствующих развитию заболеваний и повышенной травматизации [24]. Сотрудники спасательных служб должны обладать крепкой нервной системой, высокой стрессоустойчивостью, чтобы противостоять напряжению, вызванному необходимостью принимать трудные решения в короткие сроки, высокой степенью ответственности за свои действия и высокими рисками для собственной жизни [10]. Экстремальные происшествия и обстоятельства, а также постоянно воздействующий стресс оказывают на психику сотрудников сильное травмирующее влияние и создают высокие риски развития состояния, которое в психологии получило название «профессиональное выгорание» [23].

Феномен профессионального выгорания был открыт во второй половине XX века и изначально считался характерным для людей, чья профессия требует вовлечения в непрерывный прямой контакт с другими людьми, и выражался в эмоциональном истощении, под которым понималась утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам или пациентам [25]. Говоря о содержании самого феномена, отечественные и зарубежные авторы характеризуют его по-разному: с позиции состояния (Х. Дж. Фрейденберг (1974) [17], Б. Г. Ананьев (1977) [2], С. Maslach, S. Jackson (1984) [18]); процесса (C.Cherniss (1980) [18], D.Etzion (1987) [18], Л. М. Юрьева (2004) [2]); как механизм защиты (В. В. Бойко (2004) [15], С. С. Смирнова (2017) [2]); как деструкцию личности (Н. Е. Водопьянова (2000) [20], Т. Г. Неруш (2012) [2]). Основные различия в определениях касаются представлений об устойчивости данного феномена, о том, насколько глубоко он поражает те или иные личностные структуры, является он динамическим или конечным образованием. Тем не менее все они подчеркивают негативный характер проявлений профессионального выгорания в психической, эмоциональной, поведенческой сферах личности, выражающийся в истощении внутренних ресурсов организма и возникающий в результате негативных воздействий профессиональной среды. Большинство авторов определяют синдром профессионального выгорания как личностную деформацию, состояние физического, эмоционального и умственного истощения, развивающуюся во времени и проявляющуюся в профессиональной и социальной сфере.

Профессиональное выгорание негативно сказывается на когнитивных способностях, эмоциональной и мотивационной сферах, физическом состоянии, социальных отношениях и поведении работника и, как следствие, ведет к неэффективности трудовой деятельности [5, 6, 7, 12, 14, 24, 25]. Как синдром, профессиональное выгорание характеризуется совокупностью симптомов, проявляющихся в нарушениях психосоматики, отношениях к работе и к окружающим людям, изменениях личности [6]. При этом оно затрагивает все сферы жизни человека. Выделяют три составляющих профессионального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в чувстве опустошенности, исчерпанности внутренних ресурсов, усталости, в снижении работоспособности, притупленности эмоций или наоборот эмоциональных срывах, в нарушениях сна и головных болях. Деперсонализация представляет собой результат включения защитного механизма в ответ на эмоциональное истощение с целью сохранения оставшихся ресурсов и характеризуется социальными симптомами (отчужденность от окружающих и своей профессиональной деятельности; обезличенность, формальность межличностных контактов; негативные установки и отношение к коллегам, партнерам), а также циничностью, раздражительностью. Редукция профессиональных достижений выражается в чувстве личной некомпетентности, занижении ценности своей деятельности, негативном самовосприятии, отсутствии желания профессионального роста [6, 12, 20, 25]. Данные симптомы, факторы не возникают одновременно. Они представляют собой динамичное образование, развертывающееся в процессе профессионализации человека. Наиболее популярной процессуальной моделью является модель В.В. Бойко, который выделяет фазу напряжения (осознание и переживание психотравмирующих обстоятельств; недовольство собой, профессией, должностью; чувство безысходности, тревога и депрессия), фазу резистентности (формирование защиты от стресса, экономия эмоция, редукция профессиональных обязанностей) и фазу истощения (эмоциональная и личностная отстраненность, ослабление общего тонуса и нервной системы) [6].

