РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ.

Николаева Л.В. 1, Рожина Н.П. 1
1Северо-Восточный Федеральный университет им М.К Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данной темы неоспорима, так как в последние годы одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии является формирование творческой личности. Творческая личность – это такая личность, которая обладает определенными творческими качествами и своими взглядами на жизнь.

Если само понятие «творческая личность» можно считать в той или иной степени определенным, то разработка единой концепции и технологии ее развития находятся на стадии поиска и становления.

Как известно, в развитии творческой личности огромная роль принадлежит воображению. Специальные психологические исследования показывают, что основой или «механизмом» воображения, вообще является фантазия. Фантазия выступает как важное условие нормального развития личности ребенка необходимая для свободного выявления ее творческих возможностей.

Творческая деятельность личности необходима каждому современному человеку, и развивать ее следует в дошкольный период детства. Творческое развитие представляет собой всеобщую и ведущую форму детского развития. Поэтому развивающее образование должно устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознания на основе творческой деятельности (17 с. 10). Для успешного решения данной проблемы имеет значение развитие творческих способностей детей, их творческого воображения.

Таким образом, мы считаем, что тема нашего исследования «Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» является актуальной.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: провести исследование уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза: творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если у них сформированы творческие способности, развита фантазия, умения по придумыванию сюжетов сказок, картин, отличающихся необычностью, оригинальностью образов, решений ситуаций.

Задачи работы исследования.

Провести анализ психологической литературы по теме исследования.

Подобрать методики изучения уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;

Провести исследование уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- анализ психологической литературы, наблюдение; беседа, тестирование, математическая обработка результатов эксперимента.

Методологической основой нашей работы явились труды Г.С. Альтшуллера, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, А.М. Страунинг, К.Д. Ушинского, А.Е. Флериной и др.

Практическая значимость исследования. Нами подобраны и апробированы методики по изучению уровней развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования, методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы воспитателями, психологами.

База исследования : МДОБУ ЦРР Детский сад 105 «Умка».

Структура исследования: состоит из введения, из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Сущность понятия творческое воображение

Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Творчество проявляется во всех конкретных его видах: изобретательном, научном, литературном, художественном и так далее.

«Творческой деятельностью мы называем такую деятельностью человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» - так дает определение творчеству известный российский психолог Л.С. Выготский (17, с.3).

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным фоном (18, с.10).

По свидетельству очень многих выдающихся деятелей науки искусства литературы в их творческом процессе особо важную роль играет воображение. Специальные философские и психологические исследования этого процесса приводят обычно к аналогичному выводу о том, что именно фантазия является основой или «механизмом» воображения вообще творчества (12,с.20).

Следовательно, надо признать бесспорным по крайне мере одно: как бы ни понималось воображение, его нельзя обойти при изучении мыслительной деятельности, или вообще творческой деятельности.

Исследование подлежат, прежде всего, те явления, факты и закономерности, которые обозначаются термином «фантазия».

Согласно наиболее распространенной и почти общепризнанной точке зрения под воображением понимается «психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий».

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение вероятно характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики (24 с.18).

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение обусловлено многими способностями личности – индивидуальными особенностями восприятия, мышления и памяти, особенностями его внимания, интересов, способностей. Тесно связано воображение и с волевыми качествами человека (14 с.231).

Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Однако степень этой зависимости может быть большей или меньшей. В связи с этим различают воссоздающее и творческое воображение.

Воссоздающее воображение есть создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых оригинальных образов.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которое заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий (76, с.270).

Начальные формы воображения появляются впервые в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции развития. Ребенок научается замечать реальные предметы и ситуации воображаемыми строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

Во-первых, по линии расширения круга замечаемых предметов и совершенствования самой операции замещения смыкаясь с развитием логического мышления.

Во-вторых, по линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносятся личностные отношения, они характеризуются яркостью насыщенностью эмоциональностью.

В-третьих, развиваются творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

В-четвертых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями по заранее предложенному плану контролировать степень соответствия результата поставленной задачи.

В 30-е годы крупнейший советский психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С. Выготскому удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливо они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Именно поэтому воображение необходимо развивать с детства. И наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения – это дошкольное детство (19, с.6).

Психолог Петровский А.В. отмечает, что «воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика».

