Согласно современных исследованиям одна из главных особенностей нашей информационной эры — это «оцифровка» данных, что нам даёт быстрые темпы прогресса. То, что еще вчера считались передовыми технологиями, сегодня уже являются рутинными, которые завтра сменят новые подходы и идеи, более эффективные и продуктивные. Этот процесс быстрой передачи информации по миру и благодаря этому происходит задействования огромного количества профессионалов, которые могут по той или иной специальности, улучшить или создать более оптимальную технологию, и поэтому прогресс двигается быстрее, и компании, которые за ним не успевают, рискуют в лучшем случае остаться на периферии рынка. В нефтяной отрасли ситуация еще острее, так как речь идет не только о конкурентной борьбе — легко добываемой нефти практически не осталось, поэтому приходится постоянно создавать и, в зависимости от сложности работы, дорабатывать технологии для нетрадиционных запасов и вести добычу в труднодоступных регионах. И «оцифровка» всех составляющих производства — не дань моде, а средство сохранить эффективность и успешность.
Главную тенденцию развития информационных технологий в последние десятилетия охарактеризовать можно, как переход от количества в качество. И правда, сегодня никого не удивишь ни оперативной памятью на 16 Гб, ни жестким диском на пару терабайт. Объемы получаемой информации растут в геометрической прогрессии, но для человека или компании огромная часть этих данных просто бесполезна от сюда мы, следовательно, и можем понять, что для нас необходимо научиться собирать и обрабатывать нужную информацию. Эта проблема решение, которой способно принести всем нам ощутимую пользу.
Принцип «зубной щетки»
Сбор информации сегодня уже не труден для нас — снабдить датчиками можно все что угодно — от любой вещи или промышленного машины в широком смысле слова до и самого человека. Например, по словам маркетологов, хитом прошлого года стали фитнес-гаджеты, позволяющие круглосуточно отслеживать состояние здоровья своего владельца. «Умный» браслет может посчитать ваш пульс или пройденные километры, а заодно вынести экспертное мнение по поводу вашего образа жизни с соответствующими рекомендациями. Еще более продвинутую судьбу в ближайшие годы эксперты пророчат обыкновенной зубной щетке. Не пройдет и нескольких лет, говорят они, как щетки начнут собирать сведения о состоянии наших зубов и передавать их прямиком в стоматологический кабинет. Нам останется лишь дожидаться приглашения на прием. Здесь мы и видим основной тренд автоматизации вещей — она перестает носить лишь индикаторный характер, приобретая новыми функциями за счет появившейся возможности накапливать, обрабатывать и передавать данные на огромные расстояния, и это по не многу переходит в автоматизацию процессов нашей повседневной жизнедеятельности.
В нефтяной промышленности тенденция коснулась всех направлений — от добычи до сбыта. Современное наше месторождение немыслимо без постоянного сбора информации с состояния скважин и внутрискважинного оборудования, трубопроводов и наземной инфраструктуры, её оцифровке и дальнейшей обработки. Получаемые данные позволяют нам отслеживать показатели производства в реальном времени и своевременно реагировать на изменения процессов, предупреждать поломки и аварии, экономить электроэнергию и другие ресурсы.
Мониторинг по принципу «зубной щетки» применяется в сферах переработки и сбыта, выполняя отслеживание пригодности оборудования к работе. Что касается развития датчиков в будущем, то улучшение их технических характеристик и повышение эффективности работы, безусловно, важны, но главная задача все-таки находится в более интеллектуальной плоскости. Все эти большие массивы данных должны приносить пользу, которая приносит компании прибыль. Только и только в таком случае затраты на автоматизацию оправдывают себя в полной мере. В идеале должна быть автоматизированная полностью система, где данные с любых датчиков и о любых процессах накапливается,классифицируется, анализируется и в конечном итоге создаёт основу моделей, позволяющих принимать важные решения в нужный момент. То есть ценность данных должна многократно увеличиваться благодаря информационным технологиям, а сами они — превращаться в коммерческий ресурс.
