В современной картине мира тело человека приобрело не только биологическое определение как носителя физиологических функций и свойств, но и социокультурное [1]. Внешний облик человека является важнейшим источником самопрезентации, а значит, естественно, он подвержен влиянию социально-обусловленных стандартов и культурных эталонов красоты.
В настоящее время стремление к физическому совершенству приравнивается к стремлению к успешности, реализованности, продуктивности и является основным ориентиром для многих людей. Особенно сильно влиянию стереотипов относительно телесного облика подвержены женщины. Средства массовой информации ярко транслируют образ успешной женщины как имеющей стройное подтянутое тело, отсутствие лишнего веса, гармоничные пропорции. Подобные представления, с одной стороны, вызывают сильное желание женщин соответствовать заданным параметрам, с другой стороны, порождают массовые появление всевозможных услуг, направленных на изменение собственного тела.
Существует множество систем тренинга, но в принципе, не существует единого типа тренинга для всех – для каждого нужен индивидуальный подход. Единственный тип тренинга, который учитывает все особенности фигуры – это фитнес. Понятие «фитнес» уже прочно вошло в нашу жизнь, созданы фитнес-клубы, издаются журналы, проводятся фитнес-турниры. Фитнес стал образом жизни, ведущим к физическому и ментальному здоровью человека. Фитнес включает в себя и занятия в тренажерном зале, и аэробику, и правильное питание – одним словом, фитнес – это образ жизни, который принято называть «здоровым». Фитнес не утомляет – многие занимаются им по утрам, до работы, тонизируя свой организм. Фитнес – это строго-научная система совершенствования человека.
Фитнес-индустрия в России начала развиваться с развитием рыночных отношений. В связи с этим в данной сфере еще остался не захваченные сегменты (детский, семейный, 50+ и т.д.), так как услугами фитнес-центров пользуются в основном жители крупных городов. В настоящее время в России количество фитнес-клубов и фитнес-центров составляет примерно 4 000; количество занимающихся в них насчитывает около 3 млн. чел., что составляет всего 4% населения страны.
Актуальность вопросов повышения качества фитнес-услуг высока не только с точки зрения повышения конкурентоспособности клубов, но и с позиции повышения заинтересованности государства в представлении качественных фитнес-услуг населению страны. Ведь фитнесом занимаются не только молодежь (18-35 лет), но и люди уже зрелого возраста (40-60 лет). Их трудовой потенциал представляет собой основные производительные силы общества и зависит от состояния здоровья, которое, в свою очередь, является, в том числе конечным продуктом сферы фитнес-услуг[1].
Известно, что качество услуги может быть оценено только после того как услуга будет оказана. Поэтому в деятельности фитнес-центра на первый план должно выдвигаться обеспечение качества услуги. При рассмотрении принципов управления качеством фитнес-услуги можно выделить следующие функции[2]:
взаимодействие с внешней средой;
политика и планирование качества;
обучение и мотивация персонала;
организация работ по качеству;
контроль качества;
информация о качестве;
разработка мероприятий;
принятие решений;
внедрение мероприятий.
Рассмотрим каждую из вышеперечисленных функций и ее возможную реализацию в фитнес-центрах.
Взаимодействие с внешней средой. Успешная деятельность предпринимательской деятельности в сфере услуг физической культуры зависит не только от внутренних факторов. Фитнес-центр, как и любая иная организация, является открытой системой и ее успех зависит также от того, насколько он учитывает влияние постоянно меняющейся внешней среды. Так, без учета изменений во внешней среде возникает несколько рисков: во-первых, ситуация на рынке может измениться, что приведет к потере клиентов и конкурентоспособности, а следовательно, и прибыли; во-вторых, не обращая внимания на изменения в законодательстве, возможны противоречия с законодательством и правительственными органами, что, конечно, также не лучшим образом отразится на бизнесе и даже может привести к закрытию предприятия.
Процесс управления качеством [3] начинается и заканчивается взаимодействием с внешней средой. Взаимодействие с внешней средой в основном состоит в общении и налаживании деловых связей с поставщиками спортивных товаров и инвентаря, продуктов питания и косметических товаров, а также в создании и поддержании обратной связи с потенциальными клиентами, спонсорами, городской и районной администрацией и бесконфликтном сосуществовании с соседними структурами. Это могут быть магазины, другие спортивные клубы, салоны красоты, государственные учреждения и т.п.
Основные факторы внешней среды, в большей степени, влияющие на качество: потребители и заказчики; научно-технический прогресс и достижения конкурентов; поставщики материалов и комплектующих изделий (тренажеров и прочей техники); государственные и законодательные органы.
Политика и планирование качества. В стандарте ИСО [1,2] дано следующее определение: «Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством». В фитнес-центрах должен быть сформирован документ «Политика в области качества», который отражает деятельность организации по отношению к тем слоям населения, на которые рассчитаны все создаваемые организацией услуги. В условиях экономической стабильности основным направлением политики качества конкурентоспособного фитнес-центра должно быть опережение конкурентов в области качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг путем их постоянного совершенствования.
