Специфика воспитательной работы классного руководителя в «трудном» классе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Специфика воспитательной работы классного руководителя в «трудном» классе

Волкова Д.Ю. 1, Феоктистова М.А. 2
1Мос У МВД России имени В. Я. Кикотя
2Мос У МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализируя и обобщая научно-педагогическую литературу нами сделана попытка аккумулирования понятия «классный руководитель». Классный руководитель– это педагог, который организует, координирует и проводит воспитательную работу, следит за повышением качества знаний и взаимоотношениями обучающихся между собой. Под руководством классного руководителя коллектив становится социокультурной средой, которая помогает ребёнку социализироваться.

Ведущая роль классного руководителя – наставничество, в сочетании с воспитательной, организационной и административной функциями. Взаимоотношения в классном коллективе – залог социального и психологического здоровья обучающихся, поэтому особо важной задачей для классного руководителя является формирование нравственности, эмпатии и рефлексии у обучающихся.

В отечественной педагогике XX века А.С. Макаренко уделял особое внимание воспитанию индивидуальных качеств личности в коллективном обучении, а впоследствии и В.А. Сухомлинский считал, что в структуре воспитательного процесса коллектива в целом и личности, в частности, немало важную роль играет наделение последнего самостоятельностью.

По мнению В.А. Сластенина: «ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельностью имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях» [1, С. 257]

Создание и воспитание ученического коллектива классным руководителем должно характеризоваться:

Вовлечением всех обучающихся в важную для жизни класса деятельность;

Поощрение и стимулирование данной деятельности.

Обращаясь к понятию «трудный класс», мы опираемся на точку зрения О.Л. Романовой, И.В. Иванниковой «трудный класс – это класс, имеющий низкую успеваемость, низкий социально-психологический климат, конфликтные отношения в коллективе и с педагогами» [2, С.12]

Ю.С. Тюнникова классифицирует понятие «трудный класс» следующим способом [2]:

«Объективно» трудные классы, которые в свою очередь делятся на:

«Ситуативно трудные» классы

«Устойчиво трудные» классы

«Субъективно» трудные классы

«Объективно» трудный класс характеризуется нарушением одного или множества признаков ученического коллектива. «Субъективно» трудный класс является - это учебная группа которая кажется трудной определённому учителю.

Признаки функционирования трудного класса:

Низкий уровень учебной и внеучебной деятельности;

Нарушения социально-психологического климата;

Преобладание отрицательных мотивов совместной деятельности;

Неадекватный стиль взаимодействия с коллективом и педагогами.

Также существует типология «трудных» классов:

«Необучаемы» класс. Характеризуется: низким уровнем учебной деятельности, низкий тем учебной деятельности, в групповом самосознании отражается ярлык «тупые»;

«Немотивированный» класс. Характеризуется: преобладанием отрицательных мотивов учебной деятельности, несформированность учебных навыков, пониженный уровень ценности учёбы.

«Неуправляемый» класс. Характеризуется: ярлык «неуправляемые», переживание кризисных этапов возрастного развития, низкая мотивация к учебной дисциплине.

«Внутренне конфликтный» класс. Характеризуется: провокациями учителей и родителей, несбалансированностью ученического коллектива, отсутствие адекватной модели разрешения конфликта.

«Закрытый» класс. Характеризуется: интроверсией, несформированностью навыков общения, страхом самораскрытия, тревожностью.

«Звёздный» класс. Характеризуется: ярлыком «гений», акцентирование внимания на своей «звёздности» перед учителями и другими классами.

«Трудный» класс как педагогическая проблема включает в себя возникновение препятствий для нормальной организации воспитательного процесса. Данная проблема ставить классного руководителя в беспомощное состояние.

Данная педагогическая проблема появляется в связи с:

Эгоизмом учащихся;

Проблемами межличностного общения;

Агрессией и нервозностью;

Низкой мотивацией к занятию общим делом;

Межличностные конфликты.

Далее мы предоставим рекомендации классным руководителям по работе с «трудными» классами.

В процессе своей деятельности педагог будет взаимодействовать не только с учениками, но и с родителями. Для работы с родителями классные руководители могут использовать родительское собрание, оптимальное количество 3-4 раза в год. При подготовке собрания следует придерживаться некоторых правил:

Время должно назначаться наиболее удобно для большинства родителей;

Предупреждать родителей следует за неделю;

Обозначить для родителей дни для индивидуального посещения по личным вопросам;

Подготовить поощрительные благодарственные письма для родителей, чьи дети наиболее активны в ученическом коллективе.

Также, следует подготовить план вопросов, проблем, ситуаций, которые будут выноситься на собрании. Такие как:

Обсуждение достижений учеников;

Ознакомление с социально-психологическим климатом внутри ученического коллектива;

Обсуждение организационных вопросов;

Приглашение родителей на личные беседы.

Не рекомендуется поднимать такие вопросы на родительском собрании как:

Обсуждение неявки родителей на собрание;

Порицание одних учеников и возвышение других;

Возвышение важности одного предмета над другими;

Вести собрание на повышенных тонах;

Обсуждение неудач отдельных учеников.

Следующей формой проведения воспитательной работы является классный час, если родительское собрание было ориентировано на родителей, то классный час на учеников.

Рекомендации к проведению классного часа:

На классном часу стоит поднимать наиболее актуальные проблемы для учеников;

Перед проведением классного часа стоит ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого ученика;

Следует учитывать социально-психологический климат внутри коллектива;

Следует быть внимательным к выступлениям и вопросам учеников;

Рекомендуется держать доброжелательный тон;

Следует учитывать, что при работе с «трудным» классом могут возникнуть конфликтные ситуации.

Подводя итоги, отметим, что классный руководитель помогает достичь высоких результатов в культурно-нравственном воспитании «трудного» класса, следит за учебным процессом, за социально-психологическим климатом внутри ученического коллектива, формирует коммуникативные навыки. Специфика работы классного руководителя в «трудных» классах многогранна и разнообразна, требует от педагога высокого уровня профессионализма, самоотдачи и любви к детям. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что: «испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это - самый главный источник озлобленности» [5, С. 193].

Список использованной литературы:

Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Микляева, А.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа /А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — Речь, 2006. — 34с.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4 М.: Педагогика, 1984.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – К.: Рад. шк. , 1985. – 557 с.

Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников (Монография). - М.: РосНОУ, 2015. 416 с.

Просмотров работы: 144