Привлечение инвестиций и дополнительных финансовых ресурсов, а, следовательно, проработка финансово-инвестиционной стратегии на всех уровнях управления, обусловлена достижением поставленных целевых ориентиров. Основной целевой ориентир связан с получением нашей страной статуса мирового лидера высоких технологий и человеческого интеллекта. Так Концепция определяет, что российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний. Должен быть обеспечен переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Этот переход отразится на развитии предпринимательской среды и предпринимательских ожиданий частных собственников. В этой связи прогнозируется создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику. В частности инвестиции должны быть направлены на реализацию следующих стратегических задач развития экономики и предпринимательства (таблица 1).
Таблица 1 – Стратегические задачи финансово-инвестиционной политики государства в направлении развития предпринимательства
Стратегические приоритеты |
Задачи реализации финансово-инвестиционной политики |
Маркетингово-логистические |
создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики |
Налоговые |
отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов |
Компетентностные |
поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса |
Макроэкономические |
снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов |
Институциональные |
улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал |
Коммуникационные |
повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества |
Управленческие |
обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики |
В таблице 1, исходя из поставленных концептуальных задач стратегического развития экономики, сформулированы приоритеты в различных областях управления и формирования институциональной управленческой среды.
Эффективная инвестиционная политика, реализуемая в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, позволит достичь следующих значений макроэкономических показателей (таблица 2) [4].
Концепция социально-экономического развития страны обеспечивает достижение индикатора прироста инвестиций для реализации намеченных программных мероприятий до 10% в год - начиная с 2016 г. до 2020 г.
Таблица 2 - Прогнозируемые макроэкономические показатели инновационного развития экономики России до 2020 года
(средние за период)
Стратегический индикатор |
2016 - 2020 гг. |
Цены на нефть (мировые), долларов США за баррель |
108 |
Мировая экономика, среднегодовой прирост |
4 |
Численность населения, млн. человек |
143,4 |
Инфляция среднегодовая, прирост цен, процентов |
3,5 |
Валовой внутренний продукт, среднегодовой прирост |
6,3 |
Промышленное производство, среднегодовой прирост |
5,1 |
Реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой прирост |
6,7 |
Розничный товарооборот, среднегодовой прирост |
6,4 |
Инвестиции, среднегодовой прирост |
10 |
Иностранные инвестиции (прямые) (по методологии платежного баланса), процентов валового внутреннего продукта |
3,5 |
Прогнозируется, что и структура инвестиций в секторах реальной экономики также будет изменяться, при этом обеспечивая прирост добавленной стоимости в аналогичных отраслях.
По данным таблицы ожидается самое большое вложение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, машиностроения и сектора недвижимости. При этом наибольшее ожидание от инвестиций в виде прироста добавленной стоимости достигается в нефтегазовом секторе и торговле.
На основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [5].
Средства бюджета, регионов и частного бизнеса пойдут на развитие кадрового потенциала, повышение инновационной активности бизнеса, внедрение новых инновационных технологий, развитие интеграционных связей, развитие сектора исследований и разработок.
Список литературы:
Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31.12.2015г. № 683. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс»
О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014г. № 172-ФЗ. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс»
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 8.12. 2011 г. № 2227-р. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс»
Микитухо А.А. Многофункциональная роль экономического анализа в процедурах банкротства коммерческих организаций / А.А.Микитухо, Н.В. Парушина //Вестник Брянского государственного университета.- 2014.- № 3.- С. 299-309.
Avarsky, N., Fedotenkova, O.A., Pronyaeva, L.I., Parushina, N.V. Impact assessment of administrative decisions on economic security of the agricultural organization // Economics of Agriculture of Russia. – 2017. - №8. – S.2-8
Kyshtymova E..A., Lytneva N.A., Parushina N.V., Petrova Yu.M., Management Influence Of Working Capital On Equity Capital Formation Of Agricultural Organizations. RPTSS 2018 - International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences (26 - 28 April 2018)// The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Volume L No:90 Pages:732-741