На сегодняшний момент компетентностная модель школьного образования является приоритетной и предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, с помощью которых могут быть в полном объеме использованы полученные знания и самостоятельно применены для дальнейшего расширения информационного кругозора. Поэтому главная педагогическая задача заключается в том, чтобы у учащихся был полностью сформирован необходимый набор компетенций для достижения таких целей, которые им будут диктовать образовательная система и жизненные ситуации. Модернизация современного образования направлена на воспитание ученика, способного к осмыслению целевой деятельности, решению учебных задач, умению самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Стимулирование интереса учащихся возможно осуществить через стремление к приобретению новых знаний и к самообразованию. Правильно продуманная система мотивации учебной деятельности способствует развитию самостоятельности, инициативности, творческого подхода и познавательной активности в процессе обучения. Одним из методов построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся является метод проектов, который предполагает решение конкретной проблемы посредством использования разнообразных методов исследования и интегрирования знаний из различных областей наук [6, с.102].
С.О. Мингазов-Шаляпин в своей работе рассматривает понятие «метод проектов» как «систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов» [4, с.122]. Цель метода проектов раскрывается в зависимости от интереса учащихся к конкретным проблемам, предполагающих овладение определенным набором знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем. Разработка проектов в обучении базируется на субъект-субъектном взаимодействии между всеми участниками педагогического процесса. При данном подходе учитель выполняет роль наставника. Обучение носит сопровождающий характер, то есть учитель участвует в организации деятельности ученика по созданию, развитию и последующему сопоставлению его личного образовательного продукта [6, с.102]. Проект можно считать законченным, если по результатам его выполнения учащимися будет усвоен определенный учебный материал.
Обществознание представляет собой интегрированный курс, включающий в себя основы знаний из целого комплекса социально-гуманитарных наук, часть которых затрагивает содержательную линию «Право». Данный подход способствует формированию у учащихся целостной научной картины мира. В соответствии с ФГОС общего образования содержательная линия «Право» направлена на овладение обучающимися знаний об основах правового статуса личности в РФ, административного, гражданского, трудового, уголовного права; на формирование умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ; на формирование навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях [7]. Необходимость использования метода проектов в практике преподавания права способствует формированию у учащихся целостной системы знаний и соответствующих этим знаниям, практико-ориентированных и актуальных для гражданина Российской Федерации умений и навыков, с помощью которых ученик может находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную в процессе изучения нормативно-правовых документов.
Урок права, в ходе которого будет осуществляться метод проектов, может быть представлен в качестве урока изучения нового материала, урока закрепления и отработки навыков решения учебных задач. В любом учебном исследовании от конкретного содержания урока зависит выбор метода научного познания. Существует множество классификаций проектов. В рамках проведения урока права приведем в пример несколько тем проектов, выделенных по основанию доминирующей деятельности: практико-ориентированный («Кодекс школьника», «Законотворческая инициатива школьников Башкортостана»), исследовательский («Права подростка в современном обществе», «Защита прав несовершеннолетних детей в России»), информационный («Имею право знать», «Правовая служба школы»), творческий («Прав я или обязан?», «Ребенок имеет право…»), игровой («Юридическая консультация», «Выборы Совета старшеклассников»).
С учетом темы проекта состав и количество участников творческого коллектива может изменяться, но, по мнению ряда педагогов, наиболее успешным вариантом для реализации правового проекта является группа из трех учеников. На уроке права, к примеру, учащимся можно предоставить возможность для составления собственного сборника правовых задач. Задание может быть предложено как в индивидуальной форме, так и в групповой форме. Если группа состоит из трех человек, то школьники могут распределить обязанности таким образом, что один занимается оформлением сборника, второй придумывает задачи, третий проверяет решаемость данных задач [2, с.58].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что метод проектов можно считать одним из эффективных методов в педагогическом процессе, позволяющим рационально совмещать в себе теоретические знания и их практическое применение с целью решения проблем правового характера. Реализуя данную цель и применяя знания из разных областей наук, ученик может достигнуть конкретного практического результата и стать более компетентным в сфере правовых вопросов. Участникам проектных групп предоставляется возможность самостоятельно вовлечься в поисково-творческую деятельность и быть в курсе последних обновлений правовой информации.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Голубева В.А. Технология проектной деятельности на уроках обществознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №8(1). – С.108-110.
2. Ильченко В.Н., Носова А.А. Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе // Педагогическое образование в России. – 2017. – №4. – С.56-62.
3. Конькова Е. А. Технология проектной деятельности как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. – Т. 46. – С.204-209.
4. Мингазов-Шаляпин С.О. Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву // Международный научный журнал «Молодой ученый». – 2017. – №15.2 (149.2). – С.122-124.
5. Сторожилова Д. Н. Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С.3491-3495.
6. Сулейманова Г.Т. Метод проектов в системе непрерывного образования как эффективная форма организации учебной деятельности // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. – С.102-103.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г, 31 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 28.01.2019).