Планирование качества – это деятельность, которая осуществляется исходя из политики качества, требований заказчиков и рынков сбыта и устанавливает цели и требования к качеству путем разработки планов повышения качества выпускаемой продукции и/или создаваемых услуг, повышения планов подготовки персонала и совершенствования системы качества путем установления количественных и качественных критериев для последующей оценки выполнения намеченных планов. Политика и планирование качества – это основополагающая функция для работы по управлению качеством физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для конкурентоспособного фитнес-центра.
Обучение и мотивация персонала. Обучение и мотивация персонала – две функции из сферы управления персоналом, которые так же, как и управление качеством, являются одним из аспектов управления организацией. Руководитель конкурентоспособного фитнес-центра должен быть ориентирован на результат в виде высококачественных услуг и высокой и относительно стабильной прибыли. Он должен основывать свою деятельность по управлению персоналом на продуманном представлении о человеке, его потребностях, нуждах и желаниях. Задачей руководителя является развитие подчиненных, чтобы они могли еще лучше, чем раньше, еще быстрее и качественнее справляться со своими должностными обязанностями, предугадывать потребность дальнейшего развития и направленность этого развития. Руководитель конкурентоспособного фитнес-центра должен понимать, что, не имея мотивации, работники не будут заинтересованы в дальнейшем развитии фитнес-клуба, повышении его качества и даже росте его прибыли, если на данный момент все устраивает. Для успешной деятельности в фитнес-центре должен быть управляющий по персоналу, в обязанности которого входит обучение новых сотрудников, разработка методов мотивации и поощрения работников с целью повышения результативности их труда. Обучение и мотивация персонала – это, несомненно, две разные функции. Объединяет их то, что они направлены на формирование активного и квалифицированного персонала, который, наряду с материальной базой и организацией работ, является одним из трех основных факторов качества.
Организация работ по качеству. При организации работ по качеству в фитнес-центре должно осуществляться «горизонтальное» разделение труда по специализации (координационное) и «вертикальное» разделение труда (субординационное) делегирование полномочий и ответственности руководителей разного уровня для эффективного управления работой подразделений или отделов по выполнению своих функций.
Организацию работ по качеству целесообразно осуществлять в несколько этапов:
первый – разработка системы качества для физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, т.е. определение структур, входящих в систему качества, их функций и методов работы;
второй – внедрение системы качества. В это время проводятся внутренние проверки этой системы и, как правило, осуществляются доработка системы по результатам проверок, устранение всех недочетов;
третий – плановые внутренние проверки системы качества для поддержания ее эффективного функционирования и совершенствования в изменяющихся условиях. Регулярно должны проверяться все существующие в организации услуги на предмет их качества;
четвертый – сертификация системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000 [3].
При организации работ по качеству в фитнес-центре руководство должно обращать внимание на то, чтобы на всех этапах создания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг были предусмотрены все необходимые ресурсы для эффективного функционирования системы качества:
высокопрофессиональный персонал,
современные косметологическое и спортивное оборудование и инвентарь,
комфортная обстановка для работы и необходимая методическая документация.
Контроль качества. Контроль качества – это одна из основных функций в процессе управления качеством. Как и качество любого товара или продукта, качество услуги также может поддаваться контролю и анализу. Прямое отношение это имеет и к услугам в сфере спорта и физической культуры. Значение контроля качества заключается в том, что он позволяет установить соответствие производимых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг заданным требованиям или выявить допущенные отступления, чтобы их исправить в самое ближайшее время. Под контролем качества понимаются измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными.
Для оценки качества и безопасности фитнес-услуг, оказываемых фитнес-центром, можно использовать следующие методы контроля: визуальный, экспертный, социологический, инструментальный (измерительный) согласно[3]. Фитнес-услуги должны предоставляться на основании договора (контракта) между исполнителем и потребителем услуг, в котором указываются весь перечень предоставляемых фитнес-услуг и требования к ним. Приложением к договору является добровольное информированное согласие потребителя на оказание фитнес-услуг. В фитнес-центре должна обеспечиваться сохранность персональных данных потребителей услуг.
Наряду с контролем качества должна проводиться и оценка качества. Оценка качества должна проводиться систематически, и целью ее является подтверждение способности спортивной организации выполнить установленные требования. Проверка качества – это систематический анализ, позволяющий определить соответствие показателей деятельности и результатов в области качества их запланированным значениям. Проверка качества должна осуществляться лицами, которые не несут персональной непосредственной ответственности за проверяемый участок или услугу. Одной из целей проверки может являться оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий для дальнейшего улучшения качества услуг.
