Хорошая речь – основа культуры профессионального общения инженера - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Хорошая речь – основа культуры профессионального общения инженера

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процессы экономического, политического и социального развития страны всегда находят явное отражение в инженерном образовании, меняя его концепцию, структуру, содержание, вызывая новые отношения к формированию личности будущего инженера.

Инженер – творец новых практических знаний и умений.

Определились новые профессиональные приоритеты инженерного образования: идеалом инженерной компетентности стал успешный и уверенный в собственных силах молодой специалист, готовый принять социально ответственные решения в производственных и жизненных задачах.

Концептуальным основанием ФГОС ВПО избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности.

Соответственно, компетентность – это реализованная на практике компетенция. В инженерном образовании наиболее важными являются ценностные ориентиры инженеров, в число которых находится и культура.

Всё большее значение придаётся владению культурой профессионального общения, готовности применять профессионально значимые качества, компетенции (языковедческая, культуроведческая, коммуникативная) Международное агентство по аккредитации ABET в критериях качества инженерного образования (2007 г.) выделяет 6 (из 11) компонентов, которые не являются предметом собственно инженерных дисциплин, а именно: способность работать в междисциплинарных проектах; понимание профессиональной и этической ответственности; способность к эффективной коммуникации; умение работать в команде; сознательный подход к инженерным решениям, которые оказывают влияние на экономику, социальное и экологическое благополучие; развитие способности к обучению через всю жизнь.

На основе литературных источников нами было установлено, что культура общения инженера является основой коммуникативной компетентности специалиста, исходя из классификации компетентностей по видам профессиональной деятельности, представленной И.Д. Белоновской.

Мы хотим обратить внимание на тот уровень инженерного образования, где профессиональная культура общения определяется понятием «инженерная компетентность» и который должен быть обеспечен педагогической системой профессионального образования. По мнению И.Д. Белоновской, современные высшие учебные заведения готовят инженера для научной и масштабной инженерной деятельности.

Инженерная деятельность на сегодняшний день качественно отличается от материально-производственной деятельности рабочих, научных работников и других специалистов в сфере производства. Появилось такое новое важное качество, необходимое для современного инженера, как коммуникативность, предполагающая умение общаться: грамотно строить свою речь в соответствии с языковыми нормами русского языка в ходе ведения деловых переговоров, дискуссий, совещаний и т.д. Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонично сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Эти требования особенно важны по отношению к личности инженера, ключевой фигуры научно-технического прогресса.

Инженер должен прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, но и к голосу собственной совести, и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды. Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая разработка остается делом специалистов, принятие решения по такого рода проектам - прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального, психологического, экологического ущерба, который может быть следствием реализации некоторых проектов.

Список литературы:

Арефьева, С.А. Стилистика современного русского языка. – М.: Академия, 2008.

Белоновская, И.Д. Инженерная компетентность специалиста: теория и практика формирования. Монография. – М.; ЗАО «Дом педагогики», 2005. – 241 с.

Введенская, Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 – 448 с.

Воронин А.А. Техника и мораль / А.А. Воронин. – М.:АСТ,2001. – 208с.

Просмотров работы: 270