Одна из важнейших характеристик психологически здорового человека, это стрессоустойчивость. Соответственно ведущей тенденцией становления психологического здоровья в онтогенезе можно назвать постепенное развитие у ребенка способности к стрессоустойчивости. Однако каковы механизмы развития стресоустойчивости? Какие педагогические условия этому соответствуют?
М. Кляйн при описании младенца говорила о необходимости баланса между фрустрацией(психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, несоответствия желаний имеющимся возможностям) и следованием желаниям ребенка. Она утверждала, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает младенцу чувство, что он может справиться с тревогой. А полное отсутствие конфликта у младенца мешает его возможности обогащения своей личности, возможности усиления Эго, способности к творческой деятельности. И.
В.Дубровина также приводит доказательства положительной роли трудных ситуаций, препятствий в развитии. Препятствия вызывают активность субъекта, порождают потребность искать и находить способы и вырабатывать стратегии преодоления их. Трудные ситуации, как известно, воздействуют на детей двояко. Вызывая возникновение отрицательных эмоций, они могут приводить к серьезному нарушению деятельности, социальной адаптации, к негативному влиянию на личностное развитие, психосоматизации[4]. В то же время они способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию.
По мнению В. Франкла, всякая трудная ситуация, только тогда имеет смысл, когда она делает человека лучше, т.е. имеет развивающее и обучающее значение. Идеи В. Франкла можно применить к младшим школьникам, если рассматривать их учебные и внеучебные трудности как жизненные задачи. Последовательно решая эти задачи, ребенок учится, накапливает опыт преодоления.
Опираясь на положения В. Франкла, можно также подойти к определению педагогических условий становления психологического здоровья детей. Одним из важнейших условий становления психологического здоровья является наличие некоторого напряжения, побуждающего к действию[2].
Однако, говоря о необходимости напряжения, нужно помнить, что оно должно не быть бесконечным и чередоваться с состояниями расслабления.
Расслабление должно предполагать не простое изменение условий деятельности, а практически полное ее прекращение или замену ее на другую.
В. А. Сухомлинский писал, что ребенок должен знать, что такое трудности. Ни в коем случае нельзя, чтобы все давалось учащимся легко. Но навыки напряженного умственного труда, по В. А. Сухомлинскому, нужно прививать детям постепенно, не допуская переутомления. Важно также обратить внимание на сам переход от напряжения к расслаблению. Резкий переход, т.е. субъективно резкое уменьшение напряжения, может переживаться как апатия, скука, тоска.
В свете сказанного необходимо упомянуть выдвинутую М.М.Хананашвили теорию информационных неврозов, согласно которой важный фактор невротизации — информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Если к ним присоединяется высокий уровень учебной мотивации, не позволяющий уклоняться от высоких нагрузок, невротизирующее действие нагрузок усугубляется.
Трудные ситуации, позволяют ребенку накопить опыт борьбы, стимулируют его активность. Однако это происходит только тогда, когда степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья. При этом задача взрослых — не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия.
Следующим важным условием становления психологического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. Здесь говорится именно о детях, ибо их настроение во многом определяется внешними факторами (взрослые уже способны к саморегуляции). По мнению М.Аргайла, хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций. Но настроение детей во многом определяется настроением окружающих их взрослых. Поэтому особое значение приобретает личность взрослого, находящегося с ребенком[3].
Как отмечал Э. Фром, у педагогов и родителей должна присутствовать так называемая биофильная ориентация, т.е. ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора, только тогда можно говорить об оптимальных условиях становления психологического здоровья детей. Необходимо считать неотъемлемой составной часть продуктивного общения разностороннее использование педагогом приемов комического. Как известно, остроумие, веселость педагога заряжают детей оптимизмом и жизнестойкостью, снимают перенапряжение, вызывают эмоциональную разрядку. Можно отметить психотерапевтическую функцию комического, эффективность его применения в конфликтных ситуациях, возможность эмоционального насыщения материала. Более того, по мнению С.Л.Рубинштейна, юмор имеет тесную взаимосвязь с саморегуляцией. Человек с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства (даже носящие стрессогенный или стрессовый характер) причиной потери душевного равновесия[2]. Необходимо уточнить, что чувство юмора не предполагает легкомыслие: в системе ценностей человека с чувством юмора превалируют ценности более высокие, общечеловеческого плана. Сказанное позволяет заключить, что необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов экспрессии оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.
Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами психологического здоровья. По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого родителям и педагогам необходимо формировать у детей прежде всего установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. По мнению М. Фордайса, у ребенка, воспитанного счастливыми родителями, на 10-20 процентов больше шансов самому стать счастливым[4].
Оптимизм заключается в способности объяснения и описания неудачи, отсутствии самообвинений. Я. Мак-Дермотт, Дж. О'Коннор полагают, что оптимизм напрямую связан и с физическим здоровьем, и в связи с этим приводят данные изучения состояния здоровья за 40 - 45 лет. Те испытуемые, которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в молодости, оказались существенно более здоровыми в зрелости. Каким образом способствовать формированию у детей оптимизма? Через постоянную фиксацию их на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и вне учебной деятельности. Как справедливо отмечают Т. Ахола, Б. Фурман, намеренное фокусирование даже на незначительных признаках прогресса помогает созданию положительной атмосферы, способствует обращению людей к собственным ранее не проявлявшимся ресурсам, развитию веры в себя и свои силы.
Так, Н. Я. Грот писал, что истинное счастье человека возможно только в творчестве и постоянном развитии, в следовании своему предназначению, своей миссии на Земле, и такое счастье вполне достижимо.
Творчество – это состояние организма, связанное с положительными эмоциями. Оно характеризуется комфортностью сначала на чисто эмоциональном уровне, а затем и на физиологическом, клеточном [1]. Переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть направлена, высвобождена и преобразована посредством экспрессии и экспрессивных искусств: движения, художественных ремесел, вокала, музыки, медитации, воображения и др. Эмоции, как положительные, так и отрицательные, - это своеобразные энергетические волны, которые генерируются гормональной системой и как бы пронизывают организм. Энергия этих волн по нервным путям передаётся клеткам и заставляет их работать в том или ином режиме.
Исследователями феномена творчества установлено, что творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силы для решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению большинства психологов, творчество является одним из средств преодоления негативных проявлений, возникающих в связи с конфликтами и стрессами [3].
Педагог, вовлекающий ребёнка в творческую деятельность, тем самым пробуждает творческий потенциал его личности . В свою очередь творческая деятельность оказывает стимулирующее воздействие, побуждая детей к активности и мобилизации потенциальных резервов организма, что приводит к изменению сознания ребёнка, его мировоззрения, глубины восприятия действительности, к переоценке жизненных ценностей и укреплению психологического здоровья [3].
Таким образом, наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения, творческая атмосфера, и фиксация на прогрессе ребенка с анализом причин этого прогресса могут рассматриваться как основные педагогические условия становления психологического здоровья детей.
Список использованных источников
1. Афтанас, Л.И. Эмоциональное пространство человека [Текст] :психофизиологический анализ / Л.И. Афтанас. – Новосибирск: АРТА, 2010- 143 с.
2.Кузнецова,Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования/Л.М Кузнецова // Перемены. – 2010.–С.84-97
3.Поташник, М. М. Требования к современному уроку : методич. пособие / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2007. – 227 с.
4.Холмогорова,А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье/ А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2009. –С.54-56.