Углубленное изучение баз данных в 11 классе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Углубленное изучение баз данных в 11 классе

Анохина А.Д. 1
1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области технологий поиска и хранения информации, в содержание обучения этому предмету должно быть введено освоение умений и видов деятельности, характерных для избранной старшеклассниками будущей профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей решения поставленной задачи может стать изучение аспектов системы управления базами данных (СУБД) в рамках одного из профильных курсов по информатике, которые связаны с профессиональными интересами и намерениями школьников и введение которых предусматривается при организации профильного обучения учащихся на старшей ступени школы [1,2,4].

Чтобы старшеклассники успешно усваивали тему «Базы данных» необходимо выявить ее теоретические основы. Для этого мы проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования.

Проблемой изучения темы «Базы данных» в старших классах занимались такие исследователи как: М.А. Исламова, О.Ю. Ковырзина, С. В. Козлов, Т.Ф. Никифорова, Н.В. Софронова и другие.

М. А. Исламова [2] обосновывает введение профильного курса по теме «Базы данных» профессиональной направленностью деятельности учащихся на рабочий сектор, занимающийся вопросами поиска и хранения информации; недостаточностью материала при изучении данной темы (в базовом курсе рассматриваются только фактографические реляционные базы данных). Автор указывает, что в современном мире компьютерные технологии позволяют хранить большие объемы данных, осуществлять в них поиск, вносить изменения и приводит пример такой системы (система продажи железнодорожных и авиационных билетов), именно такими системами являются базы данных.

Основной проблемой при изучении БД автор считает обучение учеников формальному представлению условий поиска в виде логических выражений.

Изучение профильного курса баз данных автор подразделяет на два уровня: минимальный (дать общие сведения о базах данных и научить работать с готовой БД, осуществляя поиск, сортировку, удаление и добавление записей) и углубленный (ввести в основы проектирования БД, изучить приему создания и обработки многотабличной базы данных).

Чтобы успешно внедрять курс углубленного изучения БД, необходимо соблюдать методические особенности темы «Базы данных», а также учитывать трудности, возникающие при изучении её в курсе информатики и ИКТ, которые рассматриваются Т.Ф. Ковырзиной и О.Ю. Никифоровой [3].

К трудностям, возникающим при изучении баз данных, отнесены: создание структуры базы данных (сложность состоит в том, что необходимо представить имеющиеся данные в виде нескольких двумерных таблиц, при этом объекты, в каждой отдельной таблице, должны быть одного типа, т.е. объекты с одинаковым набором свойств); установление связей между таблицами (они создаются для поддержания ссылочной целостности, при этом связь устанавливает отношение между полями таблиц, которые имеют одинаковые по смыслу значения).

Авторы рекомендуют для изучения темы «Базы данных» применять виртуальные интерактивные стенды, которые позволят существенно повысить наглядность педагогического контента и внедрить в учебный процесс современных инновационных web-сервисов, значительной расширяющих инструментарий и заметно увеличивающих мобильность учеников и педагогов.

В.А. Векслер [1] отмечает, что изучение раздела «Базы данных» старшеклассниками способствует получению следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных.

1. Личностные результаты (формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности);

2. Метапредметные результаты (владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий);

3. Предметные результаты (умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи).

Автор указывает на то, что возрастные особенности личности учащихся (быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей, развитие самосознания) влияют на потенциальную возможность освоения ими тем, связанных с описанием функционирования баз данных.

Анализ литературы показал, что тема «Базы данных» несет в себе огромный образовательный потенциал, и ее изучение способствует развитию познавательного интереса старшеклассников, умения работать с информацией.

Список литературы:

Векслер В.А. Основные подходы к изучению темы "Базы данных" в школьном курсе информатики// Научный журнал Novainfo.Ru – Т.2 № 59, 2017.- с. 293-297.

Исламова М.А. Особенности изучения темы «базы данных» в профильном курсе информатики средней школы Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 3 (март). – С. 37–40.

Ковырзина Т.Ф., Никифоров О.Ю. Проблемы преподавания темы: «Базы данных» в школьном курсе информатики и ИКТ// Научный журнал Novainfo.Ru - Т.2 № 31, 2015, с. 312-315.

Козлов С.В. Особенности обучения школьников информатике в профильной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1 (январь). – С. 26–30.

Просмотров работы: 91