ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Харченко В.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В различные времена развитие мышления рассматривалось психологами с разных точек зрения. Современная психология понимает мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно является высшей, наиболее сложной формой познавательной деятельности людей. Становление психической активности личности неразрывно связано с развитием мышления. Мышление даёт возможность научного познания мира, предугадывания и прогнозирования развития событий, практического овладения закономерностями объективной действительности и использования полученной информации в соответствии со своими интересами и потребностями.

В отличие от остальных психологических процессов познания мышление всегда связано с активным изменением окружающих человека условий. Оно всегда нацелено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления происходит целесообразное и целенаправленное преобразование действительности.

Значимой проблемой современного образования является развитие ученика как субъекта деятельности, как личности, так как в настоящее время растет потребность в людях, которые могут быстро адаптироваться в учебной, а потом и в трудовой деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность в работе, успешно решать задачи в ситуации неопределенности.

Изучение математики в школе направлено, в первую очередь, на формирование характерных для математической деятельности качеств мышления, необходимых человеку для жизни в обществе, для общей социальной ориентации и решения практических задач, на интеллектуальное развитие учащихся в целом.

Мышление осуществляется при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В учебной деятельности школьников сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, операции умножения и деления, треугольник и четырехугольник, учащиеся глубже познают особенности данных предметов и явлений.

Анализ - это мысленное разделение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем признаков и свойств. Синтез - это мысленное объединение отдельных элементов или частей в единое целое. Анализ и синтез всегда выполняются вместе в реальном мыслительном процессе. Это важнейшие мыслительные операции, которые в единстве дают полное и всестороннее познание действительности. Анализ дает знание об отдельных элементах, а синтез, опираясь на результаты анализа, соединяя все эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Для понимания и запоминания определенного текста учащийся делит его на части, выделяет смысловые куски и затем логически связывает их в единое целое.

Абстракция - это мысленное выделение каких-либо значимых признаков, свойств объектов при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков. В результате абстракции предметом мышления становится само выделенное свойство или признак. Все математические понятия как раз и представляют собой абстрактные объекты. Так, например, понятие геометрической фигуры образуется путем выделения в исследуемых предметах их формы, протяженности, взаимного положения в пространстве и отвлечения от всех других свойств (массы, материала, цвета).

Абстракция лежит в основе обобщения - мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах. Ученикам бывает достаточно трудно произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделять не просто общие, но и существенные общие признаки.

Конкретизация - это мысленный переход от общего к частному, соответствующему этому общему. В учебной деятельности конкретизировать значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее правило, теорему, закон. Конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять окружающую действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от реальной жизни.

В настоящее время достаточно много говорят о недостаточной эффективности учебного процесса. Большое количество школьников с трудом усваивают учебный материал, не могут применять знания на практике или в измененной ситуации, выбрать тот или иной метод решения задачи, что вызывает беспокойство учителей, родителей и самих учеников. В то же время в большинстве школ все еще используется традиционное обучение, которое ориентированно в большей степени на память, чем на мышление. При таком обучении учащиеся получают знания в готовом виде без проблемных ситуаций, рассуждений, раскрытия путей доказательства их истинности и применяют эти знания лишь в ситуациях, аналогичных уже изученным. Подобное обучение практически не связано с реальной жизнью обучающихся, отсутствуют условия для развития и проявления индивидуальных творческих способностей, активности и самостоятельности.

Но к современным выпускникам школы общество предъявляет уже другие требования, выражающиеся в готовности выпускника к осознанным и ответственным решениям в разнообразных жизненных ситуациях. Это должно стать главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Проблемы развития познавательных процессов, снижения мотивации обучения, школьных перегрузок связаны, в частности, с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении учебного процесса. Учителям необходимо отобрать соответствующий материал, выбрать формы и методы реализации отобранного содержания в процессе обучения. Также сейчас на смену отдельным формам обучения приходят целостные образовательные технологии, такие как проблемное обучение, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения и другие.

