СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Хандрамай А.А. 1, Карабанова С.А. 1
1КемГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственный финансовый контроль играет особую значимую роль в управлении государством и отражает особую деятельность государственных органов с использованием специфических методов и форм, в рамках установленных полномочий, для подтверждения законности осуществляемых операций с использованием бюджетных средств, точности отражения финансовых показателей, а также повышения сохранности, эффективности использования имущества, увеличения поступления доходов в бюджет и оптимизации государственных расходов.

Под внутренним государственным финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений понимается контрольная деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного финансового контроля, являющихся соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства [1].

Современный этап развития финансовых отношений характеризуется комплексным реформированием системы государственного финансового контроля, направленного на:

1) организацию действенного контроля за эффективностью использования бюджетных средств;

2) уточнение полномочий государственных и муниципальных органов по осуществлению финансового контроля;

3) введение понятий внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, определение на законодательном уровне их форм, методов и объектов и др.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы внутреннего государственного контроля как эффективного механизма контроля управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы.

Следует отметить, что с 2013 г. начался процесс совершенствования законодательства, касающегося регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита в бюджетной сфере.

В сентябре текущего года в первом чтении был принят закон об изменениях в Бюджетном кодексе, помимо всего прочего касающегося и совершенствования внутреннего финансового контроля и аудита российских органов федерального и муниципального уровня [1].

Согласно опубликованной на сайте Министерства финансов и утвержденной 14 ноября 2018 г. программе разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, предполагается подготовка девяти стандартов, регламентирующих:

определения, принципы и задачи осуществления ВФА;

основания и порядок его организации;

реализацию результатов ВФА;

подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;

порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита [2].

Министерством финансов РФ подготовлены и представлены на общественное обсуждение проекты двух федеральных стандартов, касающиеся финансового контроля, применение которых планируется с января 2020 г.:

«Основные принципы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»;

«Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» [2].

Первый стандарт устанавливает основные принципы контрольной деятельности внутреннего финансового контроля, а также закрепляет за органами полномочия по контролю за соблюдением положений и правовых актов в сфере бюджетных отношений, контролю за достоверностью данных отчетности, а также формы ее предоставления, контролю в сфере закупок. Также данным стандартом определены этические и профессиональные нормы для деятельности должностных лиц органов финансового контроля.

Второй стандарт устанавливает основные правила планирования контрольной деятельности органов внутреннего финансового контроля.

Для того, чтобы снизить контрольную нагрузку тех объектов, где отсутствуют существенные нарушений, и сосредоточить все усилия на наиболее значимых направлениях предполагается применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности. Порядок проведения внутреннего финансового контроля и выбор его объекта будет осуществляться в зависимости от того, к какой из шести категорий риска принадлежит объект контроля или его вид деятельности в бюджетной сфере. Также на основании поручений органа власти субъекта РФ, местной администрации или предложений финансового органа данных перечень может быть дополнен.

Корректировка планов возможна в случаях реорганизации, ликвидации, изменения организационно-правовой формы объектов контроля, изменения законодательства, а также в случаях выявления существенных обстоятельств, требующих проведения контрольных мероприятий, возникающих в том числе поступления запросов и обращений государственных и муниципальных органов, организаций и граждан.

Мероприятия по ВФК будут проводиться в виде плановых и внеплановых проверок, ревизий, обследований.

Немаловажным является вопрос цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере. В настоящее время данные по каждому объекту контроля нашли свое отражение в государственных информационных системах, владельцем или оператором которых является Казначейство России. Цифровизация контроля позволила приступить к осуществлению автоматического выявления нарушений и автоматического применения мер реагирования по отдельным статьям КоАП России.

В условиях цифровизации, которая обеспечивает дополнительные возможности использования всего объема информации, актуальной становится задача развития сервисных инструментов. В рамках ее решения в этом году проводится работа по созданию автоматизированного сервиса предупреждения объектов контроля о возникновении возможных рисков в их финансово-бюджетной деятельности - системы рейтингов Федерального казначейства. С помощью рейтингов Казначейством России будут обеспечены доступ объектов контроля к информации о рискоемких местах и возможность самостоятельного устранения нарушения или риска его возникновения. Также на основании рейтингов будет проводиться отбор объектов контроля для включения в план контрольных мероприятий, проведения внеплановых контрольных мероприятий и других задач [3].

Таким образом, переход на новую модель позволит значительно повысить эффективность контроля за счет внедрения единой методологии, исключения дублирования контрольных полномочий, а также автоматизации деятельности по управлению рисками и сокращения нагрузки на объекты контроля. Перспективная задача при реализации модели государственного финансового контроля - повышение степени вовлеченности объектов контроля в контрольную деятельность в рамках осуществления внутреннего контроля и аудита. Эффективно выстроенная система ВФК позволит, прежде всего, предотвратить нарушения и недостатки в деятельности объектов контроля.

Список использованных источников:

«Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 21.12.2018).

Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru.ru/ (дата обращения: 21.12.2018).

Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// roskazna.ru. (дата обращения: 21.12.2018).

Просмотров работы: 360