Интернет-зависимость студентов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Интернет-зависимость студентов

Башкатова М.Ю. 1
1ТГПУ им.Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интернет-зависимость среди студентов вызывает все большее беспокойство, поскольку результаты исследований современных психологов и психиатров показывают, что более чем 60% студентов тратят уйму свободного времени перед экраном своего гаджета. В данной статье мы узнаем, что является причиной этой зависимости и чем оно опасно для студентов. Среди зависимостей молодежи интернет-зависимость стоит на ряду с алкогольной и наркотической, которые пагубно влияют на психическое и физическое здоровье.

Поскольку использование интернета является неотъемлемой частью повседневного быта студента, они не замечают самой проблемы, которая стала для них обыденностью. Как и пристрастие к наркотикам, интернет-зависимость влияет на способность студента хорошо учиться, поддерживать здоровые социальные отношения и ухудшает их общее психическое и физическое состояние.

Что же такое интернет-зависимость? Для того, чтобы понять, как интернет-зависимость среди студентов становится реальной проблемой, сначала необходимо узнать, в чём заключается такое расстройство. Интернет-зависимости- это широкий термин, используемый для описания неспособности индивида контролировать и ограничивать использование интернета, который серьезно мешает вести здоровый образ жизни. Иногда, интернет-зависимость также упоминается как “Интернет-аддикция” или “компульсивное использование Интернета”, расстройство может привести к серьезным проблемам психического здоровья, связанных с депрессией, социальными фобиями, проблемами со сном и нарушениями продуктивности работы. В самом последнем издании диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-V1) интернет-зависимость еще не классифицирована как клиническая проблема психического здоровья, но упомянута как расстройство, требующее дальнейшего изучения. Однако многие психиатры считают интернет-зависимость - новый канал для выражения аддиктивного поведения. Исследования психологов и психиатров только начинают определять масштаб проблемы. Но некоторые утверждают, что может быть полезно рассмотреть зависимость от интернета по отношению к другим зависимостям, которые уже были изучены ранее, такие как зависимость от азартных игр.

Зависимости, основанные на определенных действиях, возникают, когда человек становится зависимым от определенного поведения. Такое поведение запускает систему вознаграждения мозга. Для некоторых людей, подверженных зависимостям, повторная стимуляция системы вознаграждений определенным поведением (таким как азартные игры или интернет-игры) может привести к изменениям в мозге и, в конечном счете, к зависимости. По мере того как общественность осознает масштаб и глубину проблематичного использования интернета, все больше исследователей интересуются и обращаются к этой зависимости.

Зависимость от интернета мешает поддержанию здоровых социальных отношений студентов со своими родственниками, одногруппниками. Одно из исследований, опубликованных на сайте об интернет-зависимости2, было направлено на то, чтобы понять, как использование интернета студентами влияет на их семейные отношения. Участники исследования самостоятельно сообщали о проблемах об использовании интернета и писали, что проводят не менее 35 часов в неделю, используя интернет для личных целей. Участники также сообщили о том, что после времяпровождения в интернете, некоторые испытывают негативные последствия (усталость, агрессию). С другой стороны, при исследовании некоторые участники отметили, что интернет оказывает положительное влияние на их отношения, например, позволяя им оставаться на связи с членами семьи во время учебы в другом городе/стране, однако большинство студентов отметили то, что интернет провоцирует семейные конфликты и разобщенность. Студенты сообщили, что игнорируют членов своей семьи в пользу проведения времени за компьютером и испытывают негативную реакцию со стороны членов семьи в отношении их использования интернета. Исследователи пришли к выводу, что студенты используют интернет чрезмерно, и это влияет на их способность создавать теплые семейные отношения. Студенты особенно уязвимы к развитию зависимости от интернета из-за многих факторов, таких как: 1) представление интернета как безграничного фонда знаний, в которых можно просто “зарыться” и в итоге не найти ничего полезного; 2) наличие огромного количества рекламы, которая отвлекает их и отнимает огромное количество времени; 3) наличие социальных сетей, где можно общаться (анонимно, демократично, доступно и массово) с друзьями или заводить новые знакомства, тем самым абстрагируясь от реальной действительности и много других факторов.

