Профессиональное воспитание в настоящее время существенно зависит от наличия установки будущих педагогов в высшем учебном заведении на выбор образа жизни, затрагивающий представления о ее высоком качестве, статусе и пр. Так или иначе, реализация подобной профессиональной направленности личности нередко ведет к торможению профессионального и личностного роста, неуверенности в собственном профессиональном будущем. Как итог, прогрессирует кризис профессиональной идентичности личности, являющийся фактором возникновения конфликтов и потребностей выбора иной профессии[1, c.55].
В настоящее время в современном высшем образовании появляется потребность в совершенствовании профессионального воспитания на всех его этапах – от самооопределения до профессиональной адаптации. Для установления самых эффективных направлений, принципов и методов профессионального воспитания будущих педагогов целесообразно исследовать психолого-педагогические особенности данной профессии. В общем виде их можно выразить как:
- преобладание мотивов творческой самореализации при профессиональном выборе;
- присутствие кризисов во время профессионального освоения и перепады в оценке верности собственного профессионального выбора. Процесс профессионального воспитания крайне неравномерен, а формирование такого качества, как «профессиональная устойчивость», представляет собой значительную проблему, которая требует создания актуальных подходов к подготовке будущих педагогов. Соответственно, при создании педагогической модели профессионального воспитания нужно принимать во внимание, что самореализация в профессии должна включать стадию формирования образа профессии, состоящих из эмоциональных и когнитивных элементов. Лишь соответствие подобных элементов ключевым содержательным элементам профессии делают выбор профессии педагога аргументированным, формируя условия для совершенствования профессиональной устойчивости;
- социально-психологическая специфика будущих педагогов [2, c.34].
Существенное воздействие на процесс совершенствования профессионального воспитания будущих педагогов оказывает непосредственно получение высшего образования. В образовательной среде высшего учебного заведения складывается тип мышления, характеризующий профессиональную направленность личности, увеличивается уровень общего интеллектуального развития [3, c.16].
Центральным психическим процессом будущих педагогов в высших учебных заведениях, воздействующим на совершенствование профессионального воспитания, является развитие самосознания, включающее познавательный (открытия своего «Я»), понятийный (представление о своей индивидуальности) и оценочно-волевой элемент (самооценка). Развитие рефлексии формирует условия для критической переоценки имеющихся ценностей, соответственно, осуществляется их изменение и развитие [4, c.19].
Итак, профессиональное воспитание будущих педагогов в высшем учебном заведение должно базироваться на принципах развития нравственного потенциала личности, включая эстетический и культурный опыт, готовность к творческой самореализации в профессиональной деятельности. В данном случае будущий педагог должен обладать следующими качествами:
- обширными знаниями в разных научных направлениях;
- особыми личностными качествами;
- специальными знаниями и умениями, активизирующими профессионально-воспитательный потенциал будущего педагога;
- значительной мотивационной подготовленностью к профессионально-воспитательной самостоятельной деятельности.
Список литературы
1. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2014. - 332 c.
2. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 c.
3. Ивасенко, А.Г. Педагогика физической культуры / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В Павленко. - М.: КноРус, 2015. - 320 c.
4. Кабардов, М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2014. - 400 c.