Воображение творчески преобразует действительность; его образы гибки, подвижны, а их комбинации могут давать новые и неожиданные результаты.

И именно на протяжении такого сравнительного небольшого отрезка времени как дошкольное детство проходит существенное развитие. Воображение, то есть умение представить себе то, что еще не существует в действительности, отличает человека то всех других существ.

Первые проявления воображения у дошкольников относятся к 2,5 – 3 годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображениями предметами в игре.

Первоначально воображение ребенка целиком зависит и опирается на внешние средства, оно неотделимо от реальных действий. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает, происходит интериоризация. На воображение оказывают влияние все виды деятельности дошкольника и в особенности рисования, конструирования, чтение художественной литературы, игра.

Воображение характеризует активностью, действенностью. Как и другие психические процессы, оно бывает произвольным и непроизвольным.

Первое имеет место, когда человек занят каким-нибудь творческим трудом, заставляет работать свое воображение.

Непроизвольное же воображение проявляется тогда когда никакой задачи перед человеком не стоит, но он непроизвольно начинает мечтать.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воспроизводящее и творческое.

Воспроизводящее возникает на основе описания или изображения выполненных другими.

Творческое воображение заключается в самостоятельном создании нового образа. Оно связано с творческой деятельностью. Главными чертами творческого воображения являются способности к необычному комбинированию элементов действительности, созидание не имеющихся в реальности аналогов, умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных связях и отношениях, находить нетрадиционные способы проблемных ситуаций.

Так же существует два основных направления в развитии воображения: аффективное и познавательное.

Анализ аффективного воображения можно увидеть в работах З. Фрейда, где указывается, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов. Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является одним из механизмов его построения. При этом с одной стороны воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения, а с другой стороны выступать в качестве защитного механизмов.

Другое направление в развитии воображения-исследования Ж. Пиаже познавательного воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка. Основная задача познавательного воображения – это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлении ребенка о действительности, достраивания и уточнения целостной карты мира.

Активизация воображения дошкольников может осуществляться по двум направлениям: овладение детьми, как специфическими средствами порождения идей, так и средствами составления плана ее реализации.

Первое направление предполагает, что дети могут сначала научиться применять «опредмечивающий» образ, а затем образ, построенный способом «включения». Это делалось путем введения в обучения заданий, требующих от детей умение использовать тот или иной тип образа, а также через положительную оценку взрослым выбора нужного способа. Второе направление основывается на том, что специфическая форма опосредствования мыслительной деятельности дошкольников-наглядное моделирование. Оно выступает как одно из общих интеллектуальных способностей, которые обнаруживаются при решении самых разных задач.

Первые проявления воображения у дошкольников относятся к 2,5 – 3 годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами в игре.

К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже останется в нем, чем следы действительности, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительности жизни дитя не более как дитя существо не имеющие еще никакой самостоятельности слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (90, с.115).

В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и конечно проявляет большие фантазии, воображение и также проявляет свои эмоции больше чем во многих других ситуациях. Именно дети, которые обладают богатством эмоции, фантазии, выдумки охотнее принимаются в игру, а чаще сами зачинатели и организаторы игр.

Советский психолог А.В. Запорожец указывал: «Ребенок предпочитает зонтик готовой игрушечной лошади не, потому что он является символом, а потому что на зонтике можно ездить, а на игрушечной лошади нельзя и именно в этом проявляется не символизмом, а реализм воображения дошкольника» (28, с.58).

О развитии детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа продуктов их творчества.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда проявляется произвольность в запоминании из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитие подчинено тем же самым законам, каким следует другие психологические процессы (26.с. 186).

Опираясь на труды О.М. Дьяченко, можно выделить несколько этапов развития воображения детей дошкольного возраста. Они являются основными для выделения видов воображения, вследствие того что эти этапы развития воображения выступают в качестве опосредованной функции и представляют собой лишь возможности каждого возраста которые в естественных условиях реализуются меньшинством дошкольником.

1этап – от 2,5 до 3х лет.

В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста – это отделение ребенком себя от предмета, от действия предметом; и выделение своего личного «я», переживания своей отдаленности от определенного мира. Аффективное воображение в этом возрасте связано с использованием символов. Познавательное воображение на этом этапе характеризуется достраиванием до целого. Планирование продуктов своей деятельности отсутствует.

этап – от 4 до 5 лет.

