РАСКРЫТИЕ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА ПРИ ПОСТАНОВКЕ СПЕКТАКЛЯ: НАСТАВЛЕНИЯ ВЕРДИ КАК ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ ДИРИЖЕРОМ ОПЕРЫ «РИГОЛЕТТО» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАСКРЫТИЕ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА ПРИ ПОСТАНОВКЕ СПЕКТАКЛЯ: НАСТАВЛЕНИЯ ВЕРДИ КАК ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ ДИРИЖЕРОМ ОПЕРЫ «РИГОЛЕТТО»

Романченко В.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение материалов и документов, связанных с исполняемым оперным сочинением, – необходимый компонент деятельности дирижера. Чем глубже будет его погружение в историю создания произведения, сюжет, поэтический первоисточник, чем детальнее рассмотрение различных постановок, отзывов и рецензий, эпистолярного наследия композитора, тем богаче и ярче станет представление о возможных направлениях интерпретации, трактовке образов, драматургии. Только в этом случае дирижер сможет глубоко понять замысел композитора и реализовать его в публичном исполнении.

Изучение оперы «Риголетто» сквозь призму документов, писем и наставлений Дж. Верди поможет начинающему дирижеру глубже проникнуть в замысел автора.

Основная проблема данной статьи определена как выявление системы контрастов, на которых дирижеру необходимо заострить свое внимание.

В операх Верди контрасты играют значительную роль. Они проявляются на уровне сопоставления картин, сценического действия, персонажей, организации музыкального материала. Неослабевающий интерес Верди проявляет к таким из них, которые производили бы на слушателя сильное впечатление. Композитор писал своему либреттисту Франческо Марии Пиаве: «Следи за тем, чтобы избежать монотонности; если не быть очень осторожным в сюжетах естественно печальных, кончается тем, что наводишь на всех смертную тоску» [141].

Монотонность он преодолевал за счет контрастов: «Я нахожу, что наша опера страдает от слишком большого однообразия; поэтому я теперь уклонился бы от того, чтобы писать музыку на сюжеты, подобные „Набукко‟, „Фоскари‟ и т.д. В них имеются очень интересные сценические ситуации, но нет контрастов» [166].

Следуя наставлениям композитора, дирижер должен избегать в музыке монотонность, однообразие, что, по мнению Верди, является самым опасным для успеха постановки. Композитор указывал, что всё «нужно чередовать так, чтобы ничто не оставалось ни холодным, ни монотонным» [170]. В письмах он заявлял: «я мог бы положить на музыку даже газету или письмо и т.д., но публика в театре прощает все, кроме скуки» [1, 93].

В этом отношении опера «Риголетто» представляет собой интерес и для режиссера, и – дирижера, т. к. она показательна с точки зрения воплощения сценических контрастов. Верди писал: «Мне кажется, что самым театрально действенным сюжетом, положенным мной на музыку, является „Риголетто‟. Там имеются страшные события, резкие контрасты, темпераменты, патетика» [166].

В период подготовки к постановке спектакля дирижеру необходимо изучить эту систему контрастов для понимания претворения драмы, которая могла бы держать в напряжении зрителя.

Либретто – фундамент спектакля, его каркас. Большая часть писем Верди посвящена рассуждениям по поводу текстовой основы оперы. Исключая важность тщательного изучения либретто, оперно-симфонический дирижер под воздействием вердиевской музыки рискует оказаться в плену своих эмоций, уйти в крайне субъективную трактовку вердиевского сочинения, о чем предупреждал композитор. Верди подчеркивал: «Это принцип, приводящий к нелепости и фальши. Это как раз тот путь, который привел к нелепости и фальши музыкальное искусство в конце прошлого века и в начале этого, когда певцы позволяли себе „создавать‟ (как все еще говорят французы) свои партии и, следовательно, вносить в них всевозможную путаницу и бессмыслицу. Нет: я хочу только одного творца и удовлетворяюсь тем, что будет исполнено просто и точно написанное в нотах; беда именно в том, что никогда не исполняется то, что написано» [1187], и далее: «Я не признаю ни у певцов, ни у дирижеров права „создавать‟, что является, как я уже сказал раньше, принципом, ведущим к злоупотреблениям» [1, 187].

Прежде чем приступать к исполнению оперы, дирижер должен понимать, какие существуют проблемы, связанные с ее постановкой. Опера «Риголетто», близкая к эталону в своем музыкально-драматургическом строении, наиболее удачно подходит, как пример подготовки дирижера к оперной постановке на сцене.