Информация о качестве. Информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность. Информация – это основное условие конкурентной способности организации. В менеджменте функцию информации о качестве называют коммуникацией и вместе с принятием решений относят к связующим процессам. Информацию можно рассмотреть как одну из управленческих функций в процессе управления качеством. Информация о качестве складывается из внутренней и внешней информации. Внутренняя информация определяется по результатам контроля планирования, проектирования и производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Внешняя информация, в свою очередь, представляет собой требования клиентов к качеству услуг, сведения о достижениях клубов-конкурентов и данные о научно-техническом прогрессе. Цена информации чрезвычайно высока, и для получения информации в ход идут любые средства, так как во многом от информированности зависит прибыльность спортивного клуба. Новые услуги и предложения в совокупности с хорошей рекламной компанией привлекают клиентов, и, как следствие, прибыль спортивного клуба растет. В фитнес – центре должны активно использоваться методы оперативного поиска информации, особенно о новейших достижениях в области спортивного и косметологического оборудования, фитнес-программах и тенденциях в косметологии.
Разработка мероприятий. Разработка мероприятий в фитнес-центрах должна проводиться на основе анализа информации и, как правило, предусматривать: корректирующие мероприятия, направленные на устранение допущенных недостатков и несоответствий; предупредительные мероприятия для устранения причин допущенных несоответствий, чтобы не допустить их повторения; профилактические мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их появления. Кроме мероприятий по устранению и предупреждению несоответствий и сбоев в работе в организации необходимо разрабатывать меры по постоянному повышению качества создаваемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в соответствии с потребностями рынка, клиентскими запросами и достижениями конкурентов.
Принятие решений. В курсах менеджмента функции «принятие решений» уделяется особое внимание, так как без принятия решений нет и самого управления. Наука управления рассматривает различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы. По характеру решения могут быть интуитивные, основанные на суждениях с учетом прошлого опыта, рациональные и с применением научного метода. Считается, что интуитивные решения принимаются на основе ощущений и подсознания, которые не подкреплены анализом всех «за» и «против». На первый взгляд, кажется, что в таких решениях нет явно выраженного анализа, но он обязательно, хотя и незаметно, проходит на подсознательном уровне и приводит к ощущению правильности выбираемого решения. Как правило, интуиция характерна для ученых и специалистов, обладающих глубокими знаниями предмета и большим практическим опытом. Высшим проявлением такой интуиции можно, наверное, считать озарение, которое приводит к открытию каких-либо новых закономерностей и изобретений. Интуитивные решения все же в большинстве случаев имеют мало шансов на успех и пользуются популярностью среди так называемых «волевых руководителей», поэтому лучше использовать интуицию в сочетании с анализом фактов и учете прошлого опыта. Решения, основанные на суждениях с учетом прошлого опыта, принимаются с использованием знаний результатов принятых ранее решений в аналогичной ситуации. Но опять же, принимая решение только на основе прошлого опыта, можно упустить новые перспективные направления и данные научно-технического прогресса, что приведет к застою развития организации (спортивного клуба).
Для сферы физической культуры и спорта очень характерно быстрое развитие, и научно-технический прогресс этому, несомненно, способствует, поэтому руководство фитнес-центров должно заботиться о наличии всей информации, с учетом последних изменений, дабы не принять ошибочного решения и не отстать от конкурентов.
Внедрение (реализация) мероприятий. Одним из важнейших критериев успешной деятельности организации является способность реализовывать принятые руководителем решения. Реализация мероприятий – это заключительная функция цикла управления качеством. В фитнес-центрах реализацию мероприятий рекомендуется оформлять в виде приказов, плана мероприятий или графиков, которые должны направляться всем исполнителям. В процессе реализации мероприятий в них могут вноситься коррективы. Следует отметить, что после реализации мероприятий цикл управления качеством, должен повторяться, продвигаясь дальше по петле качества.
В России большая часть фитнес-центров теряет 30-50% своих клиентов каждый год [4]. В 68% случаев причиной отказа от услуг определённого фитнес-клуба становится равнодушное отношение персонала, в то время как на факторы, связанные с ценой и качеством услуги приходится только 28%. Именно поэтому главной стратегией маркетинга современного фитнес-центра должно быть поддержание высокого уровня качества оказываемой клиентам услуги. Правильно поставленные цели, анализ конкурентной ситуации в данном потребительском секторе, определение характера и интенсивности конкуренции и анализ перспектив развития помогут фитнес-центру в конкурентной борьбе за клиентов.
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества [Электронный ресурс] // http://spbgau.ru/files/nid/2629/gost_r_iso_9004-2010
3. ГОСТ Р ИСО 9001: 2008. Системы менеджмента качества, требования [Электронный ресурс] // http://www.isoconsulting.ru/GOST_R_ISO_9001-2008.pdf .
4. Аронов Г. З. Функции управления качеством в сфере услуг физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – Т. 91.