В этом возрасте дошкольник нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Аффективное воображение связывается с переживанием реальной жизни, а познавательная – с развитием ролевой игры. Образцы строятся с помощью операции включения, у ребенка появляется специфическое планирование.

этап – от 5 до 7 лет.

В этом возрасте дошкольник уже усваивает основные образцы поведения и деятельности получает свободу в оперировании ими. Аффективное воображение направлено на изживание психо-травматических ситуаций, путь варьирования многократного повторения. Познавательное воображения направлено на поиск передачи переработанных впечатлений. Ребенок в этом возрасте планирует свои действия, использует операции включения.

Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них – это появление детских страхов. У детей 4х-5ти лет появляются самые различные страхи (темнота, черти, домовой и тому подобное). Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающего воображения. Это явление очень нежелательно и когда страх появится, надо помочь ребенку поскорей избавится от него.

Вторая опасность, таящаяся в развитии воображения, состоит в том, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только своими мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь, то он может превратиться в бесплодного мечтателя.

Именно поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным, тогда постепенно он начнет испытывать радость творчества, раскрывать себя в творческом созидании (26, с.29).

Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей. Он выделяет четыре группы таких условий.

Во – первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

Во- вторых, это условия социально-экономические, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

В-третьих, это психологические условия, сущность которых заключается в том что, у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослых его творческих начинаний.

В-четвертых, интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Роль взрослых по Дж. Смиту, заключается в том, что они должны создать для детей все группы условий. Кроме этого, совокупность этих условий- это реальный путь помощи ребенку в развитии его творческого воображения.

Существует очень распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развить в себе, и может, считается признанным к творчеству, то есть это генетически обусловлено.

Н.Н. Поддъяков выделяет одну, чрезвычайно важную особенность процесса творчества детей –он всегда насыщен яркими положительными эмоциями(62,с.).

Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:

-освоение социальных норм выражения чувств;

-изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;

-развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;

-формирование высших чувств –интеллектуальных, этических, нравственных.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или огорчен.

По мере роста маленького человека его эмоциональной мир становится богаче и разнообразнее. Меняются и внешнее проявление эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т.п.

Благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость своих хоть маленьких, но открытий. Яркие положительные эмоции –основа формирования острой потребности ребенка в том или ином виде. Именно на основе творчества мы имеем возможность, управлять формированием новых потребностей, обогащать и развивать личность ребенка.

1.2.Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и других.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению. Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя – нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков, – но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой. Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки. Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее. С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для дея-тельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап – коллективное творчество – не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.

1.3. ТРИЗ в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

В обществе социальные и экономические преобразования устанавливают необходимость формирования творчески активной личности. Умением обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед специалистами образования встает важная задача по развитию творческого потенциала дошкольников. Проблема развития воображения дошкольников интересует исследователей тем, что творческая деятельность человека этот психический процесс, который является необходимым элементом любой формы, его поведения в целом. Одним из видов воображения является творческое воображение.

Творческое воображение - это процесс творческой деятельности, характеризующийся созданием новых неповторимых стилей. Педагоги и воспитатели решают сложную задачу «социализации ребенка» — выявление способностей у детей, правильная оценка и поддержание развития. Потому что для творческих начал этот период играет важнейшую роль. Развивать способности следует планомерно и систематично, учитывая возрастные особенности, психическое и физическое развитие ребенка, условия в которых он воспитывается и другие факторы.

Для выявления творческого потенциала ребенка исследователями выявлены черты, характеризующие наличие творческих способностей у дошкольника. Ребенок с творческим началом самостоятелен, активен и предприимчив, применяет уже освоенные способы работы к новому содержанию, находит нестандартные способы решения задач, эмоции и чувства выражает при помощи различных изобразительных средств. Люди отличаются от животных способностью творить.

Применяя творчество человек может изменить реальность, передать ее так, как он бы хотел эту реальность видеть или же сохранить ее на годы. Творческое воображение выступает не только условием эффективного овладения информацией. Как показали исследования, оно является предпосылкой творческого формирования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. И в большей степени определяет результативность учебного и воспитательного процесса. Значимость творческого воображения в различных видах деятельности отмечают Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях.

