ТИПЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ СНА В СТРЕССОВЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТИПЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ СНА В СТРЕССОВЫХ УСЛОВИЯХ

Жирова В.Е. 1, Горбунов Д.А. 1
1ОрГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнь современного человека характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации к стремительно изменяющимся социальным условиям, а также факторам окружающей среды. Данная проблема имеет тенденцию создавать стрессовые ситуации, и студенты медицинского университета не являются исключением в данном случае. Попытки адаптироваться к постоянному присутствию стрессорного фактора могут истощать ресурсы организма и способствовать его восприимчивости к заболеваниям. Исследования данного состояния мало описаны у студентов медицинских университетов.

Цель. Изучить поведение студентов медицинского университета и особенности нарушений сна в стрессовых условиях.

Материалы и методы. Онлайн – опрос в социальной сети ВКонтакте (vk.com) у 73 студентов ОрГМУ с 1 по 6 курс, всех факультетов. Студенты определены на 2 группы: 1 группа – 1 - 2 курс лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и факультета клинической психологии - 21 человек; 2 группа – 3 - 6 курс лечебного, педиатрического, медико - профилактического факультетов и факультета клинической психологии - 52 человека.

Онлайн-опрос сформирован на основании шкал и опросников по диагностике стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., 2002 г.) и протокола исследования больных с нарушениями сна Сомнологического Центра Минздрава РФ. Для определения поведенческой активности (ПА) студентам было предложено ответить на 61 тестовый вопрос. Нарушения сна изучались на основании 8 вопросов из протокола.

Результат. Выявлены следующие типы ПА: в 1 группе преобладает тип АБ (16 человек), для него характерны: активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом, моторика и речевая экспрессия умеренно выражены. Студентов с типом А1, который определяет в человеке повышенную деловую активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность; нехватка времени для отдыха компенсируется расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения; энергичную, выразительную речь и мимику; эмоционально насыщенную жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы; чувствительностью к похвале и критике; неустойчивостью настроения; стремление к соревновательной активности, однако без амбициозности и агрессивности; при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием – всего 2 человека; тип Б - люди, с низкой потребностью к деятельности, отсутствием инициативности, слабой вовлеченностью в деятельность или даже некоторой отстраненностью; легко уступают первенство, избегают всяких соревнований; охотнее выполняют монотонную, однообразную, привычную работу, нежели творческую; спокойствие, неторопливость в действиях, низкий уровень переключаемости внимания; при повышенном темпе работы, ее изменении наступает торможение иногда запредельное; не амбициозны, склонны избегать трудностей и ответственности; общая поведенческая активность низкая - 3 человека. Во 2ой группе отмечается тип АБ (35 человек), А1 (12 человек), Б (5 человек).

Данный тест предусматривал еще один тип поведенческой активности - А: преувеличенную потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым; неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания; нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения; энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи; импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника; соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов; стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями. Но ни в одной из групп тип А не был выявлен.

Из 21 человека I группы и 52 человек II группы отмечали нарушения сна, связанные с определенными событиями. Спонтанные (беспричинные) нарушения сна отмечали большинство студентов I группы. Нарушения сна выявлены, главным образом, у студентов 1 - 2 курсов, при этом каждый четвёртый являлся «совой». Дневной сонливостью страдали большинство «сов» старших курсов. У студентов страдали период засыпания, окончательное пробуждение.

Вывод. Для студентов медицинского университета выявлен промежуточный тип поведенческой активности в стрессовых условиях, хотя имелась часть опрошенных с выраженными поведенческими реакциями, с повышенной деловой активностью, нехваткой времени для отдыха, со стремлением к соревновательности.

Студенты 1-2 курсов имели нарушения сна в виде спонтанных и связанных с определенными событиями нарушениями в большей мере, чем студенты 3-6 курсов (которые, вероятно, адаптировались к условиям жизни и учёбы). Студенты имели проблемы с засыпанием и дневную сонливость, что может говорить о их повышенной тревожности.

Просмотров работы: 12