В современном музыкознании значительная роль отводится проблемам жанра. Эта научная область до последнего времени не привлекала столь пристального внимания ученых.
Проблемы жанра включают в себя широкую область изучения, в которую входят следующие аспекты: истоки и историческая эволюция жанров, особенности их бытования, классификация, взаимодействие с другими жанрами, жанровое содержание жанровый стиль (термины А. Н. Сохора), память жанра (термин Е. В. Назайкинского). Рассмотрение этих аспектов обеспечивают наиболее полный и широкий взгляд на объект исследования.
На олимпе почета значительное место отводится жанру симфонии. Сформировавшись и эволюционируя на протяжении последних столетий, она в своем развитии прошла колоссальный путь.
С момента возникновения и вплоть до наших дней симфония отражала главные веяния своего времени, а также являлась «чутким музыкальным барометром эпохи» [15]. Так, в симфониях В. Моцарта и Л. Бетховена, Г. Берлиоза и Г. Малера, С. Прокофьева и Д. Шостаковича и многих других запечатлены размышления об эпохе, человеке, вечных проблемах человеческого бытия, что и вызвало значительный интерес у слушателей.
Согласно жанровой классификации Г. Бесселера симфония относится к преподносимым жанрам, у Т. В. Поповой – к симфонической музыке, А. Н. Сохора – к концертным жанрам, О. В. Соколова – к взаимодействующей музыке.
К проблемам жанра симфонии обращалась целая плеяда отечественных музыковедов: М. Г. Арановский, В. П. Бобровский, JI. A. Мазель, В. А. Цуккерман, И. А. Барсова, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, М. Д. Сабинина, A. C. Соколов и многие другие.
В XX-XXI столетиях музыковеды поднимали вопросы о современном состоянии жанра, его актуальности в наше время, а также жанровых инвариантах симфонии и их жизнеспособности. Для ответа на данные вопросы необходимо определить, прежде всего, традиционную модель и специфику бытования жанра. Обратимся к некоторым аспектам истории и теории симфонии.
1. На всех этапах развития жанра симфонии, в том числе и в последние столетия, функция жанра не изменилась. Согласно классификации О. В. Соколова она наделена коммуникативной функцией. Действительно, трех социальных участников (композитора, исполнителя и слушателя) объединяет художественное творение, а также временной контекст (исполнение симфонии в концертном зале). Следует заметить, эта характерная черта симфонического цикла явилась самой стабильной.
2. Структура цикла. Симфония в своем классическом виде представляет четырехчасный цикл, в котором первая часть – сонатное allegro, вторая – лирико-созерцательная, третья – менуэт, финал – жанрово-обобщающий. Таким образом, каждая часть симфонического цикла имела закрепленную темповую характеристику, жанр и характер. В различные времена эта структура подвергалась изменениям. Современным метаморфозам жанра предшествовали активные изменения симфонического цикла в творчестве композиторов-романтиков, у которых наметились две господствующие тенденции. Первая была связана со сжатием цикла, а также слиянием частей между собой по принципу attacca. Эта линия производна от симфонической поэмы Листа. Вторая отталкивалась от индивидуальных концепций, количество частей регламентировался замыслом композитора.
3. Музыкальная форма. Изначально для каждой из частей симфонии предполагался ряд типичных форм. Важнейший фактор, характеризующий части, — их структура. Они включают практически весь набор типовых гомофонных форм, но основная из них – сонатная, с которой связаны главенствующее положение и особая функция первой части. Она и определяет специфику жанра симфонии. В основе второй части могли быть трехчастная форма, рондо или вариации – формы, отвечающие важнейшей особенности изложения музыкальной мысли – преобладание принципа экспозиционного изложения. Третья часть базировалась на различных вариантах трехчастной формы с трио или с эпизодом. Форма финала ориентировалась на рондо-сонату, сонатную форму.
4. Семантические функции. За каждой частью симфонического цикла были закреплены определенные семантические функции. М. Г. Арановский в своих рассуждениях о симфоническом цикле [1] пришел к выводу о том, что четыре части симфонического цикла репрезентируют три ипостаси Человека: действование (homo agens – человек деятельный), созерцание (homo sapiens – человек мыслящий), игру (homo ludens – человек играющий). Финальную часть цикла характеризует коммуникативный ракурс – hоmо communius (Человек общественный). Так закладывается основа целостной концепции Человека.
Для современного этапа претворения жанра симфонии характерна тенденция отказа от сложившихся канонов, регламентирующих этот жанр. В данном случае индивидуализация охватывает почти все уровни произведения: структурные, формообразующие, драматургические, семантические, содержательные, стилевые. Эти аспекты в ходе эволюции жанра стали мобильными, иными словами, получали качественные видоизменения.
Список литературы
Арановский М. Г. Симфонические искания: Исследовательские очерки. – Л., «Советский композитор», 1979. – 287 с.
Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. – Спб.: Издательство им. Н.И.Новикова, 2012. – 584 с.
Валькова В. Б. Симфония в русском искусстве начала XX века: жанровые искания и новации // Тридцать три этюда о музыке. – Екатеринбург: Уральская гос.консерватория, 2015. – С. 103–116.
Гецелев Б. С. О драматургии крупных музыкальных форм во второй половине XX века // Проблемы музыкальной драматургии XX века. Вып.69. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. – с. 5–48.
Денисова З. М. Симфонические жанры в творчестве Г. Канчели (к вопросу эволюции мировоззрения композитора): автореф. <…> канд. искусств. – Магнитогорск, 2010. – 24 с.
Кардаш А. Е. Симфония Андрея Эшпая: поэтика жанра: автореф. <…> канд. искусств. – М., 2008. – 26 с.
Конен В. Д. Театр и симфония (Роль оперы в формировании классической симфонии). Изд. 2. – М,: Музгиз, 1974. – 376 с.
Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII-XX веков. – М., 1998. – 308 с.
Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1967. – 751 с.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 248 с.
Сабинина М. Д. Шостакович-симфонист. – М.: Музыка, 1976. – 482 с.
Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию XX века. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 232 с.
Тараканов М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы). Пути развития. – М.: СК, 1988. – 272 с.
Черняева А. Л. Проблемы жанра современной симфонии на примере творчества Ю. В. Воронцова и А. В. Чайковского: автореф <…> канд. искусств. – Саратов, 2010. – 28 с.
Шмакова О. В. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930-1950-е годы): монография. – Волгоград: Изд-во «Печатные решения», 2010. – 212 с.
Щербо Т. А. Понятие «симфония». Вопросы этимологии, истории, эстетики и философии // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Е. В. Назайкинского. – М.:МГК им. П.И.Чайковского, 2001. – С.157–169.