Л.С. Выготский считает, что к старшему дошкольному возрасту возникают задачи нового типа, в которых результат действия не прямой, а косвенный, и для его достижения ребенку нужно учитывать связь между несколькими явлениями, происходящими единовременно или последовательно [1]. Исследователями в наше время уделяется внимание проблеме применения ТРИЗ технологии в дошкольном образовании (А.М. Страунинг, Н.Е. Веракса, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, О.Н. Самойлова, О.М. Дьяченко, И.Я. Гуткович, Н.Н. Хоменко).

Родители, воспитатели и педагоги, больше озадачены развитием знаний и умений ребенка, а не его интересом к познанию происходящего вокруг. В результате у ребенка может пропасть дух исследователя, и он будет воспринимать мир как должное, не задумываясь, почему происходит именно так, а не иначе. Не научившись распознавать и видеть связь, логическую закономерность между процессами, ребенок в будущем может испытывать затруднения в учебе, ему будет тяжело в жизни, потому что требования к современному человеку заключается в способности к самообразованию и саморазвитию, которое обеспечивается познавательным интересом, активностью.

По мнению Е.В. Ануфриенко и Н.В. Попова: «развитие детского воображения, восприятия, мышления и других психических функций, нельзя представить в виде наслаивающихся друг над другом форм, так что каждая приурочена только к определённому возрасту. Воображение у ребёнка проявляется многообразно. Главную роль при этом играют возрастные и индивидуальные различия. Развитие воображения у старшего дошкольника совершается благодаря формирующейся способности абстрагироваться от навязанных образов, выходить за пределы стандартных взглядов. Когда как, творческое воображение остается в большей степени непроизвольным, и его развитие зависит от организации процесса руководства и используемых инструментов.

Технология ТРИЗ является одной из самых эффективных средств развития творческого воображения. Автором ТРИЗ, является Г.С. Альтшуллер. Изобретена данная теория была в 40-х годах. Со временем ТРИЗ не стояла на месте и стала применяться в различных областях, в том числе и в педагогике. Ключевым замыслом является совмещение педагогической науки и теории решения изобретательских задач. Целью является определения алгоритмов, создания инструментальных способов построения системы средств развития, обучения и воспитания на основе целостного восприятия этих процессов в соответствии с общими законами развития систем [2]. По мнению Г.С. Альтшуллера,

ТРИЗ дает методы и алгоритмы, которые помогают ребенку в творческом поиске. Благодаря чему происходит формирование мышления, строящегося на принципах, которыми уже обладает психика: принцип целостности, активности, развития, коммуникабельности, адаптации к окружающей среде. В современном воспитании главной проблемой является формирование творческого человека, готового к нестандартным задачам в различных областях жизнедеятельности.

Именно поэтому на современном этапе развития, образование трудно представить без современных технологий активного обучения, которые позволяют перевести объяснительно-иллюстративный вид обучения в активно-деятельный, приходящий на смену традиционного. Современные ДОУ усилено пытаются приспособить технологии активного обучения для своих учеников. Наиболее положительным периодом для раскрытия творческого потенциала ребенка является дошкольный возраст. ТРИЗ технология, адаптированная к дошкольному возрасту позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом “Творчество во всем!” [3].

В центре внимания ТРИЗ педагогики, человек творческий, обладающий мощным запасом способов решения нестандартных задач. Имеющий гибкое, подвижное, системное воображение и ставящий перед собой достойные жизненные задачи. Развитие ТРИЗ технологии является главной целью в ДОУ.

С одной стороны формируются такие качества мышления, как гибкость, мобильность, диалектичность, системность; с другой поисковая инициативность, стремление к новшеству; творческого воображения и речи. Творческая, интеллектуальная деятельность, базирующаяся на активном поиске методов действий, уже в дошкольном возрасте может стать знакомой и понятной для детей. А это может произойти лишь в том случае, когда старания педагогов направляются на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу изучения, к самостоятельному поиску решений и результата поставленной цели.

ТРИЗ подход целесообразно использовать для решения трудностей развития ребенка. Концепция технологии ТРИЗ дает возможность качественно изменить процесс речевого развития дошкольников. Адаптированные методы ТРИЗ, дают несомненные преимущества в процессе развития речи. В активации познавания детей, в формировании мотивированных установок на проявление творческих умений, в развитии образной речи детей дошкольников.

Повышается результативность овладения всеми языковыми средствами, формируется осознание в построении лексико-грамматических конструкций, развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [3].  

