Среди выдающихся дагестанских композиторов Магомед Азизханович Гусейнов занимает видное место. Он 2 февраля 1941 года в селе Хлют Рутульского района Дагестана. Начальное музыкальное образование будущий композитор получил в Махачкалинском музыкальном училище, высшее – в Московскои государственном институте культуры, где занимался в классе композиции профессора М. А. Осокина.
Творчество композитора по охвату жанров и широте музыкально-стилестических связей достаточно широко. Постигая глубины музыкального искусства, он воплотил свои знания в вокальных, хоровых, оперных, камерных, симфонических композициях. Развиваясь как композитор, чье становление как художественной личности протекало в народной стихии, М. Гусейнов с необычайной целеустремленностью и интересом познавал различные классические формы, составы оркестров, национальный фольклор. В своем творчестве он активно применяет дагестанские народные мелодии и ритмы, но по-своему их развивает.
Среди обширного в жанровом отношении творчества М. Гусейноыв, симфонические сочинения занимают важнейшее место. Композитору принадлежит ряд оркестровых произведений, отличающихся индивидуальной неповторимостью образного строя, музыкального языка и стиля. Уже ранние сочинения автора поражают необыкновенной яркостью образов и выразительных средств. Такой работой явилась музыкальная картина «Краски Юга» (1974 г.). С огромной теплотой в широких кругах слушателей были встречены «Музыкальные краски Дагестана» (1980 г.), состоящие из 4-х частей: «Утро в Рутуле», «Крепость Нарын-Кала, «Радранские горы», «Дорога на Фолфан». Программный замысел этой музыки навеян образами дагестанской природы. Данное сочинение выделяется среди других неожиданными контрастами частей и новаторством в области гармонии.
В своих сочинениях композитор обращается к национальным поэтам. Одно из лучших произведений М. Гусейнова, по мнению многих критиков, несомненно, является драматическая поэма «Эмин» для дудука, зурны и камерного оркестра (1988 г.). В своем оригинальном произведении он ярко и образно воплотил стихи классика лезгинской поэзии Етима Эмина. Органичное сочетание солирующих дудука и зурны, мастерски вплетённое композитором в общий замысел поэмы, – несомненное достоинство произведения. Среди других ярких симфонических сочинений необходимо выделить следующие: поэма-импровизация для скрипки с оркестром (1979 г.), адажио и престо для литавр, фортепиано и струнного оркестра (1982 г.), увертюра «Дагестан» (1985 г.), балет «Рапсодия любви» (2018 г). Композитор великолепно чувствует возможности оркестра, его симфонические произведения отмечены красочностью, тембровым разнообразием звучания, тяготением к тематическому единству и одновременно к свободе симфонического развития музыкальных образов.
Наиболее притягательными и обширно представленными у М. Гусейнова являются произведения, написанные для оркестра народных инструментов. Они отражают музыкальное мышление композитора, в котором видны ярко выраженный национальный характер, любовь к родному краю, природе, народу. Новаторство М. Гусейнова, прежде всего, связано с обращением к фольклору народов Дагестана, ранее не привлекавших композиторов: Сюита «Рутульские эскизы» (1973 г.), «Цахурские мотивы» (1973 г.), «Агульские мотивы». (1974 г.). Отмечены несомненной самобытностью и профессионализмом произведения, в которых он активно использовал дагестанские народные мелодии и ритмы, такие как: Парафраз на лезгинские темы (с фортепиано) (1974 г.), Радранские ритмы (1981 г.), Лезгинская рапсодия для тара с оркестром (1985 г.), Забытая мелодия для гобоя с оркестром (1987 г.), Забытая мелодия для кеманчи с оркестром (1987 г.), Рапсодия для дудука с оркестром (1989 г.), Хинарская фантазия (2017 г.).
Среди многочисленных камерно-инструментальных произведений огромный успех приобрели «Десять образов для фортепиано» (1981 г.): «Радость», «Сказ», «Лирический фрагмент», «Самурский простор», «Загадка», «Крепость Нарын-Кала», «Неожиданная встреча», «Пляска и плакса», «Танец юности», «Птицы». По достоинству оценены музыкальными критиками и концерты композитора: концерт-поэма «Контрасты» для фортепиано с оркестром (1984 г.), концерт для гобоя с оркестром (1985 г.), концерт для трубы с оркестром (1986 г.).
Вершинным явлением в творчестве М. Гусейнова стала опера по сюжету лезгинского народного героического эпоса «Шарвили», либретто И. Багировой (2008 г.). В своем монументальном сочинении композитор передал образ увековеченного исторической памятью народа храброго, воинственного, могучего богатыря Шарвили, наделенного недюжинной силой, ловкостью и смекалкой. Образ Шарвили преобразовывался долгое время, и в нынешних реалиях он символизирует бесконечную борьбу, высокие нравственные и духовные ценности своего народа.
Лирическая сфера, играющая важную роль в творчестве композитора, представлена многочисленными романсами и хоровыми сочинениями. Об этом говорят названия трех циклов романсов: «Сюита о любви» на слова А. Саидова (1976 г.), «Боль и радость» на слова Ф. Алиевой (1981 г.), «Дай печаль свою» на слова Ф. Алиевой (1982 г.). В один ряд с вокальными циклами можно поставить и хоровые циклы: «Песни самых счастливых» на слова А. Раджабова (1977 г.), «Как высоко луна» (1986 г.), «Я зову тебя» (1987 г.) на народные слова. Глубоко индивидуальна кантата для хора «Поклоняюсь солнцу высокому» (1979 г.). Более поздняя, рутульская лирическая кантата «Ритмы Лалаана» (2001 г.), демонстрирует повышенный интерес композитора к творчеству ашугов и поэтов.
В области вокально-симфонической оратории композитором написаны Трагические фрески «Протест совести» (1998 г.), в которых он воплотил образ трагедии времени, передав ужас событий на постсоветском пространстве в конце XX века.
Интерес М. Гусейнова привлекает также и область театральной музыки. Созданная им музыка к спектаклям исполняется в различных театрах: лезгинском, даргинском, аварском, табасаранском, русском. В его театральной музыке доминируют яркость тембровых красок, многоплановость музыкального развития. Оригинальные мелодии, исполняемые нетрадиционными оркестровыми составами, получили широкую известность благодаря обретенной самостоятельной жизни.
Для музыкального стиля М. Гусейнова характерны яркая образность, мелодическая щедрость, богатство ритмики, красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Вобравшая в себя особенности национального фольклора, музыка композитора всегда чутко реагирует на чаяния народа, обхватывая обширный круг жизненных, философских проблем. Обладая глубокими познаниями в фольклоре с его своеобразными ритмоинтонациями и орнаментикой, музыка М. Гусейнова современна. В ней с огромной душевной искренностью выражены различные человеческие чувства. Она с большим успехом исполняется как в России, так и за рубежом. Преданность искусству, огромное трудолюбие и безграничная любовь к народной музыке – выделяют этого прекрасного композитора.
Список литературы:
Абуева З. Возвращая все людям // Профсоюзная трибуна. – Махачкала, 25.10.1991.
Коркмасова М. Дорогу осилит идущий // Дагестанская правда. – Махачкала, 06.11.2001.
Фатуллаева Р. Звезда высокой светимости // Лезгинские известия. – М., 2006.