Непосредственными причинами возникновения профессионального выгорания являются длительное воздействие рабочего стресса и накопление отрицательных эмоций, усталости и напряжения в результате истощения резервов организма [24]. При этом возникновению данной ситуации способствуют соответствующие факторы. В различных классификациях выделяются личностные, организационные, ролевые, индивидуальные, ситуативные, профессиональные, субъективные и объективные факторы, но все они в общем виде включают одни и те же детерминанты, которые лишь группируются тем или иным образом (Б. Перлман и Е. А. Хартман (1982) [6], В. Е. Орел (2005) [18], Н. Е. Водопьянова (2008) [6], Ю. С. Шойгу [10]). В целом можно говорить о том, что во всех классификациях выделяют как внутренние (пол, возраст, уровень образования, стаж работы, семейное положение, низкая выносливость, экстернальный локус контроля, низкая самооценка, высокий уровень нейтротизма, интроверсия, переживание несправедливости, одиночества, социальной незащищенности, высокие мотивы власти, избегания неудачи, слабая Я-концепция и низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость, ролевой конфликт и ролевая амбивалентность), так и внешние факторы (рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительный рабочий день, большое число и глубина межличностных контактов, низкая самостоятельность в работе, отсутствие обратной связи от руководства и коллег, дефицит поддержки, высокая ответственность в работе, неинтересная или нелюбимая работа, социально-экономическая ситуация в регионе, имидж профессии) [3, 6, 10, 11, 12, 13, 18, 20, 21, 25]. При этом внутренние факторы могут выступать предпосылками для развития профессионального выгорания, но их можно сгладить или, наоборот, усугубить соответствующими условиями среды.

Ю. С. Сидорович (2007), диагностируя выраженность профессионального выгорания у сотрудников МЧС (23 спасателя и 88 пожарных), показал, что наибольшие показатели наблюдаются по второй фазе, резистентности, выражаясь в симптомах – избирательное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей, что свидетельствует о профессиональном выгорании специалистов. Тем не менее, Ю. С. Сидорович (2007) доказал, что показатели профессионального выгорания у специалистов МЧС в целом ниже, чем у представителей других профессий [19]. Аналогичные результаты о большей выраженности фазы резистентности и вывод о низком уровне профессионального выгорания среди спасателей и пожарных служб спасения были получены и в исследованиях других специалистов: Т. И. Шевченко (2007) [3], Ю. В. Бадалян (2012) [3], А. Г. Ахромова (2015) [1], Карамова Э. И. (2016) [10], С. И. Мозгунова (2018) [15].

А. А. Фёдорова и Н. И. Горбунова (2013) изучили влияние эмпатии на профессиональное выгорание у сотрудников противопожарной службы с разным стажем профессиональной деятельности. В результате они пришли к выводу, что с увеличением срока профессиональной деятельности способность сопереживать снижается. Так, у сотрудников со стажем профессиональной деятельности от одного года до пяти лет, то есть в период вхождения в профессию, наблюдается более острое восприятие и переживание событий, происходящих на работе, и, как следствие признаки профессионального выгорания, такие как недооценка своих профессиональных и личных достижений. У сотрудников противопожарной службы со стажем от шести до десяти лет при общей тенденции к снижению эмпатии увеличивается уровень эмоционального истощения [23]. Особенности формирования профессионального выгорания у сотрудников МЧС с учетом стажа профессиональной службы были изучены и Н. Ю. Власенко с соавт. (2017), где были проанализированы параметры вариабельности сердечного ритма (ВСР). Данное исследование также показало низкий уровень сформированности профессионального выгорания у пожарных-спасателей, преобладающими являются симптомы второй фазы (резистентности). По результатам исследования не было обнаружено однозначной зависимости сформированности профессионального выгорания от стажа службы, зато было подтверждено, что профессиональное выгорание действительно негативно сказывается на психофизиологическом состоянии человека, в том числе на ВСР [4].

