Психолого-педагогические условия формирования познавательной деятельности в раннем возрасте - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психолого-педагогические условия формирования познавательной деятельности в раннем возрасте

Тибекина Ю.Г. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит [5, с. 512]. Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» [20, с. 406]. Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский [4].

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели [12].

Следовательно, психолого-педагогические условия являются одним из видов педагогических условий. Современные исследователи рассматривают указанные условия как: 1) совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса; 2) совокупность мер оказываемого воздействия, направленных на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса; 3) организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы.

Определим и дадим характеристику условиям для развития познавательной деятельности в раннем возрасте.

1. Создание условий – центральное положение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей познавательную активность детей раннего возраста.

Одним из базовых инновационных положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является смещение акцента с образовательной активности взрослых по трансляции детям содержания образования на создание условий: социальной ситуации развития и предметно-пространственной среды [19]. Такой «средовой» подход позволяет ребенку проявлять собственную инициативу, интерес к миру, самостоятельную игровую и исследовательскую активность [19].

Однако активность и внутренняя мотивация могут полноценно развиваться только при условии психологического благополучия ребенка в дошкольной организации. Оно необходимо также для позитивной социализации, личностного развития и развития ребенка во всех образовательных областях. Иными словами, обеспечение психологического благополучия ребенка является базовым условием достижения основных целей ФГОС ДО.

Такие характеристики здорового личностного развития, как базовое доверие к миру, позитивная самооценка и т.п., невозможны без установления надежных отношений между каждым ребенком и воспитателями в детском саду [7, с. 4].

Говоря о необходимости обеспечения психологического благополучия ребенка в детском саду, нужно подчеркнуть, что важность установления таких отношений неоднократного подчеркивалась как отечественными, так и зарубежными психологами. О.А. Карабанова в своих работах пишет: «Проблема формирования положительного аффективного отношения ребенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее актуальных проблем психологии развития и психологии личности (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). В отечественной психологии подробно изучалась проблема формирования первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте...» [9, с. 47].

Согласно современным исследованиям, обеспечение психологического благополучия и здорового личностного развития – как в семье, так и в дошкольной организации – невозможно без установления отношений надежной привязанности между ребенком и близкими взрослыми. Это значит, что установление отношений привязанности ребенка хотя бы к одному из постоянных воспитателей должно стать центральной задачей образовательно-воспитательной работы дошкольной организации, особенно в период адаптации детей раннего возраста [14].

Окружающая среда для ребенка должна быть интересной, заманчивой, комфортной, легко трансформируемой, разнообразной, располагающей к себе. Раз в несколько недель должно меняться содержание, а педагог обязан привлечь детей к совместному участию в создании и обновлении игрового пространства.

Все пространство группы делится на зоны – «уголки», в которых представлено различное количество развивающего материала: игрушки, развивающее оборудование, материалы и инструменты для творчества, легкодоступные детям. Это могут быть уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения, книжный угoлoк; уголок конструирования, уголок природы, уголок рисования, уголок экспериментирования [17].

Воспитателю необходимо создавать легко изменяемую и подвижную среду, для того чтобы ребенка была познавательная активность.

2. Использование интегрированных занятий в процессе обучения и воспитания детей раннего возраста. Это второе педагогическое условие, предполагающее использование различных образовательных областей в процессе обучения и воспитания детей, проведения непосредственно образовательной деятельности. К образовательным областям по ФГОС ДО относятся [19]: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие – усвоение детьми моральных и нравственных норм, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях и окружающем мире.

Речевое развитие – овладение речью и ее развитие, обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие – это развитие и приобретение новых навыков двигательной активности, обучение выполнению основных движений, ознакомление с принципами здорового образа жизни.

Для каждого возраста содержание всех областей развития разное. То есть для развития личности ребенка, его познавательной активности нужно применять все ранее описанные образовательные области в совокупности, а не по отдельности. Поэтому, использование интегрированных занятий будет являться одним из важных педагогических условий развития познавательной активности ребенка.

Использование всех образовательных областей подразумевает, что они будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. В ходе занятия воспитатель должен придерживаться определенной структуры: сначала поставить перед детьми проблемную ситуацию, затем дети ищут решение, приобретают новые знания, умения, а в конце анализируют полученные результаты [3].

3. Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении игровых занятий.

К. Печора отмечает, что одним из ведущих средств познавательного развития интеллектуальной активности детей является игровая самостоятельная деятельность. Следует отметить, что этот вид деятельности занимает самое большое место в бюджете времени ребенка. Если малыш не участвует в различных процессах (кормлении, одевании и др.), которые организуются взрослым, он играет. Это его естественное состояние, средство самовыражения: ребенок воспроизводит, отображает в игре то, чему он научился, что увидел в жизни [13, с. 76].

