Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) является основным финансовым показателем, который характеризует потенциальную сумму денежных средств, которая поступит или уже поступила от покупателя или заказчика в оплату за отгрузку запасов. Выручка складывается из себестоимости и суммы прибыли. Чем ниже себестоимость производства, тем выше прибыль, и наоборот [2].
Графически сравнение выручки и чистой прибыли наглядно представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика изменения выручки и чистой прибыли предприятия за 2016-2018 гг. (тыс. руб.)
Выручка от продажи и прибыль отражаются в отчете о финансовых результатах, который является основной формой бухгалтерской финансовой отчетности [3,4].
Структурный анализ подразумевает расчет относительных величин. Анализ структуры финансовых показателей проводится как отношение к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Структурный показатель – это есть отношение показателя к выручке от продажи. Осуществляется расчет уровня или удельного веса каждого финансового показателя, выраженного в процентах. Каждый показатель рассчитывается за прошлый и отчетный периоды. Выручка от продажи является основным источником доходов от текущей деятельности организации. При расчете уровней или удельных весов показателей определяются доли этих элементов в общей сумме выручки от продажи. Они характеризуют эффективность основной деятельности организации. Расчет уровней позволяет наглядно представить складывающуюся финансовую ситуацию в организации и выявить возможные резервы роста и снижения показателей. Группировка финансовых показателей на основании данных формы «Отчет о финансовых результатах» приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Структурный анализ финансовых показателей предприятия за 2016-2018 годы с прогнозом до 2021 года
Показатель |
Код строки |
2016 |
2017 |
2018 |
2019пр |
2020пр |
2021пр |
Выручка |
2110 |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Себестоимость продаж |
2120 |
87,6% |
61,5% |
79,9% |
79,9% |
79,9% |
79,9% |
Валовая прибыль (убыток) |
2100 |
12,4% |
38,5% |
20,1% |
20,1% |
20,1% |
20,1% |
Коммерческие расходы |
2210 |
5,6% |
28,8% |
14,7% |
-121,0% |
-18,8% |
-10,2% |
Прибыль (убыток) от продаж |
2200 |
6,8% |
9,7% |
5,4% |
141,1% |
38,9% |
30,3% |
Прочие доходы |
2340 |
0,3% |
3,0% |
1,3% |
-10,7% |
-1,7% |
-0,9% |
Прочие расходы |
2350 |
0,7% |
4,1% |
1,2% |
-9,9% |
-1,5% |
-0,8% |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2300 |
6,4% |
8,5% |
5,5% |
140,3% |
38,8% |
30,2% |
Текущий налог на прибыль |
2410 |
0,4% |
2,2% |
1,1% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
2400 |
6,0% |
6,3% |
4,4% |
140,3% |
38,8% |
30,2% |
Как показывают результаты структурного анализа, к 2019 году планируется увеличение доли прибыли от продаж и чистой прибыли в общей сумме выручки от продажи товаров. Что оценивается как положительный факт и может свидетельствовать о приросте реинвестируемого капитала, направленного на развитие бизнеса. Прирост финансовых показателей возможен за счет сохранения темпов роста себестоимости услуг, экономии управленческих и прочих расходов.
Динамику финансовых показателей характеризует анализ изменения показателей в абсолютном выражении и в относительных величинах, т.е. исчисление темпов прироста (таблица 2).
Данные таблицы свидетельствуют о неустойчивой тенденции изменения основных финансовых показателей, если в 2018 г. по сравнению с 2017 г. отмечается прирост выручки на 97099 тыс. руб., то в 2018 г. по сравнению с 2016 г. - снижение показателя на 180865 тыс. руб. Аналогичная динамика наблюдается по прибыли (убытку) до налогообложения, чистой прибыли (убытку) отчетного периода.
Таблица 2 – Анализ динамики изменения финансовых показателей предприятия за 2016-2018 годы
Наименование показателя |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. +,- |
Темп прироста по отношению к предыдущему году, % |
||||
2017г. от 2016 г. |
2018г. от 2017г. |
2018г. от 2016 г. |
2017г. от 2016 г. |
2018г. от 2017г. |
2018г. от 2016 г. |
|
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
||||||
Выpучка |
-277964 |
97099 |
-180865 |
-87,63 |
+247,5 |
-57,0 |
Себестоимость продаж |
-253772 |
84775 |
-168997 |
-91,3 |
+351,4 |
-60,8 |
Валовая прибыль |
-24192 |
12324 |
-11868 |
-61,6 |
+81,6 |
-30,2 |
Коммерческие расходы |
6446 |
8800 |
2354 |
-36,3 |
+77,9 |
+13,3 |
Прибыль (убыток) от продаж |
-177646 |
3524 |
-14222 |
-82,3 |
+92,4 |
-66,0 |
Прочие доходы и расходы |
||||||
Прочие доходы |
123 |
614 |
737 |
+11,9 |
+52,9 |
+71,0 |
Прочие расходы |
-554 |
24 |
-530 |
-25,4 |
+1,5 |
-24,3 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
-17069 |
4114 |
-12955 |
-83,6 |
+123,0 |
-63,5 |
Текущий налог на прибыль |
-406 |
660 |
254 |
-32,2 |
+77,2 |
+20,1 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
-16663 |
3454 |
-13209 |
-87,0 |
+138,7 |
-69,0 |
Экспресс – анализ финансовых показателей позволяет оценить общие изменения в финансовом положении фирмы, выявить неблагополучные статьи финансовой отчетности, требующие детального исследования и использования методики детального анализа финансовых индикаторов на основе коэффициентного анализа рентабельности и деловой активности.
Список литературы:
Бадмахалгаев Л.Ц. Применение анализа финансового состояния при оценке экономической безопасности / Л.Ц. Бадмахалгаев, А.А. Олюшев, Г.В. Анчаева //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук.- 2017.- № 11. -С. 19-24
Бычкова С.М. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия / С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.- 2016.- № 42.- С. 247-254.
Парушина, Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности// Бухгалтерский учет. - 2013. - № 4. - С. 46.
Парушина, Н.В., Микитухо, А.А. Организация внутреннего контроля и методика анализа состава имущества и источников его формирования по данным бухгалтерского баланса// Вестник ОрелГИЭТ. - 2015. - № 1 (31). - С. 69-76
Теория и практика анализа финансовой отчетности организации: учебное пособие / Н.В Парушина, И.В. Бутенко, В.Е Губин, О.В. Губина, С.В. Деминова, Н.А. Сучкова, С.А. Тимофеева; под ред. д.э.н. Н.В. Парушиной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. – 432 с.