Каширский Д. В. с соавт. (2012), изучая особенности ценностно-смысловой сферы спасателей МЧС, переживающих в той или иной мере симптомы профессионального выгорания, отметил, как и в предыдущих исследованиях, что в целом спасатели имеют невысокий уровень выраженности выгорания. Было установлено, что спасатели, состоящие в браке, а также те, у кого выше трудовой стаж, больше подвержены профессиональному выгоранию. Результаты исследования показали, что профессиональное выгорание связано и с ценностно-смысловой сферой человека. Так, сотрудники с выраженными симптомами выгорания стремятся к гармонии в жизни, творчеству и семейным ценностям, что может быть связано с психотерапевтической функцией данных жизненных ориентаций в жизни сотрудника, тогда как те, кто более устойчив к выгоранию, склонны к ориентации на здоровый образ жизни. Также большая осмысленность жизни характерна для специалистов с низким уровнем профессионального выгорания [11]. А. Н. Гордеева (2017), изучая ценностные ориентации, выявила снижение роли духовной ценности и выраженное стремление к высокому материальному положению и вообще к ценностям материального плана у «выгоревших» профессионалов [8].

Карамова Э. И. и Хусаинова Л. И. (2016), исследуя проявления профессионального выгорания у пожарных с разными личностными особенностями, выявила, что профессиональное выгорание выражено у сотрудников с такими личностными качествами, как невротичность, депрессивность, застенчивость и эмоциональная лабильность. К профессионально-важными качества, которые препятствуют развитию выгорания, были отнесены такие, как эмоциональная стабильность, толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; умеренная склонность к риску; уверенность в себе. То есть было установлено, что наличие тех или иных особенностей личности может оказывать влияние на формирование профессионального выгорания [10]. А. Н. Гордеева (2017) также изучала влияние личностных факторов на формирование профессионального выгорания. В результате она пришла к выводу, что важным фактором является предрасположенность к стресс-реакциям. Так, специалисты, которые реагируют на стресс агрессивно, несдержанно, стремятся к соперничеству, наиболее склонны к развитию выгорания [8]. Еще одним фактором, влияющим на развитие профессионального выгорания, можно считать жизнестойкость. Л. Н. Молчанова (2014) показала, что недостаточно сформированный уровень жизнестойкости способствует развитию профессионального выгорания [16].

В целом можно заметить, что несмотря на тяжелые физические и эмоциональные условия работы сотрудников Службы спасения, наблюдается невысокий уровень сформированности профессионального выгорания, а преобладание симптомов фазы резистентности можно объяснить специфическими для профессий спасателя и пожарного механизмами защиты от воздействий эмоционально напряженных ситуаций, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. Судя по данным приведенных исследований, определяющими факторами формирования и развития профессионального выгорания у сотрудников Службы спасения являются внутренние факторы. Если личностные качества, особенности мотивационной, эмоциональной, ценностно-смысловой сфер работника не соответствуют высоким требованиям профессии, или отсутствуют необходимые характеристики и навыки, то значительно повышается риск развития профессионального выгорания. Высокая осознанность в выборе данной сферы деятельности и жесткий профессиональный отбор так же могут объяснить в целом низкий уровень профессионального выгорания спасателей и пожарных. Тем не менее, особенности профессионального выгорания сотрудников служб спасения изучены недостаточно. Так, больше эмпирических данных получено о выгорании пожарных и недостаточно изучено выгорание спасателей; встречаются противоречивые данные о влиянии трудового стажа, возраста, семейного положения на формирование профессионального выгорания и о сформированности тех или иных стадий, что требует более тщательного эмпирического исследования влияния данных факторов. Эти исследования имеют большую практическую пользу, так как профессиональное выгорание является необратимым и можно лишь предотвратить его формирование или затормозить развитие, но не преодолеть полностью [17]. Полученные данные позволят более качественно осуществлять профессиональный отбор в службы спасения, а также психологическое сопровождение сотрудников.

