Вокальный цикл является одним из ведущих жанров в творчестве Г. В. Свиридова. В нем синтезируется все лучшее, что было накоплено в истории музыки: принципы симфонизации, драматизация цикла как на уровне всего произведения, так и в отдельности в каждом из его номеров, введение двух и более исполнителей1. Как пишет об этом А. В. Крылова «характерной чертой вокальных циклов Свиридова является дальнейшая драматизация романсов и это качество приводит, к своего рода, театрализации жанра» [2, 26-27]. В некоторых произведениях Свиридов использует принцип сюжетной циклизации стихотворений. По мнению исследователя, «композитор “перешагнул” за традиционные рамки жанра, приблизив его к кантате, наметив путь к возможному синтезу этих двух разновидностей камерно-вокальной музыки» [там же].
Композитор создал циклические композиции на стихи М. Лермонтова, А. Прокофьева, М. Исаковского, С. Есенина, А. Блока, А. Исаакяна и Р. Бернса. Им написано десять циклов: «Поэма памяти Сергея Есенина», «Петербургские песни» на слова А. Блока, «У меня отец – крестьянин» и «Деревянная Русь» на слова С. Есенина, «Восемь романсов на слова М. Ю. Лермонтова», «Слободская лирика» на слова А. Прокофьева и М. Исаковского, «Двадцать пять песен для баса» на слова разных поэтов, «Девять песен на слова А. Блока», «Страна отцов» на слова А. Исаакяна, «Песни на слова Р. Бернса».
На основании теории вокального цикла, разработанной в трудах А. В. Крыловой, можно констатировать, что в творчестве Свиридова представлены все типы вокально-циклических композиций. В произведениях композитор затрагивает широкий круг тем и образов. В основе раннего творчества находится лирическая тематика, в поздних сочинениях2 все чаще появляется тема Родины, осмысливается ее прошлое, настоящее и будущее.
К циклам, написанным на лирическую тему, относятся «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина», «Восемь романсов на слова М. Ю. Лермонтова», «Песни на слова советских поэтов». В произведениях автор воспевает любовь к близкому человеку, к родной природе. Преобладание лирики в образной сфере песен присутствует в сочинении «Девять песен на слова А. Блока». Это произведение создавалось для конкретного тембра голоса – Е. Образцовой. Номера объединяются на основе стилистического единства.
Единый художественный образ находится в основе вокального цикла «Слободская лирика» (1937-1939 гг.). Его главной героиней является молодая девушка. На протяжении всего произведения автор испытывает к ней богатую палитру чувств от любви до ненависти. Этот образ объединяет номера в цикл.
Центральное место в творчестве Свиридова занимают вокальные циклы на слова С. Есенина «У меня отец – крестьянин» и «Деревянная Русь». В них композитор воспел Россию, ее просторы, широкий размах русской души, отразил судьбу Родины. Здесь Свиридов выразил свои мысли и видение прошлого и будущего родной страны. Эти произведения были созданы композитором в годы творческой зрелости – 1957-1977 гг. и наиболее полно отразили мысли автора о России.
Вокальный цикл «Двадцать пять песен для баса» написан на стихи русских и зарубежных поэтов. Это произведения С. Есенина («Любовь», «Братья, люди!»), А. Прокофьева («Две песни о гражданской войне», «Рыбаки на Ладоге»), Б. Корнилова («В Нижнем Новгороде», «Лесная сторона»), В. Саянова («Сибирь»), А. Твардовского («Солдатская шинель»), «Три песни на слова Аветика Исаакяна» (в переводе Д. Бродского, М. Павловой), Р. Бернса3 («В полях, под снегом и дождем», в переводе С. Я. Маршака), Л. Онерва («Не страшусь!», в переводе А. Блока) П.-Ж. Беранже («Как яблочко румян…», в переводе В. Курочкина), А. Пушкина («Ворон к ворону летит…»), Ф. Тютчева («Эти бедные селенья…»), В. Хлебникова («Юным»), «Четыре песни на слова А. Блока», а также присутствуют народные слова (песни «Слеза» и «Русская песня»). В цикле представлены лирические темы и тема Родины4.