Принцип мобильности и полезности
Другой тренд, уже популярный в мире и пришедший в промышленные отрасли, — это глобальный переход на мобильные устройства. Где вы чаще смотрите почту, соцсети, новости? На персональном компьютере или в телефоне и планшете? Большинство ответит в пользу мобильных устройств. Независимость от стационарных средств связи не просто удобна, бизнесу она приносит реальные прибыль и экономию. Для обычных офисных или в кафешках быстрого питания сотрудников польза от мобильности очевидна, и уже сложно представить менеджера как минимум без сотового телефона. В рамках мобильного офиса многие компании уже начинают практиковать удаленную работу экономя на аренде помещений и прочих услугах.
Создаётся большое количество приложений для мобильных устройств и каждое из них может иметь любую область применения. Это делает приложения универсальными, следовательно, и востребованными для работы с производственными активами. Такие гиганты, как Shell или ExxonMobil, уже используют технологию цифрового контроля развития проектов с применением мобильных устройств. В области разведки и добычи это означает, что вся информация о разработке месторождения обрабатывается и с помощью специальных приложений выводится на мобильные устройства заинтересованных лиц в режиме реального времени. Оператор проекта может видеть на своем планшете, как идет бурение или добыча, а топ-менеджер — бизнес-аналитику. Мобильность в этом случае обеспечивает круглосуточный контроль и быстроту принятия решений.
Не менее нужными могут оказаться мобильные переносимые устройства для проверки качества швов на стыке трубопроводов непосредственно на месте их эксплуатации, не приостанавливая сам процесс работы и при том, не повреждая проверяемый объект. Такие опережающие развития изобретения называются бетатроны, разработанные учеными Томского политехнического университета (ТПУ). Так, ответственный за обеспечение контроля прочности сварки или литья на том или ином заводе, сможет легче найти дефекты и исправить их. Эта разработка может просканировать не только готовые швы или изделия, но и детали в процессе их изготовления, что позволяет еще на стадии производства избежать риска появления бракованной продукции. Преимущества этого устройства в его характеристиках: блок питания SEA-7 весит порядка 30 кг, в то время как его предшественника PXB — около 70 кг; мощность бетатрона SEA на энергию 7 мегаэлектронвольт (МэВ), в то время как мощность излучения предыдущей версии бетатрона PXB в два раза ниже — 5 рентген на метр в минуту и благодаря этому можно «просвечивать» сталь толщиной до 40 сантиметров. Такое мобильное устройство будет без каких-либо проблем помогать человеку в его работе. Что касается сбыта, то мобильность здесь — прямой доход для компании за счет оптимизации логистики и сокращения потерь.
Синтез
Мобильные технологии дают новые коммуникационные возможности и меняют облик любого среднестатистического сотрудника, при чём не важно в какой он работает области промышленной или социальной. Изменения коснутся всех. Объединение информационных и промышленных технологий приводит к тому, что участие человека сводится к удаленному контролю над действиями в процессах работы и своевременной помощи, при возникновении проблемы. Плюс развитие мобильных приложений позволяет нам предсказать ближайшие изменения в самом принципе принятия решений, в которой главную роль будет играть мнение не одного узкопрофильного специалиста, а много компетентного экспертного сообщества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Москалев В.А., Чахлов В.Л. Бетатроны. // Монография – 2009. – С. 140–147.
2.Черкасов М.В. «Умные» технологии в нефтегазовой отрасли // Control Engineering Россия. – 2015. – № 3. – С. 20–22.
3.Морошин А. Готов к труду и бетатрону // Коммерсантъ Деньги. – 2016. – № 8. – С. 44–46.
4.Долотовский И.В., Ларин Е.А., Долотовская Н.В. Информационно-аналитическое обеспечение систем управления энергопотреблением нефтегазовых предприятий // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11. – С. 132-135.