Анализируя игру детей в дошкольных организациях, следует отметить, что в группах раннего возраста создана подходящая игровая среда. Однако часто деятельность детей сводится к довольно простым действиям с дидактическими игрушками, которые приносит взрослый. Недостаточно сюжетных игр, в которых малыши могли бы проявить большую инициативу.

В ряде исследований отмечается, что в игре детей раннего возраста создаются особые благоприятные условия для формирования способности воспроизводить действия, проявляя интеллектуальную активность. При этом возникает связь мышления с развитием разных сторон личности ребенка (Д.Б. Бoгoявленская, Т.Н. Овчинникова, С.В. Звoрыгина, К.Л. Печoра). Анализ организации игровой самостоятельной деятельности детей в возрасте от одного года 9 месяцев до трех лет показал, что большая часть детей (70%) могут сами выбрать себе игрушку, т.е. проявить инициативу на начальной стадии подготовки игры. Только небольшая часть малышей могла создать ситуацию игры.

При правильной организации игровых зон, дети хорошо ориентируются в группе, знают места хранения игрушек, воспроизводят простые действия.

Однако совершенно особое место занимает проявление инициативности, познавательной активности в игре ребенка. В большой степени это зависит от умения воспитателя ставить перед детьми игровую задачу. Уровень понимания и решения этих задач зависит от реального и игрового опыта ребенка. При этом происходит преобразование игровых действий в более абстрактные – использование игрушек-заместителей, воображаемых предметов, замена действий словами. Поэтому одним из эффективных методов руководства игрой является создание в ней проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка к самостоятельному инициативному решению игровых задач. К сожалению, руководя игрой детей, воспитатели редко используют эти методы. Поэтому и уровень проявления интеллектуальной активности достаточно низкий [13, с. 77].

4. Использование игр, направленных на развитие познавательной активности детей.

А.Н. Леонтьев отмечает, что игра является ведущей деятельностью, в процессе развития которой происходят «главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [10, с. 89].

Игра способствует многоплановому развитию ребёнка. Она влияет как на познавательные возможности (мышление, сообразительность, внимание и т.д.), так и способствует развитию речи и настойчивости. Детям раннего возраста ещё недоступна самостоятельная игровая деятельность, поэтому им необходима помощь воспитателя, который будет организовывать игровое пространство, обеспечивать необходимым игровым оборудованием [8].

Особая роль принадлежит дидактическим играм, которые, как отмечает Е.И. Тихеева, дают возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание [17, с. 56].

В дидактической игре дети не только уточняют и закрепляют знания, полученные на занятии, но и, благодаря соединению в ней двух начал – игрового и познавательного, приобретают и новые. В этих играх перед ними открывается мир вещей и предметов; природы, ее сезонных изменений, растений и животных; социальных отношений и труда взрослых, а также те сферы действительности, которые в силу разных причин недоступны чувственному восприятию ребенка. Ознакомление с окружающим миром в дидактических играх способствует возникновению у детей познавательных интересов, вопросов, споров между ними, которые содействуют переходу детского любопытства в любознательность, развитию наблюдательности, расширению и углублению круга знаний, освоению средств и способов познания [18, с. 8].

В дидактической игре знания усваиваются наряду с развитием познавательных процессов. В играх с игрушками, предметами, картинками дошкольник накапливает сенсорный опыт, а его восприятие становится дифференцированным, точным, разносторонним, формируется его культура. Наряду с освоением сенсорных эталонов у детей складываются представления о разновидностях чувственных свойств, умения пользоваться эталонами для анализа предметов в разных ситуациях (Л.А. Венгер и др.) [2].

Дидактические игры создают благоприятные условия для развития процессов и видов памяти посредством активизации детского опыта, перехода мыслительной деятельности в план представлений. Условиями же формирования произвольной памяти являются ситуации, когда задачи припомнить и запомнить опосредуются игровым мотивом, имеют близкую и понятную ребенку игровую цель, включены в воображаемую ситуацию.

В дидактических играх ребенок осваивает мыслительные операции, способность к рассуждениям, объяснениям, умозаключениям. Он учится анализировать предметы по представлению, обобщать их на основе существенных признаков, а его мышление становится внеситуативным, приобретает самостоятельность, планомерность, гибкость, критичность, пытливость, оригинальность. Формируются умения использовать заместители и наглядные модели, предвосхищать результат, формулировать замысел. Установить связи между восприятием, мышлением и воображением помогают действия на замещение предметов, анализ их строения, выделение пространственных отношений, использование логических связей и создание новых образов, в том числе выражение их разными способами, – творческий подход к решению проблемных ситуаций. То есть возникает особая позиция как стремление не только познавать, но и преобразовывать окружающий мир.

