НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нуждается в поддержке со стороны государства, так как он играет значительную роль в экономике и социальной сфере любого государства по целому ряду причин. Быстрое реагирование на динамику запросов рынка и быстрая адаптация к изменяющимся условиям - это факторы, влияющие на наиболее эффективное использование ресурсов, поддержку и развитие инфраструктурных отраслей экономики.

По данным ФНС России на 10.12.2017 г. зарегистрировано 5,998 млн субъектов МСП. В период с 10.01.2017 прирост этого показателя составил 2,25%.

В налоговой практике для стимулирования развития предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, применяются: специальные налоговые режимы (СНР), «налоговые каникулы», рассрочка или отсрочка уплаты.

Введение специальных налоговых режимов позволяет снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, а также упростить налоговый счёт и снизить налоговую отчетность.

Поступления налогов по СНР в бюджетную систему Российской Федерации, согласно данным ФНС РФ, в 2016 году составил 380,39 млрд. рублей, что на 10,1% больше, чем в 2015 году.

Рост поступлений можно объяснить увеличением налоговой базы за счёт нарастания общего количества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

По данным статистики, самый большой процент всех налоговых поступлений от использования СНР приходится на упрощённую систему налогообложения (УСН). Поступления в 2016 году возросли на 12,9% по сравнению с 2015 годом.

Организации и ИП, использующие данный специальный налоговый режим, освобождаются об обязанности уплаты некоторых налогов.

Положительным моментом для налогоплательщика является самостоятельный выбор объекта налогообложения исходя из целесообразности. Такими объектами могут являться доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов [1]. В зависимости от данного выбора будут применяться разные ставки: в первое случае – 6%, во втором – 15%. Ставки могут изменяться в связи с законами субъектов Российской Федерации.

Вторым по популярности среди СНР является единый налог на вмененный доход (ЕНВД), однако наблюдается снижение поступлений на 5,3%. Это обусловлено сохранением тенденции снижения числа налогоплательщиков, применяющих указанную систему. Данный режим используется лишь для определенных видов деятельности и в тех территориальных образованиях, где это разрешено местным законодательством. Объектом налогообложения в данном случае является вмененный доход. Налоговая ставка составляет 15%, однако может изменяться нормативными правовыми актами территориальных образований в границах 7,5 – 15%.

Для производителей, занимающихся сельским хозяйством как основным видом деятельности, предусмотрен единый сельскохозяйственный налог. Поступления ЕСН в 2016 году возросли на 1,5 раза по сравнению с 2015. Данному режиму свойственна устойчивая ставка 6%, начисляемая на разницу между доходами и расходами. Организации и ИП освобождаются от ряда уплаты других налогов.

Патентная система налогообложения (ПСН) – вид специального режима, которым могут воспользоваться только ИП. Сущность режима состоит в приобретении патента, дающего право осуществляться предпринимательскую деятельность в определенной сфере. Поступления налога, взимаемого в связи с применением данной системы налогообложения, в 2016 году выросли относительно 2015 года в 1,4 раза. Процентная ставка в данном случае составит 6% от налоговой базы ИП.

Второй подход стимулирования малого и среднего бизнеса путем налогового регулирования подразумевает введение налоговых льгот и «налоговых каникул».

Под «налоговыми каникулами» понимается освобождение от уплаты налогов на определенный период времени. Данная мера поддержки малого и среднего предпринимательства может быть предоставлена ИП, зарегистрированным после вступления в силу законов субъектов РФ, применяющим УСН или патентную систему налогообложения и осуществляющим предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению [2].

В РФ также существуют такие налоговые льготы, как рассрочка или отсрочка уплаты. Если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии заплатить налог в данный промежуток времени, он вправе запросить у налогового органа отсрочку или рассрочку в уплате.

Среди субъектов МСП велик риск ухода от уплаты налогов. Так, задолженность по СНР на 01.01.2017 составила 30,4 млрд. рублей и по сравнению с началом 2016 года увеличилась на 2,6 млрд. рублей, или на 9,2%.

Малый и средний бизнес несомненно нуждается в государственной поддержке. В настоящее время налоговое стимулирование данных субъектов достаточно разноплановое и создает значительные перспективы и преимущества налогоплательщикам, формируя благоприятную среду для предпринимательской деятельности. При этом, проведение грамотной налоговой политики в области малого и среднего бизнеса позволяет оказывать воздействие на решение наиболее важных социально-экономических задач Российской Федерации.

Список литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электрон. ресурс] : федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015). - Электрон. дан. - М. : Консультант Плюс, 1997-2017. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 11.12.2017).

Налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей в субъектах РФ [Электрон. ресурс] : справочная информация – Электрон. дан. – М. : Консультант Плюс, 1997-2017. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190568/ (дата обращения: 15.12.2017).

Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 8.

Упрощённая система налогообложения [Электрон. ресурс] : справочная информация – Электрон. дан. – М. : Федеральная налоговая служба. – URL: https://www.nalog.ru/rn42/ip/ip_pay_taxes/usn/ (дата обращения: 13.12.2017).

Просмотров работы: 25