Демонстрационные опыты по ботанике в школьном курсе биологии - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Демонстрационные опыты по ботанике в школьном курсе биологии

Заложных Т.А. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школьный курс ботаники предусматривает способ выявления внутренних и внешних особенностей растения с помощью экспериментальных опытов. Классическим среди них является опыт на выявление крахмала в картофеле. С этой целью на картофель капают несколько капель йода. Фиолетовый цвет в местах соприкосновения йода с поверхностью картофеля говорит о наличии в последнем крахмала. Вывод о влиянии того или иного фактора (свет, вода, тепло) на рост и развитие растения делают по результатам постановки опытов на рост и развитие семян, высаживании лука или зёрен пшеницы.

Опыт – один из сложных и трудоёмких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Применение этого метода на практике позволяет педагогу одновременно решать несколько задач [1].

Во-первых, опытническая деятельность на занятиях позволяет педагогу использовать богатые возможности эксперимента для обучения, развития и воспитания обучающихся. Она является важнейшим средством для углубления и расширения знаний, способствует развитию логического мышления, выработке полезных навыков. Известна роль эксперимента в формировании и развитии биологических понятий, познавательных способностей обущающихся.

При постановке и использовании результатов опыта обучающиеся: получают новые знания и приобретают умения; убеждаются в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их; проверяют на практике верность теоретических знаний; учатся анализировать, сравнивать наблюдаемое, делать выводы из опыта.

Кроме того, нет другого более эффективного метода воспитания любознательности, научного стиля мышления у обучающихся, творческого отношения к делу, чем привлечение их к проведению экспериментов. Опытническая работа является также действенным средством трудового, эстетического и экологического воспитания обучающихся, способом знакомства с законами природы. Опытничество воспитывает творческое, созидательное отношение к природе, инициативу, точность и аккуратность в работе.

Во-вторых, опытническая работа является средством активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках. В-третьих, опытническая работа способствует возникновению и сохранению исследовательского интереса обучающихся, и позволяет в дальнейшем постепенно включить детей в исследовательскую деятельность.

Демонстрацию опытов надо обязательно увязывать их с темой урока или уроков, т.к. опыт должен дать ответ на главные вопросы урока. Для того, чтобы демонстрация опыта приносила наибольший эффект, надо соблюдать следующие условия:

1) Опыт не должен быть слишком затяжным и желательно, чтобы он был выполнен или в течение одного урока, или нескольких уроков. Однако это требование не исключает возможности проводить обучающимися длительные (в течение нескольких недель и даже месяцев) опыты на пришкольных участках, на полях, огородах, садах и теплицах. В этом случае на уроках целесообразно демонстрировать лишь результаты опытов как в виде цифровых данных (привесы урожай и качество продукции), так и в виде натуральных объектов (растений).

2) Во всех случаях опыт должен быть маловариантным (лучше 2-3-вариантным), контрастным, выразительным.

3) Наряду с научным, теоретическим значением и направленностью, чтобы опыт имел и воспитательное, и развивающее, прикладное (практическое) значение-ориентацию. При этом условии данный опыт даст не только полезные результаты для их демонстрации на уроке (уроках), конференциях, олимпиадах, выставках, но и может быть использован как эффективный приём на приусадебных участках и полях. А это уже связь теории с практикой, школы с жизнью, что требует время [2].

Только при соблюдении вышеуказанных условий демонстрация опытов, как один из видов наглядности, будет педагогически эффективным, способствуя более осознанному, углублённому и мотивированному (заинтересованному) усвоению учебного материала, пробуждая повышенный интерес к ботанике, активизируя познавательную деятельность учащихся.

Приведём примеры опытов. Опыт: передвижение в стебле раствора минеральных солей. Отрезанная ветка дерева (кустарника) ставится нижним концом в банку с водой, подкрашенной чернилами. Через 3-4 дня ветка вынимается из банки и затем разрезается в нескольких местах. На разрезах ветки обнаруживается, что окрасилась в ней только древесина, кора же и сердцевина остались неокрашенными. Такова техника опыта. Но методика его может быть двоякой: иллюстративной и исследовательской. В первом случае учитель до опыта сообщает учащимся, что растворы минеральных солей передвигаются в стебле по древесине, а затем он демонстрирует им указанный опыт или даёт им проделать самим. Это иллюстративный подход (метод). Во втором случае перед учащимися ставится вопрос: каким путём передвигается в стебле вода с раствором минеральных веществ? В связи с этим учащиеся высказывают свои предположения (гипотезы) и может быть даже предлагают способы проверки их. Лишь после этого демонстрируется преподавателем или проделывается самими учащимися опыт. На основании опыта они приходят к выводу, что растворы минеральных веществ передвигаются по древесине. Таким образом, здесь источником знания является опыт. Он отвечает на поставленный вопрос. Это и есть исследовательский подход (метод). Разумеется, здесь исследование понимается в учебном смысле. Следовательно, все группы методов: словесные, наглядные и практические можно использовать пассивно (иллюстративно) и активно (исследовательски). Другими словами, практическая работа учащихся может строиться или дедуктивно, когда уже известное (или сообщённое учителем) положение подтверждается фактами (опытом, наблюдением, определением) – это иллюстративный метод, или индуктивно, когда на основе проделанного опыта, наблюдения, делается вывод – это исследовательский метод. Распознавание растений, как правило, строится дедуктивно, эксперимент, определение и наблюдение могут быть индуктивными и дедуктивными.

В своей работе мы предприняли попытку представить ботанические опыты виртуально, так как многие явления и опыты образовательного характера, провести в условиях учебного заведения очень сложно или невыполнимо. Применяя интерактивную форму опытом, учебный процесс становится более увлекательным, предоставляет возможность использовать материал, как при объяснении нового материала, так и при повторении и закреплении, появляется возможность домашнего просмотра.

Список литературы:

Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе [Текст] / А.В. Бинас [и др.]. – М.: Просвещение, 1990.

Глубшева, Т.Н. Лабораторные работы по методике преподавания биологии: методические рекомендации / Т.Н. Глубшева, С.Д. Чернявских. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016 − 168 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/19254/1/Glubsheva_Laborator_rabot_metod_biol_2016.pdf – Загл. с экрана. – 28.02.2019

Юденков, В.Н. Школьный биологический эксперимент: практикум / В.Н. Юденков. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nashol.com/20181007104299/shkolnii-biologicheskii-eksperiment-praktikum-udenkov-v-n-2010.html – Загл. с экрана. – 28.02.2019

Просмотров работы: 338