По мнению В. Богат, любая педагогическая концепция в основе своей базируется на некоторые ценностные ориентиры. По ним просматривается успешность педагогических действий к конкретному ребенку, ученику, воспитаннику, субъекту педагогической деятельности. Использование ТРИЗ в педагогической деятельности направлено на формирование сильного мышления, поднятия творческой личности, готовой к решению нестандартных задач [4].

ТРИЗ – технология для детей дошкольного возраста представляет собой концепцию коллективных игр, занятий, которые нацелены на повышение результативности основной программы обучения и воспитания. Также она представляет собой управляемый процесс формирования нового, который в совокупности представляет точный расчёт, интуицию и логику.

Методы и приемы ТРИЗ дают возможность избавиться от барьеров в общении, от боязни неизведанного, научиться относиться к жизненным и учебным проблемам ни как к непреодолимым препятствиям, а как к очередным задачам, которые нужно решать.

Отмечено, что использование компонентов ТРИЗ значительно повышает творческую и мыслительную активность воспитанников, потому что ТРИЗ технология дает возможность мыслить широко, свободно, с осознанием происходящих процессов и находить своё собственное решение проблемы.

Креативность, изобретательство проявляется в творческой фантазии, что потом претворится в различных видах деятельности. При обучении старших дошкольников применение ТРИЗ технологии позволяет сформировать условия для вычленения творческих возможностей ребёнка, развитие его нравственных качеств, таких как способности радоваться успехам других, стремлением помочь, желанием найти выход из затруднительного ситуации.

Согласно мнению С.И. Гин, отличием классического подхода от ТРИЗ технологии в дошкольной педагогике к воспитанию и развитию детей является то, что в рамках представленной технологии дошкольников учат самостоятельно находить ответы на большое количество вопросов, анализировать, решать задачи, а не повторять сказанное воспитателями или родителями, быть личностью [5].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, удалось выявить те ресурсы, с помощью которых ТРИЗ технология дает возможность развивать творческое воображение старших дошкольников. Содержимое занятий и упражнений, направленное на создание нового образа; открытый характер заданий, позволяющий направлять воображение на создание чего-то другого и оригинального; интересная и эмоционально вовлекающая творческая деятельность, которая интересна детям; возможность для развития всех психических процессов, позволяет формировать творческие коллективы и сильные творческие личности, способные решать нетривиальные идеи в условиях здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [10].

Вывод по главе.

Таким образом, жизнь это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Развитие творческого воображения детей - сложный целенаправленный процесс, предполагающий развитие творческой активности, мышления, формирование качеств творческой личности. Обучить творчеству нельзя, но применение специальных приемов и методов обучения может содействовать его проявлению. Составляющей воспитания творческой личности является развитие творческого воображения.

Глава 2. Исследование уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Описание методик по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Для диагностики способности воображения традиционно используются следующие методические подходы:

1) оценка оригинальности традиционных форм и видов деятельности;

2) тестирование, связанное с оценкой продуктивости процессов воображения;

3) самооценка параметров образов воображения.

Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы методы по-своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОБУ ЦРР детский сад 105 «Умка», в старшей группе «Буратино».

Исследование состояло из 3 этапов. На первом этапе осуществлялось выявление степени оригинальности решения задач на построение образа по методике № 1 (Урунтаева Г.А.) .

Цель :Определить уровни развития воображения, выявляют степень оригинальности, необычности изображения.

Подготовка исследования:подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами : контурное изображение частей предметов. Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картина. Предварительно можно провести беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака в небе и т. д.).

Обработка данных.Выявляют степень оригинальности , необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Низкий уровень. - Характеризуется тем, что ребенок еще не понимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Средний уровень. - Изображая отдельный объект, ребенок включает в него какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Высокий уровень.- Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Вторым этапом исследования было изучение скорости процессов воображения по методике № 2 «Скульптура» (Немов Р.С.) [5]

Цель: изучение скорости процессов воображения, необычности, оригинальности образов, разработанность (детализированность) образов.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;

2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;

4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;

6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;

8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;

10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.

Третьим этапом исследования является методика №3 «сочинение сказки и истории на заданную тему» О.М. Дьяченко.

Цель: выявление скорости процессов воображения; необычности, оригинальности образов воображения, проработанности (детализированность) образов.

Воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказку или историю на заданную тему. Дети по очереди рассказывают сказки, а воспитатель по ходу рассказывания сказки оценивает уровень развития воображения.