В творческом наследии композитора есть два цикла на слова зарубежных поэтов. Одним из них является «Страна отцов» на стихи Аветика Исаакяна. В нем Свиридов вновь обращается к народу, его переживаниям и жизненным перипетиям. А. Сохор выделяет в нем «три группы образов, которые, чередуясь, образуют динамичный план становления и роста трех сквозных тем произведения: тема “славы отцов”, переплетающаяся с возвеличением героики бранного подвига; тема “хвалы труду”, мечты о счастье; тема изгнанничества, тоски по родине и возвращения в отчий дом» [3, 296.]. Единство разнообразных картин достигается музыкально-тематическими связями, посредством обрисовки деятельного характера героя цикла, ритмом скорого шага, пронизывающего многие пьесы и сквозным тематизмом [3, 297-298].
Второй цикл на произведения зарубежного поэта – «Песни на слова Роберта Бернса для баса с фортепиано» – был создан в 1955 году. В цикл вошли девять номеров на стихи шотландского поэта XVII века. Интерес композитора к поэзии зарубежного стихотворца не случаен. Оба художника являются выходцами из простого народа, и их творчество близко по содержанию, художественным образам, тематической направленности. Это темы любви и счастья, дружбы и верности, сострадания, милосердия, порядочности, честности, доброты. Примерами тому являются стихотворения Р. Бернса – «Поцелуй», «Любовь и бедность», «В горах мое сердце» и произведения Г. В. Свиридова «Любовь» (песня на слова С. Есенина), «Горные вершины» (на слова М. Ю. Лермонтова).
Обращаясь к творчеству Р. Бернса, Г. Свиридов избирает те стихотворения, которые отвечают замыслу вокального цикла и близки композитору по содержанию. Формирование цикла происходит на основе единства лирической темы и художественного образа. Средствами объединения номеров являются сквозные интонационные и ритмические фигуры.
В произведении отсутствует объединяющее название, и каждый отдельный номер представляет собой законченный сюжет, поэтому драматургические связи между отдельными пьесами здесь ослаблены [1, 299]. В сочинении композитор размышляет о жизни и смерти, прошлом и будущем («Осень»). В человеке прославляются такие качества, как трудолюбие, честность, мужество, дружелюбие («Джон Андерсон», «Возвращение солдата», «Честная бедность»), любовь («Прощай!», «Возвращение солдата», «Финдлей»).
Поэтической основой цикла являются девять стихотворений Р. Бернса5, разные по жанровой принадлежности: баллада – «Возвращение солдата», песня – «Прощай», сценка-диалог – «Финдлей». В некоторых номерах заложена определенная сюжетная линия: например, в произведениях «Возвращение солдата», «Финдлей». Сочинение «Горский парень» представляет собой портретную зарисовку; «Джон Андерсон», «Давно ли цвел зеленый дол», «Честная бедность» – философские размышления. Номера в цикле связываются между собой тематической близостью. Сочинения отличаются простотой, лаконичностью музыкального языка. Произведения написаны преимущественно в песенной форме – куплетно-вариационной или куплетно-вариантной.
Ряд ярких художественных образов представлен в песнях «Джон Андерсон», «Горский парень», «Финдлей». Они следуют друг за другом, как череда портретов разных людей, имеющих некоторые общие черты: принадлежат к одной социальной группе, им присущи честолюбие, смелость, честность, стремление к правде и любви. Герои цикла имеют либо конкретное имя, либо относятся к определенному классу людей: «Возвращение солдата», «Горский парень», «Джон Андерсон», «Робин», «Финдлей».
Характерной чертой вокальных циклов Свиридова является развитие событий на фоне природы6, благодаря чему усиливается и оттеняется смысл слов, картины природы служат контрастом душевным переживаниям человека или корреспондирует им. В первом номере цикла – «Осень», автор через сопоставление картин природы размышляет о жизни и смерти, о скоротечности земного. В первой фразе этого произведения звучит вопрос: «Давно ли цвел зеленый дол, лес шелестел листвой?». Не найдя ответа, он в припеве вопрошает: «Где этот летний рай?». В интонациях стихотворения слышится невозвратность прожитых дней. Еще более это подчеркивается изображением контрастных явлений природы, которые автор одушевляет. Например: «…лес шелестел» и «лесная глушь мертва». Далее, там же «…май придет в наш край и зашумит листва». Затем явления природы переносятся на человеческую жизнь – «с себя я не стряхну тяжелый след прошедших лет».
Времена года весна и осень являются прообразами начала и конца человеческой жизни, его молодости и старости. Автор выражает идею о скоротечности времени. Эта же мысль прослеживается еще в одном произведении цикла – «Прощай!». В стихотворении природа сравнивается с жизнью человека: «…не остановится песок, а он, как жизнь бежит» и «любовь, как роза красная, цветет в моем саду». В цикле окружающий мир представлен только в номерах «Осень» и «Прощай!».