Внимание как условие выполнения практической и умственной деятельности складывается во всех дидактических играх. Возрастает его целенаправленность, устойчивость, переключаемость, распределение как главные условия игровых действий. Появляются элементы произвольного и после произвольного внимания как функция внутреннего контроля, ведь ребенка интересует наряду с результатом и процесс его достижения с помощью игровых действий (Е.О. Смирнова [16]).

Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе занимательных игровых действий. Это ещё примитивное манипулирование, но очень быстро при целенаправленном обучении и воспитании действия ребёнка начинают принимать более осмысленный характер. Задача педагогов в детских учреждениях или родителей в семье заключается в организации игрового места малыша, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш учится понимать их свойства – величину, форму, а затем и цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов [6].

Использование вспомогательных предметов в играх с водой, с песком способствует познанию ребенком окружающего. Он на собственном опыте узнает различные свойства предметов. В процессе выполнения всех этих действий активизируется также и речь детей, так как они слышат произносимые воспитательницей новые слова: «достань», «придвинь», «сделай», «лови», «палочка», «совок», «сачок», «черпачок», «молоток», «таз», «банка» и др.; закрепляется знание и произнесение уже знакомых слов: «кукла», «кольцо», «тележка», «автомобиль», «шарик», «рыбка», «вода» и др.

Показав способ употребления того или иного предмета, воспитатель следит, чтобы все дети научились самостоятельно пользоваться им. Если в основном дети правильно выполняют действия со вспомогательными предметами-орудиями, но делают это по-своему, не точно так, как им было показано, то поправлять их не нужно. Важно, чтобы каждый ребенок научился правильно употреблять предмет, понял бы, что палочкой или иным подходящим предметом можно достать другой, отдаленный или труднодоступный. Нужно создать условия для проявления самостоятельности ребенка, его смекалки и умелости [11].

С детьми в возрасте старше 1 года 6 месяцев нужно проводить игры-занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Поехала куколка в гости», «Ловись, рыбка», «Достань шарик», игры с песком.

В играх с деревянным молотком, втулочками, деревянными винтиками и отверткой дети учатся производить простейшие действия с помощью предметов-орудий, имитирующих орудия труда взрослых. Эти игры предназначены для детей третьего года жизни [15].

Для развивающих игр с детьми раннего возраста нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и пр.), которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один – для показа и образца, другой – для воспроизведения правильного действия с ним.

Главным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни).

Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат [1].

Таким образом, дидактические игры способствуют формированию ряда новообразований в познавательной сфере:

1) познавательные интересы;

2) умственные действия и элементы внутреннего плана деятельности;

3) интеллектуализация познавательных процессов, установление между ними взаимосвязей.

Итак, для успешного формирования познавательной деятельности в раннем возрасте необходимо создание следующих условий:

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей познавательную активность детей раннего возраста.

 Использование интегрированных занятий в процессе обучения и воспитания.

 Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении игровых занятий.

 Использование игр, направленных на развитие познавательной активности детей.

Список использованной литературы:

Берк, А.Е. Развитие ребенка / А.Е. Берк. – СПб: Питер, 2012. – 128 с.

Венгер, Л. Психология / Л. Венгер, В. Мухина. – М.: Просвещение, 2009. – 336 с.

Воронина, Ю. Развитие познавательной деятельности детей / Ю. Воронина // Педагогика. - URL: http://paidagogos.com/?p=7525.

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: ПИТЕР, 2009. – 129 с.

Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка Ч. 1– 4 / В. Даль. – М.: Русский язык, 2001. – 847 с.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 147 с.

Загвоздкин, В. Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС ДО: метод пошаговой адаптации / В. Загвоздкин // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 4-9.

Зворыгина, Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. –Самара: СИОКПП, 2011. – 396 с.

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0010/3_0010-41.shtml (дата обращения: 25.08.2018).

Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. – 123 с.

Петровский, А.В. Энциклопедический словарь в шести томах. Психологический лексикон / А.В. Петровский. – М.: Энциклопедия, 2010. – 989 с.

Печора, К. Развитие интеллектуальной активности детей раннего возраста / К. Печора // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. – 2016. – № 6. – С. 76-79.

Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.Д. Шадрикова, Н.П. Анисимова и др.; М.: Просвещение, 2013. – 142 с.

Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1996. – 302 с.

Смирнова, Е.О. Ранний возраст (от года до трёх) / Е.О. Смирнова // Психология ребёнка от рождения до семи лет. – М.: Школа-пресс, 2009. – С. 145-237.

Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева. – М., Просвещение, 2010. – 129 с.

Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8-15.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: 2013. URL: http:// Минобрнауки.рф.pdf

Философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 2012. – 896 с.

Просмотров работы: 557