Но довольно сложно полностью отказаться от традиционных методов и перейти к совершенно иной технологии обучения. Так, например, ввести в старшей школе новую технологию обучения возможно будет лишь тогда, когда  младшая и средняя школы также выйдут из рамок традиционного обучения.  Если учащиеся старших классов все предыдущие годы учились в рамках традиционной технологии, то попытка, например, поместить их в условия отсутствия жесткого контроля или проектной технологии повлечет за собой выпадение многих учащихся из учебного процесса.

Также следует отметить, что во многих учебниках и дидактических пособиях для средней школы практически отсутствуют задачи, способствовавшие подготовке учеников к творческой деятельности и формированию у них соответствующих знаний и умений. В традиционных учебниках, в основном, содержится множество типовых заданий, требующих «вычислить», «найти», «решить», «проверить», «перечислить» и т.д. Такой материал не ориентирует учителя на организацию деятельностного подхода к обучению учащихся.

Развитие мышления, формирование самостоятельности и активности в поиске достижения поставленной цели предполагают решение учащимися нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения. Решение таких задач должно быть организовано особым образом, чтобы в полной мере способствовать действительному развитию активного, поискового мышления. Создавая проблемные ситуации на уроках, надо задавать вопросы, которые помогают ученикам не только качественно усваивать материал, но и испытать радость участия, увидеть красоту открытия. 

Большую роль играет степень вовлеченности учащихся в процесс обучения, их увлеченность материалом, понимание его значимости. Не секрет, что многие школьники воспринимают математику как сухую, неинтересную науку, которая «в жизни не пригодится». Они заучивают теоремы, формулы, но ничего не знают об авторах, истории становления математики. Чтобы это исправить необходимо связывать изучаемый материал с историческими справками, с применением его на практике, рассказывать учащимся о людях, творивших математику как науку: Пифагоре, Архимеде, Евклиде, Гауссе, Фалесе и других. Еще важнее показывать связь изучаемых понятий с жизнью. Например, при изучении темы «Пропорции» следует обратить внимание учащихся на то, что пропорция и в стебельках растений, и в живописи, и в архитектуре, с ней связано понятие «золотого сечения», и даже в кулинарии.

Развитие творческих способностей учащихся, направленных на понимание изучаемого материала и становление новых способов действия, зависит от уровня развития трех составляющих мышления:

1) сформированность элементарных мыслительных операций;

2) активность мышления, которая проявляется в выдвижении различных гипотез, вариантов решения задач, нестандартных идей;

3) целенаправленность и организованность мышления, проявляющиеся в выделении существенных признаков в предметах и явлениях, осознании собственных способов мышления.

Высокий уровень сформированности данных компонентов мышления дает возможность легче справляться с трудностями в усвоении учебного материала и приводит к развитию творческой личности учеников. Благодаря тому, что учащиеся получают теоретически обоснованные способы действий, знания, в незнакомых ситуациях они смогут самостоятельно применять подобные способы или вырабатывать новые способы действия для решения поставленных проблем.

Таким образом, задача учителя сводится к формированию указанных качеств мышления. Но это требует немалых усилий. Учителю необходимо тщательно отбирать и продумывать содержание, структуру уроков, использовать различные современные технологии обучения, давать нестандартные занимательные задания, которые помогают тренировать мышление и формировать элементы творческой деятельности.

Готовы ли будущие учителя развивать мышление учеников? Чтобы ответить на этот вопрос, мною был проведен опрос среди студентов 5 курса факультета математики, физики и информатики, группы 120942 – «Готовы ли вы развивать мышление учащихся на уроках?». В опросе приняло участие 18 человек. Результаты опроса:

да – 17%

скорее да – 39%

скорее нет – 44%

нет – 0%

Таким образом, значительная часть студентов не чувствует себя в полной мере готовыми к развитию мышления учащихся. Необходимо акцентировать развитие этой компетенции у будущих педагогов в нормативных дисциплинах (методики обучения математике и физике, педагогика, психология). Целесообразно, на наш взгляд, включение в образовательный процесс дисциплины по выбору, ориентированной на адресное формирование у будущих учителей готовности развивать мышление учащихся различного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - с.288 с

Просмотров работы: 5