Россия, безусловно, не единственная страна, где студенты страдают интернет-зависимостью. Чрезмерное использование интернета и сама зависимость стали проблемой студентов по всему миру.

Психологи и психиатры обеспокоены онлайн-зависимостью. В различных университетах проводятся исследования для оценки того, как избыточное использование интернета может влиять на студентов. Результаты также можно найти на сайте, посвященному этой проблеме. Использование интернета является неотъемлемым и ожидаемым аспектом современного университетского образования, и те, кто борется с причинами интернет-зависимости, могут испытывать трудности с получением помощи и поддержки в этой неравной борьбе. Так как некоторые и преподаватели, и студенты уже не могут представить себе сам процесс образования без интернета, интернет-ресурсов и компьютеров вообще.

Мною был проведен опрос среди учащихся Тульского Государственного Педагогического Университета имени Льва Николаевича Толстого. Задаваемый вопрос звучал так: “Каково на ваш взгляд влияние Интернета и компьютеров на физическое и психическое здоровье человека?” и предложены следующие варианты ответов: 1. Вызывает зависимость и привыкание, из-за которого нарушается и физическое, и психическое здоровье; 2.На психическое здоровье - никак, а вот на физическое - да! Испорченное зрение и кривая осанка - проблема современной молодежи; 3. Не влияет на физическое здоровье, но наносит ущерб психическому, т.к. много жестоких видео, запрещенных материалов находятся в свободном доступе; 4. Никак не влияет; 5. Не пользуюсь ни тем, ни тем, поэтому затрудняюсь ответить. Привожу статистику в процентом соотношении по результатам опроса, где мы видим, что большинство осознают проблему и видят в ней угрозу.

Как же лечится эта зависимость? В то время как интернет-зависимость все еще находится на ранних стадиях исследований, существуют варианты лечения. Лечение интернет-зависимости имеет сходство с лечением других зависимостей, основанных на действиях, таких как зависимость от азартных игр. В настоящее время наибольшей значимостью и признанием среди психиатров в данной области является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)3. КПТ помогает людям, страдающим от зависимости, изменить свои модели мышления и получить навыки, необходимые для восстановления нормального ритма жизни. Эта терапия особенно эффективна для зависимостей — таких как интернет-зависимость — где полное воздержание нереально. Трудно представить себе работу или учёбу в современном мире без доступа к интернету или использования компьютеров вообще. Программа лечения работает путем разделения аддиктивного поведения на три “зоны”: зона активного использования, скользкая зона (переломный момент зависимости) и восстановительная зона (процесс отказа от зависимости). Для каждого человека эти зоны будут выглядеть по-разному.

Безусловно, интернет - наш помощник и огромное открытия человечества, однако стоит понимать, что он был создан с благими намерениями. Если использование интернета или смартфона вашего близкого человека (в семье, на работе или учёбе), кажется, вызывает значительные проблемы в жизни, не стесняйтесь проконсультироваться с опытным психотерапевтом по интернет-зависимости о том, как лучше всего справиться с этой проблемой, дабы избежать психических расстройств личности.

Литература:

Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» URL: http://www.psy.msu.ru/science /conference /internet /2009/brief.html

Young, Kimberly S. "Internet Addiction: Symptoms, Evaluation, And Treatment" http://www.netaddiction.com/articles/symptoms.pdf

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

Brown A, Shifrin DL, Hill DL. Beyond "turn it off": How to advise families on media use. American Academy of Pediatrics News стр. 10-36, 2015 год

1 Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM-V) - диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания), используемая как «номенклатура» психических расстройств.

2 http://netaddiction.com

3 Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), также когнитивно-бихевиоральная психотерапи́я (англ. cognitive behavioural therapy, CBT) — широко распространённая комплексная форма психотерапии, сочетающая в себе когнитивную терапию с поведенческой терапией. Когнитивный подход исходит из предположения, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызваны нелогичными или нецелесообразными мыслями и убеждениями человека, а также дисфункциональными стереотипами его мышления, изменив которые, проблемы можно решить. Поведенческий подход, основанный на теории бихевиоризма, предполагает изменение поведения человека путём поощрения и подкрепления желаемых форм поведения и отсутствия подкрепления нежелательных форм.

Просмотров работы: 127