Если ребенок затрудняется при сочинении сказки, то воспитатель должен помочь наводящими вопросами.

Занятия проводятся по подгруппам. Для определения уровней использовали следующие показатели:

Низкий уровень –дети не могут справиться с заданием даже при помощи воспитателя, составить схематичную и неоригинальную сказку.

Средний уровень –лети самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна, либо придумывает с элементами оригинальности при помощи воспитателя.

Высокий уровень –дети самостоятельно придумывают и рассказывают сказку с элементами оригинальности и со всеми деталями.

2.2.Диагностика уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего этапа исследования - выявление уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и задачами проводимой работы было проведено исследование уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на базе МДОБУ ЦРР детский сад 105 «Умка» в г.Якутске, в старшей группе «Буратино». Всего в эксперименте участвовало 25 детей.

В экспериментальной работе проводилось всего 3 методики, с целью выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

1 методика «изучение оригинальности решения задач на построение образа»

Цель :Определить уровни развития воображения, выявляют степень оригинальности, необычности изображения.

На данном этапе исследования по выявлению степени оригинальности, необычности изображения обучающимся было дано задание дорисовать фигуру. В ходе выполнения были получены следующие результаты:

Результаты степени оригинальности, необычности изображения у младших школьников

Уровни развития

Кол-во человек

%

Низкий

4

16

Средний

16

64

Высокий

5

20

На основе анализа полученных результатов можно сделать вывод, что 16% - имеет низкий уровень оригинальности воображения, 64% - средний уровень, 20% - высокий уровень оригинальности.

В ходе исследования дети были очень заинтересованы деятельностью, проявлялась активность и позитивный настрой. Были внимательны и послушны. Задания выполняли чуть больше заданной времени, но очень старались. В основном затруднялись застенчивые дети, в ответе « Что получилось?» отвечали долго и тихо, но это на рисунок детей не повлияло.

Дети с низким уровнем рисовали рядом с фигуркой что-то свое и затруднялись ответить что у них получилось и не принимали задачу данного задания. Средний уровень детей дорисовывали большинство фигурок, однако все рисунки схематичны, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми. Дети с высоким уровнем развития творческого воображения дали схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки. Предложенная для дорисовывания фигурка являлась обычно центральным элементом рисунка.

2 методика исследования было изучение скорости процессов воображения «Скульптура» (Немов Р.С.)

Цель: изучение скорости процессов воображения, необычности, оригинальности образов, разработанность (детализированность) образов.

Результаты измерения скорости процессов воображения, необычности, оригинальности образов, разработанность (детализированность) образов

ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками

0-1 балл

придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое

2-3 балла

сделал простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух — трех - 4-5 балла

придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии

6-7 балла

придуманная вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана

8-9 балла

придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом - 10 баллов

Кол-во об-ся

%

Кол-во об-ся

%

Кол-во об-ся

%

Кол-во об-ся

%

Кол-во об-ся

%

Кол-во

об-ся

%

2

8

3

12

5

20

9

36

6

24

0

0

На основе анализа полученных результатов можно сделать вывод, что 8% обучающихся не могут ничего придумать и сделать руками, 12% - придумывают и делают что- то очень простое, 20%- делают простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух — трех, 36%- придумывают что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии, 24% - придумывали вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана, 0%- придумали вещь достаточно оригинально, и детально проработанную, и отличающуюся хорошим художественным вкусом.

3 методикаисследования «сочинение сказки или истории по заданной теме» О.М. Дьяченко.

Уровни развития

Кол-во человек

%

Низкий

6

24

Средний

15

60

Высокий

4

16

Методика проводилась по подгруппам (по4 детей). Заданная тема была о том, как однажды маленький бельчонок потерял свою маму. В первую очередь у детей возникло чувство эмпатии и сочувствии, поэтому дети старались придумывать счастливую концовку. В основном были затруднении с детьми с нарушением речи, но они активно проявляли интерес к процессу. Остальные дети придумывали сюжет самостоятельно, я лишь помогала несколькими словечками. Несколько детей использовали в своем рассказе предметы и игрушки, которые были рядом.

После проведения диагностики и анализа полученных результатов видно, что у детей преобладает средний уровень развития воображения.

Вывод по главе 2.

