Актуальность данной работы заключается в необходимости развития процессов эксплуатации и добычи нефти и газа на Арктическом шельфе. 90% всей площади Российского шельфа составляют нефтегазоносные области.
Целью данной работыявляется анализ опыта нефтегазодобывающих компаний в освоении Арктического шельфа.
Объектом исследования являются крупные нефтяные компании.
Предмет исследования – особенности нефтегазопромысла на Арктическом шельфе .
Задачи исследования :
определить основные факторы осложняющие процессы эксплуатации и добычи нефти и газа на Арктическом шельфе.
Описать опыт компаний осуществляющих добычу нефти и газа на шельфе
Объектом исследования являются крупные нефтяные компании.
Освоение шельфа является следующим шагом на пути освоения недр Земли.
Арктика обладает значительными запасами разнообразных природных ресурсов, в том числе уникальных.
Огромные прогнозные запасы нефти и газа содержат Тимано-Печорская, Енисейско-Лаптевская, Баренцево-Карская, Индигиро-Чукотская нефтегазоносные провинции, а также Южно-Ямальская, Лено-Анабарская и Анадырская нефтегазоносные области (рис.1).
Рис. 1 Российские нефтегазовые месторождения в Арктике
Факторы которые осложняют процессы бурения и добычи нефти и газа на Арктическом шельфе:
низкие температуры, холодное море, льды;
высокая сейсмичность
полярная ночь;
большая глубина залегания ресурсов;
удаленность месторождений от ближайших населенных пунктов.
Антропогенные условия для каждого района также разные. В Карском море большое скопление льдов, чего не скажешь о Северном. Особенностью Обской губы является пресная вода, соответственно лед в этом районе более твердый и плотный. Именно поэтому каждый разрабатываемый проект бурения и добычи нефти и газа должен быть уникален. Советский союз уделял большее внимание разработке материковых месторождений. Из-за вышеперечисленных факторов арктический шельф не был освоен длительное время, что повлекло за собой отсутствие отработанной технологии добычи на море и инфраструктуры, и фактически свелось к созданию системы морской геологоразведки. Большинство технологий приходиться заимствовать у норвежцев, американцев и др.[3]
Рис. 2 Распределение начальных суммарных ресурсов по акваториям России.
Проанализировав структуру распределения суммарных ресурсов(рис.2) можно понять, что наибольшая доля приходится на Западные моря – Карское, Печорское и Баренцево.
На шельфе нефть добывают со стационарных платформ. Основные требования к этому сооружению – способность выдерживать морские течения под водой, агрессивную морскую среду. Также необходимо изолировать эксплуатационные скважины от влияния внешней среды.[5]
По технологиям заканчивания скважин различают подводные и надводные расположения устьев скважины.[4]
Также еще одной яркой особенностью бурения нефтегазовых скважин являются экологические риски связанные с этим процессом.
Опытным путем было сформулировано утверждение, что буровые работы неминуемо сопровождаются значительными выбросами веществ в атмосферу и в море. Исходя из действующего законодательства России, отработанный буровой раствор должен сливаться в отдельные ёмкости и затем перевозиться на берег для дальнейшей обработки или проходить очистку до отправки на берег. К сожалению, данные меры не выполняются. В настоящее время не существует эффективной технологии переработки буровых растворов, а ёмкости переполнены.[2]
Существует две группы аварий при бурении на шельфе:
неожиданные залповые выбросы;
регулярные «нормальные» выбросы.
Опасность последних заключается в их регулярности. Это приводит к постоянному негативному воздействию на морскую экосистему. [1]
Выводы
Следует отметить, что с сентября 2014 года Евросоюз запретил своим компаниям оказывать буровые, геофизические, геологические, логистиче3ские, управленческие и иные услуги российским компаниям по разведке и добычи глубоководной и арктической нефти. В ряде областей отечественной нефтегазодобычи зависимость от ввозимого оборудования из зарубежа очень велика, например, российские производители производят лишь 15% потребностей компаний в оборудовании, а российских аналогов ряда номенклатуры оборудования для проведения геологоразведки на морском в Арктике не имеется.
Миру нужен баланс между экономическими интересами всех стран на Арктическом шельфе с одной стороны и обеспечением экологической безопасности в Арктическом регионе – с другой.
Проведя анализ можно выделить несколько выводов:
Ни одна нефтегазодобывающая компания не владеет эффективной технологией, которая будет гарантировать безопасность с точки зрения экологии в условиях арктического шельфа. Необходимо проводить регулярные исследования на шельфе, чтобы проследить изменения экосистемы и ландшафта.
Важна всесторонняя поддержка властей российских машиностроительных, а также научных обществ, занятых в сфере изготовления и проектирования передовых видов нефтегазового оснащения, машин, устройств, инструментов и т.д. на базе новых технологий в нефтегазовой сфере и соседних секторах экономики.
Нефтегазовые фирмы нередко отказываются от продолжения планов по изучению арктического шельфа по причине больших экологических ограничений и суровых погодных условий ареала, недоступности инфраструктуры.
Список литературы
1.Богоявленский В.И. Арктический шельф: природно-техногенные угрозы экосистеме при освоении ресурсов нефти и газа// международная конференция "Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, включая вопросы аварийных разливов нефти". 2013.. С. 119-135.
2. Постановления Правительства. РФ. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу №Пр31969. 2008.
3. Б.М. Малашенков, Л.И. Акчурин. Проблемы и перспективы разработки нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе российской федерации// Вестн. Московского ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 2
4. Особенности бурения скважин на арктическом шельфе [Текст]: учебное пособие / В. Г. Кузнецов, Н. Е. Щербич, А. И. Сазонов, С. Е. Кузьменко. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. – 53 с.
5. Савина А.Н. Газпром нефть шельф: Проект освоения Приразломного месторождения//журнал Rogtec: Российские нефтегазовые технологии. 2016. № 45