Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса в условиях реструктуризации - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса в условиях реструктуризации

Серова А.С. 1
1РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (РУТ (МИИТ))
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реструктуризация предприятия при помощи оценки его рыночной стоимости имеет в основе общепризнанную в мире концепцию, в соответствии с которой главной задачей любого предприятия является максимальное увеличение его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе с целью повышения доходов. 

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью» (ст.132 ГК РФ редакция от 03.08.2018).

Из содержания ст. 132 ГК РФ (редакция от 03.08.2018) вытекают присущие предприятию специфические свойства, которые характеризуют его как имущественный комплекс. К ним относятся:

1) предприятие - это имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности;

2) предприятие - это имущество, обособленное от других имуществ, в том числе принадлежащих предпринимателю;

3) предприятие - это недвижимое имущество;

4)предприятие - это единый имущественный комплекс, представляющий собой не просто совокупность разрозненных предметов, а одно не потребляемое, совокупное имущество.

На сегодняшний момент в законодательстве отсутствует прямая классификация имущественных комплексов. Но логически можно выделить две формы (вида) имущественных комплексов:

Имущественный комплекс (предприятие);

Имущественный комплекс, как общедолевая собственность многоквартирного дома (до недавнего времени носившее название «кондоминиум»).

Такую классификацию можно вывести следуя анализу из статей ГК, что является совершенно недостаточным в условиях современного развития.

Отсутствие дифференциации этой категории объектов гражданских правоотношений вызывает сложности в правовом регулировании, ведь не все имущественные комплексы согласно ст. 132 ГК (Редакция от 03.08.2018) являются объектами недвижимости или призваны служить определенной цели в составе совокупного имущества предпринимательской деятельности.

Реструктуриза́ция предприя́тия — это целенаправленное изменение структуры компании и входящих в неё элементов, которые формируют её бизнес, в связи с воздействиями, оказываемыми факторами внешней или внутренней среды. В процессе реструктуризации может происходить совершенствование системы управления предприятием, изменение финансово-экономической политики, операционной деятельности, систем маркетинга, сбыта и управления персоналом.

Этапы проведения работ по реструктуризации предприятия :

Предварительная оценка эффективности действующих программ и предприятия;

Комплексная оценка предприятия;

Разработка оптимальной стратегии развития.

Необходимость оценки недвижимости предприятий возникла в 1990-е годы после начала процесса приватизации в стране, что способствовало дальнейшей продаже и перепродаже данных объектов недвижимости. Нормативно-правовое регулирование оценки имущественного комплекса предприятий основано, прежде всего, на Конституции РФ и ГК РФ, но немалую роль в регулировании этой сферы играют также Налоговый кодекс, Земельный кодекс и иные нормативные акты. Появившаяся возможность владения какой-либо недвижимостью, чего не было в СССР, вызвала необходимость принятия Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018).

В данном федеральном законе впервые была сделана попытка ввести основные правила оценочной деятельности объектов недвижимости.

В  развитие  вышеуказанного  Федерального  закона  в  августе  1999  года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации» от 20.08.1999 г. № 932 (Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 673 настоящее постановление признано утратившим силу), которое установило, что уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности являлось Министерство государственного имущества (Мингосимущество) Российской Федерации. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (редакция от 28.09.2017) Мингосимущество Российской Федерации было преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Спустя четыре года Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»(редакция от 23.11.2016) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Далее в связи с возникающими проблемами Министерством Экономического развития РФ  (приказ  № 611  от 25  сентября 2014 года) был  утвержден федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)». При разработке данного стандарта были учтены международные стандарты оценки и существующие на тот момент федеральные стандарты. В соответствии с указанным Федеральным стандартом объектами оценки могут выступать «застроенные земельные участки, объекты капитального строительства, жилые и нежилые помещения...». На сегодняшний день в осуществлении производственно-экономических операций периодически возникает необходимость оценки рыночной стоимости имущества предприятий, так как именно это может стать основанием для осуществления таких операций как кредитование, страхование, разрешение имущественных споров, налогообложение, купля-продажа и т.д. Так как не существует двух совершенно идентичных предприятий, то процесс определения стоимости (оценки) имущества предприятий всегда является уникальным.

Вводимые стандарты оценочной деятельности, в том числе и стандарты оценки имущественных комплексов предприятий, нацелены на достижение единого подхода и установления общих положений для принятия окончательных решений. В связи с тем, что объектами оценочной деятельности являются имущественные комплексы не только в РФ, но и за рубежом, комплекс вводимых в РФ в настоящий момент стандартов соотносится с международными стандартами оценки. Федеральный стандарт оценки «оценка недвижимости «ФСО №7» является методологической основой регулирования деятельности по  оценке имущественных комплексов предприятий.

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности. Разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки. Федеральные стандарты оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости, разрабатываются национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков и (или) саморегулируемыми организациями оценщиков и представляются на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в сроки, предусмотренные программой разработки федеральных стандартов оценки.

В  случае,  если  национальное  объединение  саморегулируемых  организаций  оценщиков  не представило разработанный проект федерального стандарта оценки на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в срок, предусмотренный программой разработки федеральных стандартов оценки, проект соответствующего федерального стандарта оценки разрабатывается и после его рассмотрения советом по оценочной деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отказывает в утверждении федеральных стандартов оценки в случае, если разработка представленного проекта федерального стандарта оценки не предусмотрена программой разработки федеральных стандартов оценки, а также в случае их несоответствия требованиям международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации об оценочной деятельности.

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018) и федеральным стандартам оценки, методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

В 2007 году Министерством экономики и развития РФ (МЭРТ России) были разработаны и зарегистрированы следующие три федеральных стандарта оценки:

1)     Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденный Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 № 256 , в котором описываются и раскрываются основные понятия, применяемые в области оценки, в том числе закрепляются понятия объектов оценки, цены, стоимости затрат, подходов к оценке, процесса оценки, определяются основные этапы оценки.

2)     Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденный Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 №255, устанавливающий общие критерии определения рыночной стоимости и понятие цели оценки. В стандарте перечислены основные случаи использования результатов, оценки, даны определения видов стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая) и общепринятые случаи применения каждого из них.

3)   Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3) » (редакция от), утвержденный Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 №254, определяющий требования к содержанию и оформлению отчета об оценке.

Метод оценки — это последовательная процедура, позволяющая на основе значительной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки одним из подходов.

Можно выделить несколько основных подходов к оценке стоимости предприятия.

Оценку стоимости предприятия осуществляют с позиций трех подходов:

- доходного;

- затратного;

- сравнительного.

Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Так, при оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта.

Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.

Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход предполагает определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки стоимости предприятия, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.

Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы в т.ч. финансовые, а также в том случае, если бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т. п.), в целях страхования.

Собираемая информация обычно включает данные о характеристиках оцениваемых активов, в т. ч. ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т. п.

Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.

Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения.

В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы.

Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Стоимость предприятия - объективный показатель результатов его функционирования. По сути, оценка стоимости предприятия - это финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив предприятия.

Можно выделить три группы принципов оценки: основанные на представлениях собственника; связанные с эксплуатацией собственности; обусловленные действием рыночной среды.

Процесс оценки может быть разделен на несколько этапов:

определение задачи;

составление плана оценки;

сбор и проверка информации;

выбор уместных подходов к оценке;

согласование результатов и подготовки итогового  заключения,

отчет о результатах оценки стоимости;

представление и защита отчета

Список используемой литературы:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018).

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (редакция от 28.09.2017)

Просмотров работы: 66