Актуальность данной темы непосредственно обусловлена тем, что девиантное поведение, в современном понимании как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и, соответственно, поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских и социальных работников и работников правоохранительных органов.
Под термином «девиантное поведение» подразумевается отклонение от социальных норм. При данном поведении, есть два варианта развития событий. Первое,если подросток выбрал для себя путь агрессивной направленности, то постепенно он становится уже не просто шалуном, а превращается в неуправляемого хулигана, что впоследствии может отразиться на его будущем, и не исключено, что в дальнейшем, подросток с ярко выраженным девиантным поведением может стать преступником. Таким образом подросток может «перейти» из «девиантного» поведения в «делинквентное».
Примеры агрессивно направленного девиантного поведения: воровство, мошенничество, оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство и пр.
Также ориентация девиантного поведения может быть пассивная, то есть отказ от активной̆ жизнедеятельности, уклонение от своих гражданских обязанностей̆, долга, нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы. Это могут быть различные жизненные ситуации, от прогулов учебных занятий, бродяжничество, до употребления алкоголя, наркотиков и токсических средств. Крайнее же проявление социально-пассивной позиции – самоубийство.
Представителями различных наук, в частности медицины, психологии, педагогики, даются разные определения понятия отклоняющегося от нормы, то есть девиантного поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении и коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В медицинской литературе «девиантное поведение» понимается как отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической же литературе девиантным поведением называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию окружающим и себе.
Девиантное же поведение с позиции социальной работы рассматривается как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы. Специалисты по социальной работе всегда прилагали достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль.
Специалисты по социальной работе используют следующие формы работ:
а) групповые и индивидуальные профилактические беседы, консультации с несовершеннолетними и их родителями;
б) предоставление и защита несовершеннолетних и членов их семей на КДН;
в) обследование семей с составление акта обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи;
г) психологическая и педагогическая помощь семьям, оказываемая в процессе социально-педагогического патронажа;
д) тестирование и анкетирование учащихся.
Опыт последних лет показывает, что проблемы семьи и подростков стали решаться более активно с принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.
Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершенно- летних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Федеральный закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и другие.
Девиантное поведение подростков, естественно, требует профилактики, в частности в образовательных учреждениях.
По Ульяновску и Ульяновской области из 1279 детей, направленных в учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: 578 чел. (45,2%) — проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; 416 чел. (32,5 %) — оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации; 119 чел (9,3 %) — оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 61 чел. (4,7 %) — самовольно оставившие семью; 59 чел. (4,6 %) — не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; 26 чел. (2,0 %) — заблудившиеся или подкинутые; 11 чел. (1,0 %) — ставшие жертвой насилия; 8 чел. (0,7%) — самовольно ушедшие из образовательных учреждений.
Так, за истекший период 2018 года на территории Засвияжского района г. Ульяновска осуществлен ряд организационных и практических мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Поэтому остается проблема по предупреждению преступности среди подростков в торговых центрах, на улицах и в общественных местах.
За 2 месяца 2018 года сотрудниками ОПДН (отделение по делам несовершеннолетних) составлено 78 административных протоколов за совершение различных правонарушений подростками.
Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов.
Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Примерами девиации подростка могут являться агрессия, негативизм, замкнутость. Естественно, что это все связанно с безучастием родителей в воспитании ребенка, с социальной дезодаптацией или же с дефицитом внимания от окружения подростка.
Из этого следует сделать вывод, что, непосредственно, причинами девиантного поведения у подростков могут являться:
1. Отсутствие контроля родителей. Это может быть вызвано в следствии бытовой неустроенности окружения подростка, алкоголизация родителей или же простое отсутствие должного контроля, поэтому подростки из неблагополучных семей и дети - сироты становятся участниками преступлений и правонарушений.
2. Малоэффективная профилактическая работа с «трудными подростками» всех служб и подразделений в данном направлении. Недостаточное информирование образовательных учреждений об отсутствующих на занятиях учениках (не всегда своевременно подают информацию в УМВД о пропусках занятий, нарушениях дисциплины, неблагополучных семьях, в стремлении администрации не портить репутацию учебного заведения).
3. Отсутствие организации внеурочной деятельности несовершеннолетних, которая очень важна для подрастающего поколения, ведь многие знают, что подростки-максималисты,которые амбициозно смотрят на мир и если у них что-то выходит из под контроля ,то они впадают в некую прострацию, из-за чего может быть вызвано девиантное поведение.
Для полного понимания причин рассмотрим классификацию подгрупп подростков девиантного поведения.
1.По медико-биологическим основаниям:
-одаренные;
-инвалиды;
-имеющие клинику соматических расстройств;
-страдающие психическими заболеваниями;
-с синдромом дефицита внимания;
-с гиперактивностью (СДВГ).
2. По семейному положению ребенка:
-подростки-сироты;
-подростки из неполных семей;
-подростки из неблагополучных семей;
-подростки из семей, где ребенок подвергается насилию.
3. По возрастным этапам развития ребенка:
-дети, пришедшие в первый класс школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»);
-дети-подростки («кризис подросткового возраста»);
-дети-выпускники школы («кризис вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»).
4. По социально-экономическим факторам, влияющих на судьбу ребенка:
-социально-дезадаптированные дети;
-дети беженцев;
- дети мигрантов;
-дети из зоны военных конфликтов;
-дети-жертвы Интернет-зависимости.
Естественно, что представленная классификация может быть дополнена и расширенна в зависимости от тех оснований, которые используются в классификационных целях.
С целью профилактики девиантного поведения в подростковой среде совместно с органами системы профилактики организован следующий комплекс мероприятий:
- проведение совместных рейдов и иных дополнительных мероприятий совместно с сотрудниками БППСП, УУП, ОУР по выявлению нарушений, предусмотренных Законом Ульяновской области и КоАП РФ;
- своевременное выявление и постановка на профилактический учет групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, в целях проведения с ними индивидуальной профилактической работы, направленной на их разобщение и переориентацию.
- ежемесячная сверка учетов родителей, отрицательно влияющих на своих детей, (по всем ведомствам: комитет социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, здравоохранение, учебные заведения) на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с определением конкретных профилактических мер к родителям, не выполняющим свои обязанности по воспитанию, содержанию своих детей.
Таким образом, можно придти к выводу, что наличие девиантного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям среды. Подросток своим поведением сигнализирует о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.
Литература.
Аверин В.А. Психология детей и подростков Текст. :учеб.пособие/ В.А. Аверин. 2-е изд.,перераб. И доп.- СПб.: 2011.-379 с.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. — СПб.: Питер, 1993. 272 с.
Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. Учеб. пособие для студентов и преподавателей социального профиля. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 220 с.
Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика М.:Гардарики, 2008.- 269 с.
Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика:Ильин В.П. 2012-192.