Для постижения замысла сочинения очень важен пояснительный текст, написанный композитором. Он ориентирует дирижера в музыке, дает понимание основной атмосферы, колорита, который воплощен в музыке. Дирижеру следует вновь и вновь внимательно изучать все указания композитора, даже если он прекрасно знает сюжет оперы. Верди требовал «характерной постановки и вдумчивого толкования музыкальной драмы (обратите внимание – толкования, а не исполнения)» [1, 185]. Благодаря пояснительному тексту дирижер лучше поймет, какими должны быть герои спектакля, каков диапазон эмоций и чувств. В связи с характеристикой действующих лиц Верди отмечал, что правильно подобранные голоса не всегда должны быть красивыми, а в определенных случаях голос должен быть «резким, приглушенным, мрачным» [1, 46]. Поэтому, например, ария Герцога во II акте может и должна звучать лирически, а речитатив убийцы Спарафучиле – гротескно.

Как известно, требования цензуры сменить королевский дворец во Франции на замок в Мантуе и короля на герцога сыграли на руку композитору, дав ему возможность поставить камерную оперу, сосредоточить внимание не на пышности декораций и массовости сцен, а на внутреннем, интимном мире персонажей. Поэтому и дирижер не должен стараться сделать оперу «Риголетто» массивной, грандиозной по своему звучанию, а обязан передать ее лирический, «интимный» характер. В связи с этим Верди рекомендовал постановщикам «прежде всего, тщательно изучить прилагаемый сюжет и крепко держать в голове все: эпоху, характеры и т.д.» [131], а оперному певцу Феличе Варези настойчиво советовал «хорошенько изучить ситуацию и вдуматься в слова; музыка придет сама собой» [1, 35].

Тито Гобби писал: «необходимо досконально знать текст оперы, смысл, значение каждого слова, причины всех поступков любого из персонажей» [2, 83].

Таким образом, дирижер, в первую очередь, должен тщательно изучить либретто и характеры действующих лиц, а также внимательно ознакомиться с местом и временем действия. Затем, по возможности, собрать критические статьи, относящиеся к этому произведению, ознакомиться с другими постановками и только после всего этого переходить к осмыслению музыкального произведения.

В таких великих произведениях, как «Риголетто» Верди, нет несущественных, маловажных мест, поэтому изучение оперы должно быть скрупулезным, направленным на осмысление деталей.

Верди категорически настаивал на осмысленном, уверенном толковании его опер со стороны дирижера: «без исполнения, скажу даже не исполнения, а толкования, осмысленного, уверенного, осмелюсь даже сказать – благоговейного, успех невозможен, как бы ни была хороша музыка. Скажу больше: когда дело идет об опере неизвестной, необходимо (каким бы выдающимся ни был дирижер) знать намерения автора» [1193].

Тщательное знание текста и партитуры оперы даст дирижеру возможность представить все действие целиком, обрести ту «золотую нить», которая, по мнению Верди, «соединяет все части между собой и благодаря которой вместо отдельных кусков, не связанных друг с другом, получается подлинное музыкальное произведение» [1136].

В опере Верди «Риголетто» дирижеру придется свести воедино три линии: сюжетную, вокальную и оркестровую, выразив целое через детали и детали в целом. Воплотить разнообразие оркестровых красок, создать гармонию инструментов и пения – вот главные задачи дирижера, призванные передать гамму событий и чувств. Не должно быть ни одного лишнего или бессмысленного акцента, ни одной «недослушанной» паузы.

Нужно помнить, что музыкальные и сценические эпизоды, разбросанные по всей опере, должны соединиться в одно целое и двигаться к концу, к своей сверхзадаче, к катарсису, необходимому в опере, написанной в жанре трагедии. Спектакль будет слушаться с неослабевающим интересом, если певцы продемонстрируют высокий уровень вокальной культуры, а оркестранты отличное звучание оркестра. Весь оперный спектакль должен быть объединен дирижерской волей, направленной на раскрытие музыкально-драматического образа произведения.

Закончим статью словами И. Соллертинского, который пишет об опере «Риголетто», что это: «одно из бесспорно гениальных созданий Верди, с ярчайшей драматической интригой, все время держащей слушателя в напряжении, с рельефно очерченными драматическими характерами, с ритмическими живыми хорами, с поразительной психологической рельефностью вокальных монологов и ансамблей» [3, 56].

 Список литературы

Верди, Дж. Избранные письма. – Л.: Музыка, 1973. – 352 с.

Гобби, Т. Мир итальянской оперы / Пер. с англ. Г. Г. Генниса и др.; послесл. С. И. Бэлзы. – М. : Радуга, 1989. – С. 83–105.

Нюрнберг,М. В.Дж. Верди / 2-е изд. – Л.: Музыка, 1968. – 131 с.

Просмотров работы: 7