ТЕХНОЛОГИЯ BLENDED LEARNING КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕХНОЛОГИЯ BLENDED LEARNING КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Кабанова А.А. 1, Гудкова Л.В. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационно-коммуникационные технологии всё быстрее включаются не только в нашу повседневную жизнь, но и во все сферы жизни, в том числе образовательную [1]. В школах практически в каждом классе есть проектор, компьютер с выходом в Интернет, что помогает разнообразить образовательный процесс с помощью презентаций, видеоматериалов или образовательных игр. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [3] уделяется значительное внимание внедрению информационных технологий в образовательный процесс в рамках системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Целью этого внедрения является развитие информационной культуры обучающихся, которая бы отвечала современным требованиям жизни.

Ни для кого не секрет, что к концу среднего этапа обучения иностранному языку у учащихся снижается мотивация к его изучению. Столкнувшись с трудностями грамматики, сложностью иноязычной орфографии, окунувшись в бездонный мир лексики, многие учащиеся теряют интерес к дальнейшему активному изучению иностранного языка [2]. Кроме того, доминирующая на уроках иностранного языка в российских школах фронтальная форма работы не способствует достаточному погружению обучающихся в языковую среду [4].

Мы предположили, что использование технологии blended learning на уроках иностранного языка поможет учителю не только выполнить одно из требований ФГОС, но и внесет свой определенный вклад в повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка. Для проверки гипотезы в качестве экспериментальной модели мы использовали технологию blended learning на платформе Google Classroom.

Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и очно с преподавателем, и самостоятельно онлайн. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии [5].

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами в условиях учебно-воспитательного процесса в ходе преддипломной практики в период с 19.11.2018 по 15.12.2018 на базе МОУ СОШ № 8 г. Шуи Ивановской области. В экспериментально-исследовательской деятельности были задействованы учащиеся восьмого класса. За период практики было проведено два урока английского языка в очном режиме по теме “Adventure travelling”, остальная работа проходила в режиме онлайн на платформе Google Classroom.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

На первом этапе мы провели анкетирование учащихся на предмет пользования ими Интернет-ресурсов при обучении. Анкетирование показало, что 90% обучающиеся активно используют Интернет для самостоятельного обучения. 64% учеников ответили, что они хотели бы, что бы на уроках английского языка применялось и Интернет-обучение.

На втором этапе проводился непосредственно сам эксперимент, в рамках которого для обучения учащихся теме «Adventure travelling» была применена технология blended learning.

Наш эксперимент мы начали с урока-ознакомления. Урок включал в себя знакомство учеников с сущностью и основными этапами учебной деятельности по технологии blended learning, с правилами использования онлайн-материалов, а также обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся при выполнении заданий. Мы убедились в том, что у учеников имеется доступ к персональному компьютеру (ноутбуку, планшету и т.д.), а также выход в сеть Интернет (не менее двух часов в неделю).

Первый очный урок был посвящен введению в тему «Adventure travelling», целью которого стало активизация лексического материала по изучаемой теме. Работа над лексикой проходила в несколько этапов. Сначала мы предложили учащимся вспомнить и систематизировать уже знакомые им лексические единицы по теме «Travelling», используя прием «Кластер». Далее учащимся была показана презентация с новыми лексическими единицами по изучаемой теме. Сначала были слайды с картинками и новыми словами, которые ученики запоминали. Далее из слайдов убиралось написание слов, и оставались только картинки, учащиеся должны были назвать новые слова. Новую лексику учащиеся должны были также использовать и в следующем задании – описать в парах картинку по теме «Adventure travelling».

Таким образом мы подготовили ребят для дальнейшей самостоятельной работы с текстом на платформе Google Classroom.

Далее происходила работа на онлайн-платформе. Ученикам был дан текст «Adventure travelling» для самостоятельного изучения. После прочтения учащиеся должны были выполнить три онлайн-теста: один с выбором одного правильного ответа, два - с множественным выбором. Все тесты были направленны на проверку понимания прочитанного. Далее они должны были ответить письменно на два вопроса. Контроль тестов проходил на платформе автоматически, а ответы на письменные вопросы проверял и оценивал учитель. Все ученики успешно справились с заданиями.

Затем ученики по группам готовили проекты по предложенным или выбранным ими самостоятельно темам. Всего образовалось пять групп, каждая из которых работала над одной из тем: «Mountain Biking», «Climbing», «Dogsledding», «Overlanding», «Hitchhiking». Вся нужная информация для подготовки проектов у них была на онлайн-платформе (структура проекта, языковые клише для составления текста, ссылки на сайты с подходящей информацией). Учащимся была дана неделя на подготовку проектов, все интересующие вопросы они задавали с помощью личных сообщений учителю на Google Classroom.

На втором очном уроке ученики защищали свои проекты. После презентации проекта одноклассники задавали вопросы на английском языке, на которые выступавшие должны были ответить. В конце урока ученики оценивали проекты друг друга и высказывали свое мнение, обосновывая его на английском языке.

На третьем этапе эксперимента мы снова провели опрос учащихся, целью которого было выявить их отношение к использованию технологии blended learning на уроках английского языка.

Мы получили следующие результаты. 90% учащихся к такому виду обучения относятся положительно и отмечают у себя повышение мотивации к изучению английского языка. Мы получили такие отзывы: «Это интересно, в отличие от учебников», «Работа была хорошей, так как телефон у тебя всегда с собой, и ты можешь делать домашние задания где угодно», «Google Classroom - это будущее, которое дает больше возможностей в плане обучения. С помощью Classroom можно изучить всё легче и приятней», «Мне понравилось так заниматься, потому что это модно и трендово, это лучше скучных учебников», «Я думаю, что обучение в Google Classroom подходит для современного обучения, так большинство учащихся часто пользуются Интернетом, и это очень удобно».

38% учеников попросили добавить на онлайн-платформу видео-уроки, 37% - различные интеллектуальные игры и 25% - англо-русский словарь. У некоторых ребят не всегда была возможность пользоваться Интернетом, но два часа в неделю они находили и выполняли предложенные задания.

Наш мир развивается, каждый день ученые придумывают что-то новое. Образование тоже нуждается в изменениях. Технология blended learning, как показывает эксперимент, прекрасно подходит для школы. Обучающимся очень понравилось работать онлайн, проходить тесты и сразу получать за них оценку, видеть свои ошибки и корректировать их. Кроме того, им не приходилось долго искать нужную информацию, ссылки на неё были отобраны педагогом и расположены в одном месте, на платформе. Ребятам не нужно было спешить делать задания, они могли выполнять всё в собственном темпе. Комбинация работы учащихся в режиме оффлайн и онлайн привела к положительным результатам и повысила мотивацию учеников к изучению английского языка.

Список литературы

1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.

2. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. – М.: Академия, 2004. – 208 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012 [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.01.19)

4. Clark, D. Blended Learning: An Epic White Paper [электронный ресурс] /Clark D // Epic Group plc. – 2003. – 44 с. Режим доступа: http://www.alapitvany.oktopusz.hu/domain9/files/modules/module15/261489EC24A25.pdf. (дата обращения 15.02.2019.)

5. Tomlinson, B. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation [электронныйресурс] / Tomlinson, B., Whittaker, C.//British Council – 2013. 258 С. Режим доступа: http://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/D057_Blended%20learning_FINAL_WEB%20ONLY_v2.pdf. (дата обращения: 14.02.2019.)

Просмотров работы: 184