РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Спиридонова А.Б. 1, Булгакова Е.А. 1
1Государственный университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экологическое право, как одна из важнейших отраслей законодательства, нуждается в большом внимании со стороны правительства. Эффективность экологического законодательства зависит от уровня организационной работы органов охраны окружающей среды, правоохранительных органов, от экологической и правовой дисциплины граждан, экономической и политической стабильности в нашем обществе. Главнейшим принципом формирования экологического законодательства на нынешнем этапе в РФ является его гармонизация с передовым мировым законодательством. Поскольку всё на Земле взаимосвязано, необходимо сотрудничать с другими государствами в области охраны окружающей среды.

Основу экологического законодательства РФ составляют положения конституции Российской Федерации: о праве на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, об обязанности бережно относиться к природным богатствам.

В настоящее время на территории России действуют следующие законы, направленные на охрану окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды"; "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ; Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ; Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ и др. [4]

Экологическое право в России, по мнению многих специалистов, развивалось в три этапа: с 1917–1963 гг., 1963–1988 гг., с 1988 г. по современный период. В свою очередь, современный период развития российского экологического законодательства условно делится на два этапа – до 1995 г. и с 1995 г. по настоящее время.

Всовременный период первого этапа важнейшую роль сыграло принятие Конституции РФ 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, сформировавшей в ст. 42 три экологических права человека: на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологических правонарушения.

Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического законодательства. Были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и многие другие [4].

Факторы, определяющие развитие экологического законодательства на современном этапе, можно подразделить на политические, экономические, нравственно-психологические, социальные, организационно-правовые. На нынешнем этапе экологическое право развивается с учетом следующих основных факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, в котором много пробелов и наблюдается фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства, происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения многообразия форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и права окружающей среды в мире [4].

 В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию уделяется внимание вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, а также обеспечению экологической безопасности. В частности, стратегическим целям обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов и обеспечения качества охраны окружающей среды для жизнедеятельности человека, и устойчивого развития экономики [1].

В Нью-Йорке на конференции «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» в 2015 году были приняты документы, определяющие преобразования мира в области устойчивого развития для всех стран до 2030 г [2]. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию определяется целями и задачами внутренней и внешней политики государства, вытекающих из Конституции РФ и законодательством в области охраны окружающей среды: повышение благосостояния людей и обеспечение социальной справедливости, снижая риски для окружающей среды и деградации [3].

Таким образом, экологическое право России - динамично развивающаяся отрасль правовой системы, стремящаяся к устойчивому развитию и рациональному природопользованию. Стимулирование устойчивого развития во многом зависит от благоприятных законодательных и политических условий. Переход Российской Федерации к устойчивому развитию определяется целями и задачами внутренней и внешней политики государства, вытекающей из Конституции РФ и законодательства в области охраны окружающей среды. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

По своей природе окружающая среда выходит за рамки политических, правовых и антропогенных границ. В результате трансграничное сотрудничество в рамках Европейского Союза и между ЕС и остальным миром имеет важнейшее значение для решения проблем, которые затрагивают всех нас. Они варьируются от засух и наводнений до загрязнения и угроз богатому биоразнообразию Европы [9].

Скоординированная экологическая стратегия по всему ЕС обеспечивает синергизм и согласованность политики и, учитывая актуальность экологического законодательства для многих секторов бизнеса, обеспечит равные условия для их деятельности.

Основные экологические проблемы, стоящие перед Европой, эволюционировали с первых дней формирования европейской экологической политики. В 1970-х и 1980-х годах основное внимание уделялось традиционным экологическим темам, таким как охрана видов и улучшение качества воздуха, которым мы дышим, или воды, которую мы пьем, за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ. Сейчас упор делается на более систематический подход, учитывающий связи между различными темами и их глобальным измерением. Это означает переход от рекультивации к предотвращению деградации окружающей среды [8].

С 1970-х годов ЕС согласовал более 200 законодательных актов по охране окружающей среды. Но одного законодательства мало, если оно неправильно применено. Поэтому сейчас задача состоит в том, чтобы эффективно выполнить то, что было согласовано. Невыполнение законодательства влечет за собой множество негативных последствий. Это может подорвать фундаментальные экологические цели, нанести вред здоровью человека и представить промышленность с нормативной неопределенностью, поскольку согласованные стандарты применяются неравномерно по всему Союзу. Между тем, надлежащее внедрение может принести финансовые выгоды. Если законодательство ЕС по отходам будет полностью применено, это создаст 400 000 рабочих мест и сократит ежегодные чистые затраты на 72 миллиарда евро.