Список литературы:

Ахромова А.Г., Голенко В. Анализ профессионального эмоционального выгорания у спасателей // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2015. – № 1. – С. 85-86.

Блинков А.Н., Лебединцева О.И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности (на основе анализа научной литературы) // Акмеология. – 2018. – № 1 (65). – С. 27-32.

Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор // Вестник национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. – 2014. – Т. 9. – № 2. – С. 106-111.

Власенко Н.Ю., Макарова И.И., Беличенко Н.А. Исследование показателей вариабельности сердечного ритма и особенностей синдрома эмоционального выгорания у пожарных-спасателей // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 165-172.

Водопьянова Н.Е., Густелёва А.Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к профессиональному выгоранию учителей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 166-172.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 336 с.

Выгорание и профессионализация : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Лукьянова, А. Б. Леоновой, А. А. Обознова, А. С. Чернышева, Н. Е. Водопьяновой // Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013. – 440 с.

Гордеева А.Н. Профессиональное выгорание сотрудников МЧС с разными типами личностного реагирования на стрессовую ситуацию // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2017. – № 17-3. – С. 85-94.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Москва: Академический проект, 2008. – 336 с.

Карамова Э.И., Хусаинова Л.И. Проявления эмоционального выгорания у пожарных с разными личностными особенностями // Символ науки. – 2016. – № 11-4 (23). – С. 164-168.

Каширский Д.В., Овчинникова А.Н., Саабельникова Н.В. Ценностно-смысловая сфера личности и синдром эмоционального выгорания сотрудников спасательного отряда МЧС // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 3. – С. 131-134.

Коломиец А.И. Профессиональное выгорание на рабочем месте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 168-171.

Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Деформация профессиональных представлений в виде профессионального выгорания // Профессиональные представления. – 2014. – № 1 (6). – С. 156-166.

Кулаковская В.И., Гуменюк О.В. Определение групп сотрудников МЧС, наиболее подверженных профессиональному выгоранию // Безопасность в чрезвычайных ситуациях: сборник научных трудов VIII всероссийской научно-практической конференции. Санкт-петербургский политехнический университет Петра Великого (21-22 апреля 2016 г., Санкт-Петербург) / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого". – Санкт-Петербург, 2016. – С. 124-127.

Мозгунова С.И., Редина Е.А. Эмоциональное выгорание как фактор, снижающий профессиональную надежность пожарных // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2018. – № 1(9). – С. 309-311.

Молчанова Л.Н., Редькин А.И. Жизнестойкость как детерминанта состояния психического выгорания у спасателей МЧС // Перспективы Науки и Образования. – 2014. – №1 (7). – С. 216-223.

Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: философия. Психология. Педагогика. – 2012. – Т. 12. – № 3. – С. 83-87.

Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности: монография. – Москва: ИП РАН, 2005. – 330 с.

Сидорович Ю.С. Феномен профессионального выгорания специалистов МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. – 2007. – № 2-2. – С. 159-163.

Скоблик О.Н. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание: методологический анализ проблемы // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки. – 2017. – № 9. – С. 77-80.

Смирнова А.Ю. Ольденбургский опросник профессионального выгорания: диагностика изменения психического состояния субъекта труда по континууму: увлеченность работой - профессиональное выгорание // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 17. – № 2. – С. 211-218.

Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (144). – С. 77-84.

Фёдорова А.А., Горбунова Н.И. Влияние эмпатии на профессиональное выгорание и стрессоустойчивость у сотрудников противопожарной службы с разным стажем профессиональной деятельности // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2013. – № 5. – С. 93-95.

Хлоповских Ю.Г., Кравцов А.В. Синдром профессионального выгорания в деятельности спасателя МЧС: причины, особенности и способы преодоления // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2015. – Т. 1. – № 1 (6). – С. 279-284.

Шадрина, А.А. Профессиональное выгорание – болезнь XXI века (причины, симптомы, течение) // Цивилизация – общество – человек. – 2016. – Т. 1. – № 2-3-02-03. – С. 55-58.

Просмотров работы: 309