В опытно-экспериментальной работе нами были проведены 3 методики по выявлению уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

- «скульптура» (Немов.Р.С.);

-«изучение оригинальности решения задач на построение образа» (Урунтаева Г.А.);

-«сочинение сказки или истории по заданной теме» (О.М.Дьяченко).

В ходе исследования нами был выявлен средний уровень развития творческого воображения, что говорит о

2.3. методические рекомендации

Для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста мы разработали методические рекомендации на основе использования технологии ТРИЗ. ТРИЗ технология является универсальным инструментом, который можно использовать практически во всех видах деятельности, что позволяет формировать правильную, гармоничную, научно обоснованную модель мира в понимании ребёнка-дошкольника. Используя ТРИЗ технологию, ребенок получает взаимообмен итогами решения и результат одного ребёнка стимулирует мысль другого, расширяется диапазон воображения, стимулируется его развитие, создаётся ощущение успеха. ТРИЗ технология имеет большой арсенал методов и приёмов работы, которые уже показали свою эффективность в работе и адаптированы для дошкольников.

Для организации развивающей работы с детьми по развитию творческого воображения средствами ТРИЗ нами был разработан программно-методический комплекс, поддерживающий  образовательный процесс на различных этапах обучения и обеспечивающий наиболее оптимальный путь его включения в систему развивающего обучения.

В программно-методический комплекс вошли: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, круги Луллия, мышление по аналогии, метод каталога, метод системных анализов, метод ММЧ, метод МЗР,

К методам ТРИЗ А.Г. Альтшуллер относит следующие:

· Метод мозгового штурма. Он представляет собой эффективный метод решения проблемы, основанный на стимулировании творческой деятельности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решений. Результатом является единогласно принятое решение. Метод морфологического анализа эффективно используется для развития творческого воображения, преодоления стереотипов, фантазии.

Сутью данного метода является, комбинирование разных вариантов оценок одного объекта для создания нового образа данного объекта.

Метод фокальных объектов. Заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать речь, воображение, фантазию, но и управлять своим мышлением. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Метод системного анализа дает возможность посмотреть на мир как на систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Методика системного анализа разра­батывается, чтобы организовать процесс приня­тия решения в сложных проблемных ситуациях.

Метод каталога. В большей степени он направлен на обучение дошкольников творческому рассказыванию. Метод используется для снятия психологической инерции и ломки стереотипов. Придумывание сказочных героев, их действий и описания места действия.

Круги Луллия. В процессе работы с данным методом у детей формируется познавательная активность, возникает понимание к процессу комбинирования информации.

Метод моделирование маленькими человечками или ММЧ. Этот метод дает возможность осуществлять моделирование процессов, происходящих в естественном и рукотворном мире. Метод помогает представить модель системы или процесса. Замена элементов, находящихся в области возникновения задачи, живыми существами, раскрепощает мышление, делает его более свободным. Возникает возможность, хотя бы мысленно, совершать самые фантастические действия.

Метод Золотой рыбки (МЗР) - метод обоснования новых идей. Суть заключается в накручивании слоев реальности вокруг фантастической идеи. Метод снимает слои реальности и выявляет ту центральную идею, которая легла в основу необъяснимого фантастического процесса или явления. Метод Золотой рыбки помогает преодолеть психологическую инерцию в случаях, когда решение кажется не возможным.

Мышление по аналогии - когда выделяется сходство предметов и явлений по каким-либо признакам. Детям предлагают использовать разные приёмы волшебства: разделение-объединение, увеличение-уменьшение, оживление оцепенение, видоизменение признаков времени, специализация-универсализация и т.д.

Благодаря применению ТРИЗ технологий в работе с дошкольниками, происходит стимулирование детей к поиску истины и сути, совместному решению проблематичных ситуаций. Во время игровой деятельности происходит формирование и развитие воображения у дошкольников, поэтому необходимо наблюдать за игровой деятельностью ребенка и не перегружать его. Игры и игровые материалы, использованные воспитателями на занятиях с детьми необходимо предоставить родителям. Это даст возможность обучить детей использовать игровые пособия для стимуляции фантазирования. С развитием более высокого уровня воображения предыдущие этапы бесследно не исчезают, поэтому следует под особым контролем держать системность занятий и их очередность при переходе от простых приемов воображения к более сложным.

