ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие современного общества подтверждает приоритетное значение интеллектуального развития человека. Экономика, политика, образование все более требуют работника, способного самостоятельно активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Указывается на необходимость поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования[2].

В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся[4].

Все эти качества молодому человеку может дать только игра. Поэтому игровые методы в образовании становятся ведущими. Следовательно, перед физкультурным образованием стоит задача существенного улучшения подготовленности выпускников педагогических вузов к широкому и эффективному использованию игрового метода в физическом воспитании.

Понятие о физическом воспитании

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания[2].

В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием[5].

В комплексной программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств[6].

Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака. Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических пере-грузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно- сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни[1].

Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает между нормальной целью физического воспитания как средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлетворения своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных соревнований[3].

Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются и закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени.

Особенности применения игрового метода

1. Регулирование нагрузки.

Игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие способов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще исключается. Речь идет лишь о том, что оно усложняется и приобретает особые формы. Программирование здесь имеет вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариантов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т. д.). (Л.П. Матвеев, 1991).

Однако, в определенной мере возможно обеспечить регулирование нагрузки (например, путем изменения продолжительности и темпа игры, числа участников, размеров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими всевозможными способами), но точность нормирования ее, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения. (Л.П. Матвеев, 1991). Тем не менее, по мнению автора, точность нормирования будет зависеть от опыта и наблюдательности тренера-преподавателя, от его способности определить индивидуальные особенности занимающихся.

2. Исправление ошибок.

Что касается динамичных командных игр, контролировать быстрые движения в игре очень сложно. Нередко командные игроки начинают делать элементарные ошибки, и исправлять их по ходу движения практически невозможно (Харабуга Г.Д., 1974). Поэтому от тренера требуется большая внимательность, наблюдательность, чтобы вовремя заметить ошибки и указать на них своим подопечным. Исправление ошибок в игровом методе представляется весьма сложным процессом, по мнению автора. Особенно это касается подвижных командных игр. Для исправления ошибок следует подбирать и придумывать ролевые или ассоциативные игры, проводимые в медленном темпе. Например, при исправлении ошибок в метании, преподаватель может показать действие в медленном темпе и дать задание ученикам повторить движение в медленном темпе, играя в игру «замедленная съемка».

3. Совершенствование навыков.

По мнению Ашмарина Б.А., игровой метод создает возможности для комплексного развития двигательных навыков и качеств. Более того, по утверждению Матвеева Л.П., игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. (Матвеев Л.П., 1991)

4. Использование игрового метода в любой части урока.

Применять игровой метод представляется возможным как в начальной части урока, при построении, так и основной части. Однако постоянное использование этого метода для всех занятий требует от преподавателя находчивости, изобретательности и фантазии. Например, провести построение можно попросить ученика, предоставив ему роль учителя. В основной части также можно использовать как ролевые игры, так и соревновательные, командные.

Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно провести весь урок под девизом «Мы готовимся в полет», не использовав при этом ни одной подвижной или спортивной игры. Изучая, предположим, способы переноски грузов, можно организовать его в виде игры «Строим спортивную площадку». (Ашмарин Б.А., 1990)

5. Использование разновидностей игрового метода для различных возрастных групп.

Следует, пожалуй, учитывать, что если для дошкольного и младшего школьного возраста применимы как ролевой игровой метод, так и соревновательно-игровой, то для детей более старшего возраста возможно применить только игровой метод на основе командных игр, то есть соревновательно-игровой метод.

6. Взаимосвязь преподаватель-ученик.

Добиться результатов на уроке помогает определенная схема-модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно-игрового двигательного действия. Если нет данной взаимосвязи, трудно добиться какого-либо результата. (Птушко Н.Н.)

Если ученики выполняют задания верно, то можно переходить к новому по схеме-модели. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве.

7. Важность оценочности.

В заключительной части урока или выполнения упражнений, обучения движения необходимо подвести итог и озвучить результаты, дать каждому оценку. Если использовался игровой метод соревновательного или командного характера, то оценкой послужит выявление победителей, призовых мест и т. п. Если был использован игровой метод ролевого типа, то следует оценить каждого, дав оценку исполнения «роли». Это закрепит хороший результат и будет являться отличным стимулом на дальнейших занятиях, по мнению автора.

Список литературы:

1. Иванков Ч. Т. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Ч. Т. Иванков. – М., 2000. - 144 с.

2. Левина М. С. «Технологии профессионального педагогического образования», 2002. – 178 с.

3. Научно методический журнал «Физическая культура в школе» 2002-2008. – 23 с.

4. Подласый И. П. Педагогика. М., 1996. – 103 с.

5. Столбов В. В., Финогенова Л.А. /История физической культуры и спорта: — Москва, Физкультура и спорт, 2001 г.- 424 с.

6. Яновская М. Г. Эмоционально-ценностный аспект игры.// Игра в педагогическом процессе Новосибирск, 1989. – 108 с.

Просмотров работы: 109