Персонажи, изображенные в цикле, характеризуются, как счастливые и свободные («Возвращение солдата»), славные и статные («Горский парень»), настойчивые в любом деле («Финдлей») и непоколебимые ни в чем («Горский парень», «Робин»). Над богатыми людьми автор посмеивается, называя их «дурак, шут и плут» («Честная бедность»). Некоторый сарказм, ирония слышится в песне «Всю землю тьмой заволокло», где поэт стирает грань между человеком высшего и низшего сословия, представляя их «королями», когда они пьяны.
Объединение произведений в цикл происходит не только путем образно-тематических, но и интонационных и ритмических связей. В некоторых номерах цикла присутствует ритмическая формула «восьмая и две шестнадцатых длительности». Это обнаруживается в песне «Возвращение солдата», где вышеуказанная ритмическая фигура пронизывает все произведение, «Робин» (4-6 такты в начальном вступлении, 19-20 тт., 29-31 тт., 35-36 тт.,39-40 тт., и т. д.). В песне «Горский парень» данный ритм появляется в фортепианном сопровождении второго куплета (41-50 тт.) на словах «Слышишь звонкий зов трубы, девушка долины? Зов трубы и гром пальбы, девушка долины?» – тем самым композитор использует данное средство выразительности для передачи воинственного характера определенных «участников» повествования, как правило, молодых, отважных людей.
Интонационными средствами объединяются такие произведения, как «Осень», «Возвращение солдата», «Робин», «Горский парень», «Прощай!», «Честная бедность». Каждый номер начинается с затактового восходящего или нисходящего хода на кварту7. В заключительной песне «Честная бедность» аккумулируются интонационные обороты большинства предшествующих сочинений цикла. Начало его фортепианного вступления обнаруживает интонационное сходство с песней «Осень» (на словах «И снова май придет в наш край…»), а также с фразой «Теперь ты стал не тот…» из произведения «Джон Андерсон». Заглавный мотив вокальной партии «Кто честной бедности своей стыдится…» перекликается с песней «Возвращение солдата». Очевидна связь между песнями «Честная бедность» и «Робин» («Зато отметил календарь») благодаря сходному ритмическому рисунку мелодии. Унисонное изложение сближает финал с песней «Горский парень».
Таким образом, ритмические, интонационные, фактурные связи скрепляют между собой номера в единый цикл.
Эпилогом цикла является выдающееся стихотворение Р. Бернса «Честная бедность». Оно объединило идеи композитора о жизни, чести, морали, благородстве, честности. Различные сюжеты, представленные в цикле, объединены фразой – «Настанет день и час пробьет, когда все люди станут братья!». Этот победный клич является заключительной каденцией циклической композиции Г. В. Свиридова «Песни на слова Р. Бернса».
Литература
1. Земцовский, И. И. «Ветер принес издалека…» (К истокам ритмики Свиридова) // Музыкальный мир Георгия Свиридова. – М.: Советский композитор, 1990. – С. 134–145.
2. Крылова, А. В. Вокальный цикл. Вопросы теории и истории жанра. Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений», 17.00.02. Музыковедение – М. : ГМПИ, 1988. – 48 с.
3. Сохор, А. Н. Друзья-современники // Поэзия и музыка. – М.: Музыка, 1973. – С. 5–17.
1 Впервые увеличение количества исполнителей ввел М. И. Глинка.
2 Исследователи делят творчество Свиридова на ранний и поздний период: ранний до 50-х годов, поздний или зрелый период – после 1950 года.
3 Здесь композитор впервые обращается к творчеству Р. Бернса по совету Д. Шостаковича, у которого также имеется произведение на эти же слова – «В полях под снегом и дождем».
4 «25 песен для баса» изначально не задумывались как цикл. Композитор на протяжении тридцати лет создавал отдельные песни, которые после объединили в один цикл. Более подробно об этом пишет А. С. Белоненко во вступительной статье к 13 тому «Полного собрания сочинений Г. В. Свиридова» [Георгий Свиридов Полное собрание сочинений, Т. XIII, с.9]
5 Стихотворения Р. Бернса не являются каким-либо поэтическим циклом, как например, циклы Г. В. Свиридова на слова А. Блока, С. Есенина.
6 Это прослеживается в циклах: «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина, «Восемь романсов на слова М. Ю. Лермонтова», «Песни на слова советских поэтов», «25 песен для баса».
7Исключением является песня «Горский парень», которая начинается с нисходящей кварты на сильной доле.