Создание мнимых ситуаций- один из способов стимулирования воображения дошкольника. Такие ситуации взрослые могут создавать по средствам сказок, колыбельных, рассказов и т.д. Поначалу мнимые ситуации необходимо создавать при помощи реальных действий (бегает, прыгает, ходит, летает), и предметов. Детскую игру не всегда следует ограничивать и контролировать. Часто проявление бурной фантазии и осваивание реальности происходит в самостоятельной игре [6]. Нельзя оставить без внимания разницу в способностях детей. Если у ребенка низкий уровень развитости воображения то, ему нужно больше стимулов со стороны взрослого, необходимы предметы для опоры фантазии. Детям, находящимся на более высоком уровне развитости воображения, необходимо при помощи различных импульсов, лишь изредка привлекать к процессу воображения [7]. Рисование, конструирование, лепка, и занятия с природными материалами, вносят вклад в формирование воображения. Важно, чтобы эти занятия не стали механическим созданием поделок на заданную тему. Бесспорно, процесс создания поделки – это воображение, но не в полной мере. Полному формированию воображения дошкольников содействует обсуждение своего творения с воспитателем, родителем или другими детьми. При этом взрослый, задавая вопросы в процессе детской игры, дает возможность развивать ребенку речь. Это дает возможность взрослому узнать общий уровень развития ребенка и уровень развитости воображения в частности [8]. Обогащение и усложнение процесса воображения дошкольников является сложным и трудоемким процессом. Для этого необходимо побуждать детей к самостоятельному обращению к своему жизненному опыту, наполнением его через фантазии. Для того чтобы фантазия ребенка проснулась, упражнения и задания должны служить пусковым механизмом, и тогда она начнет сама продуктивно работать. Особый интерес воспитатели должны уделять приемам и способам, которыми использует ребенок при фантазировании. Воспитатель в процессе управления воображением дошкольников должен предлагать разные инновационные технологии и варианты воображаемых ситуаций и по стараться отделить реальные предметы-стимулы от воображаемых образов, делая воображение независимым когнитивным процессом [9].

Заключение

Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Анализ учебно-методической литературы позволил выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. В работе раскрыты основные методы технологии ТРИЗ, рассмотрены возможности их применения в дошкольном возрасте. В детском творчестве мы видим сознательное отражение ребенком окружающей действительности, которое построено на работе воображения. Наряду с этим дети научились разными способами решать свои задачи, приобрели новые знания, овладели новыми изобретательными навыками, расширили свою творческую возможность.

В итоге были сделаны следующие выводы:

-ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

-ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

-ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

-ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Список использованной литературы

Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: ТРИЗ/Г.С.Альтшуллер. – М., 1979.

Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск.. 1991.

Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать еретиком. – Петрозаводск, 1991. – с. 11.

Белова Л.С. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1. – С. 4-7.

Белова Л.С. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 1998. - №2 – С. 3-15.

Белобрыкина О. Почему ТРИЗ «буксует» в детских садах. // Дошкольное воспитание. – 1997. - №2. – С. 14 – 17.

Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 2010. - №10. – С. 30 – 32.

Богат В. К вопросу о тризовских занятиях. // Дошкольное воспитание. – 2008. - №11. – С. 39 – 40.

Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М.: Просвещение, 1996. – С. 120.

Венгер Л.А. Дьяченко О.М. Дошкольное обучение, программа, направленная на развитие способностей. // Дошкольное воспитание. – 1992. - №9 – С. 20.

Венгер Л.А. Дьяченко О.М. Дошкольное обучение, программа, направленная на развитие способностей. // Дошкольное воспитание. – 1992. - №10. – С. 11.

Воробьева Г. Развиваем творческие способности. // Дошкольное воспитание. – 2013. №1. – С. 12.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – СПБ.: Союз, 1997. – С.6.

Выготский Л.С, Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. М., 1997.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.

Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель – 1995.

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. –М.: Мн, 2008, –С 105.

Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 1987. - №1. – С.12.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Просвещение, 1996. – С.186.

Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – С.93.

Дыбина О.В. Что было до. –М .: Творческий центр СФЕРА, 2004. –С 150.

Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики. – М.: 1980. – С.58.

Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. –Мн.: 2010. –С 96.

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов.: 2008. –С 110.

Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск.: 2003. –С 206.

Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003. –С 194.

Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск.: 2006. –С 85.

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск.: 2007. –С 80.

Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск.: 2007. –С 98.

Просмотров работы: 888