Разработка контрольных работ по информатике должна стать задачей учителей-методистов. При самостоятельном проектировании контрольных тематических работ «в формате ФГОС» происходит повышение компетентности учителей. С введением «формата ФГОС» наблюдается рост образовательных результатов у ученика, рост его мотивации к самостоятельному оцениванию своих достижений. Более того, происходит достоверное снижение тревожности и боязни ошибок, растет интерес к изучению предмета.
По ФГОС образовательные результаты содержат 3 группы требований [1]: личностные, метапредметные и предметные. Ниже представлены некоторые из них.
Личностные:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
Метапредметные
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
выбор путей достижения целей;
самоконтроль и коррекция в процессе достижения цели;
оценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роста;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
Предметные
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Следовательно, контрольная тематическая работа должна соответствовать этим требованиям. Приведем пример контрольной работы по информатике на тему «Текстовая информация и компьютер», которая будет.
Задание 1. Редактирование текста. Заполните пропуски. Озаглавьте текст. Лишние слова в последних предложениях удалить.
Hello. My name is … . I am … . I live in ... . I live in … . I have my room. The area of the room is … m2. There are a bed, a wardrobe, a table and a chair. The bed stands near a window. The wardrobe stands near a door. The table stands near a window opposite to a bed. The chair stands near a table. My favorite singer (actor, band) is … . I have a poster with him (her, them).
Задание 2. Форматированиетекста.
Название текста: выравнивание по центру, размер 20, шрифт Calibri. Изменить цвет текста на синий.
Текст: с красной строки, по ширине, размер 14, шрифт Times New Roman. В 7 предложении надстрочная 2 в м2. Названия предметов в 8 предложении выделить красным цветом, все прописные. Заполненные пропуски подчеркнуть. Последнее слово в последнем предложении подстрочное.
Задание 3. Создание таблицы
Составьте таблицу «Словарь», содержащую слова на английском языке и перевод слов.
a bed, a wardrobe, a table, a chair, a window, a door, opposite, near, a poster.
Название таблицы: выравнивание по центру, размер 14, шрифт Times New Roman, цвет зеленый
Таблица: размер 14, шрифт Times New Roman, стиль любой.
Задание 4. Нарисуйте комнату свою или из задания 1 средствами рисования текстового процессора Word.
Задание 5. Запишите сюда свою фамилию и имя. Сохраните выполненную работу под названием «Контрольная работа» в своей папке.
Оценка ученика _______ /Оценка учителя __________.
Задания соответствуют таким требованиям, как:
Личностные:
заполнить пропуски в соответствии с жизненным опытом;
проанализировать текст, чтобы его озаглавить, перевести и заполнить пропуски.
Метапредметные:
строить причинно-следственные связи;
выбор путей достижения целей;
оценка результатов собственной деятельности;
владение основами самооценки.
Предметные:
развитие основных навыков и умений использования компьютера;
формирование умений формализации и структурирования информации.
Полезно перед проведением контрольной работы открыть пустую контрольную работу и обсудить каждое из заданий, что позволит подготовить детей. Во время этого этапа могут возникнуть вопросы к заданиям. Например, перевод слов можно найти в словаре или Интернете. Можно самим выполнить контрольную работу и на подведении итогов показать, как она может быть выполнена, что позволит детям соотнести со своей работой и провести рефлексию.
В итоге хочется сказать: учитель должен выбирать такое содержание, которое не просто представляет конкретные факты, но и увязывает предметную тему с личностными смыслами ученика, обеспечивает достижение метапредметных результатов, через формирование какого-то из УУД. Эти требования могут быть применены к каждому уроку.
Литература.
Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.-31с.
Босова Л.Л, Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы: примерная рабочая программа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-7-9-prog.pdf