ЕС разработал различные программы для поощрения разработки надежных и точных данных и обеспечения их широкого распространения. Например, программа «Коперникус» предоставляет спутниковые данные наблюдения Земли и информацию, объединяющую космические данные с данными наземных, морских и воздушных станций мониторинга. Цель заключается в подготовке широкого круга наборов данных для содействия разработке экологической политики и ее осуществлению.

Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС), основанное в Копенгагене в 1994 году, собирает национальные данные для подготовки Европейских наборов данных, разрабатывает и ведет показатели состояния окружающей среды, готовит доклады.

Отрасли природоохранных технологий уже являются важной частью экономики ЕС. Однако, за исключением возобновляемых источников энергии, ЭКОинновации проникают на рынки относительно медленно. Узкие места включают неспособность рыночных цен точно отражать экологические издержки и выгоды, а также стимулы и субсидии, поддерживающие расточительную практику и жесткие экономические структуры.

В плане действий ЕС в области экоинноваций освещаются конкретные движущие силы экоинноваций и препятствия на пути их внедрения. Поддержка доступна для финансирования исследований, инноваций и эко-инновационных компаний. В целях поощрения более широкого внедрения «зеленых» технологий ЕС содействует «зеленым» государственным закупкам, отбраковыванию некондиционной продукции на протяжении ее жизненного цикла и экомаркировке [6].

Помимо двух межсекторальных областей политики, касающихся эффективности использования ресурсов и защиты биоразнообразия, ЕСактивно занимается конкретными экологическими вопросами, которые представлены ниже.

Для обеспечения безопасности химических веществ, защиты окружающей среды и стимулирования конкурентоспособности одной из основных отраслей промышленности Европы ЕС располагает самым передовым в мире химическим законодательством, которое называется REACH (Регистрация, оценка, разрешение и ограничение химических веществ) [7]. Все химические вещества, произведенные или импортированные в ЕС, должны быть зарегистрированы в Хельсинкском Европейском агентстве по химическим веществам. С 2018 года все химические вещества, используемые в ЕС, должны соответствовать этому требованию. Если нет, то он не может быть продан в Союзе. Особенно строгие правила применяются к наиболее опасным продуктам.

Леса во всем мире вырубаются тревожными темпами. ЕС призвал сократить вдвое масштабы обезлесения в мире к 2020 году и полностью остановить его к 2030 году.

Обеспечение устойчивости окружающей среды, сохранение природных ресурсов и сохранение морских биологических ресурсов являются ключевыми целями политики, требующими действий на всех уровнях. Защита окружающей среды и поддержание конкурентоспособности могут идти рука об руку, и экологическая политика также играет ключевую роль в создании рабочих мест и стимулировании инвестиций. Экономика ведущих стран мира нуждается в преобразовании, чтобы извлекать больше пользы из меньшего количества материалов, и необходимы изменения в моделях потребления. Политика поощрения научных исследований, внедрения эко-инноваций на рынок и повышения осведомленности потребителей может внести свой вклад в эти преобразования. В России также преобразовывается экологическое законодательство, и всё больше внимания уделяется решению глобальных экологических проблем [6].

Список литературы

Тюльпанов Ф.М. Экологическое право. – М.: Изд-во ЮСТИЦИЯ, 2018. – 534 с.

Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2015 г. № 243-Р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». СЗ РФ, 2015, № 52, ст. 7561.

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 212-Р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года». СЗ РФ, 2014, № 9, ст. 927.

Консультант Плюс — законодательство РФ. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_6542/. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 28.01.19.

Экологическое право в России. // ECOTECO, 2016 – №3. – URL: https://ecoteco.ru/library/magazine/3/ecology/ekologicheskoe-pravo-v-rossii. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 28.01.19.

THE EUROPEAN UNION EXPLAINED: Environment. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014. – C. 14.

ECHA. REACH 2018 Communicators' Network. – URL: https://echa.europa.eu/reach-2018-communicators-network Режимдоступа: свободный. Дата обращения: 04.11.18.

Implementation of Community environmental legislation. – URL: http://ec.europa.eu/environment/legal/implementation_en.htm.Режимдоступа: свободный. Датаобращения: 06.11.18.

Official website of the European Union. Environment – URL: https://europa.eu/european-union/topics/environment_en Режим доступа: свободный. Дата обращения: 08.11.18.

Просмотров работы: 590