Рассматривая вокальный цикл, необходимо понимание самой его сущности, которое включает в себя целостность. Обратимся к понятию «цикл».
Исследователи дают различные трактовки данного понятия. Е. В. Пепеляева в статье «Исследовательская циклизация лирики, как теоретическая проблема», определяет его широкое и узкое1 толкование: «Цикл в широком значении – это совокупность произведений, содержащих любой общий признак (тему, идею, жанр, героя, отдельные композиционные особенности и т. д.). В узком значении цикл – это совокупность произведений, представляющих собой художественную целостность, созданную писателем, и обладающую общим заголовком, заданной композицией, устойчивостью публикаций» [4, 176]. Автор отмечает, что «на рубеже XIX-XX вв. цикл становится жанровым образованием, что обеспечивает особую художественную возможность воссоздавать целостное отношение к миру» [там же].
Б. В. Асафьев в исследовании «Музыкальная форма, как процесс» подчеркивает слитность музыкального цикла, его неделимость на отдельные номера: «Цикл стягивается в неделимое спаянное произведение» [1, 173]. Исследователь осмысливает цикл, как единую музыкальную композицию.
В изучении проблем, связанных с циклом, часто фигурирует понятие «циклизация». А. В. Крылова в исследовании «Вокальный цикл. Вопросы теории и истории жанра» пишет о том, что «оно охватывает любое объединение ряда отдельных произведений, осуществленному по какому-либо признаку и отвечающее лишь одному условию – объединение должно быть осознанным» [3, 2].
Таким образом, цикл можно рассматривать как жанр и форму, а циклизацию – как принцип строения музыкального произведения.
Ключевым для понимания природы цикла является понятие целостности. По общефилософскому определению целостность «характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей» [2, 475]. В условиях циклической композиции указанная закономерность рождения качественно нового явления на основе тесного взаимовлияния отдельных составных элементов проявляется очень ярко. И. В. Фоменко отмечает: «Прежде всего, цикл ощущается поэтом как целостность, где отдельное стихотворение “разительно меняет свой рельеф”, становясь элементом новой целостности, определяющая черта которой – концептуальность» [5, 116].
По мнению А. В. Крыловой «понятие циклизации и целостности позволяют уяснить главную особенность как поэтического, так и музыкального цикла, а именно: части целого, являясь самостоятельными единицами, способны фигурировать и вне контекста, однако, будучи введенными в контекст, как бы “вступают в контакт” с окружающими их разделами, обретая вследствие этого ряд новых качеств и свойств, которые позволяют оценивать цикл, как единую художественную данность» [3, 3]. Таким образом, исследователь делает вывод о том, что «цикл формируется на пересечении двух составляющих – циклизации и целостности. В этом двуединстве именно категория целостности выступает в роли основного критерия оценки циклической композиции, позволяющего качественно разграничить цикл как единство высшего порядка от простого объединения – циклизации» [там же].
Существуют некоторые особенности формирования вокального цикла. Эта специфика состоит в том, что объединение произведений в одно целое зависит от поэзии, которая является основой музыки со словом. Поэтический текст определяет тему, содержание, во многом – музыкальный язык, форму произведений, входящих в один вокальный цикл.
Специфика выражения целостности в камерно-вокальной музыке исходит из синтетической музыкально-поэтической природы вокального цикла, в соответствии с которой возникают два ракурса проблемы целостности: исследование возможности проявления единства цикла и на уровне поэтического материала, и анализ средств достижения музыкальной целостности циклической композиции. Рассматривая цикл, основой которого является слово, важно понимание самой структуры поэтического цикла. Принципы формирования обоих циклов очень схожи, и имеют ряд общих свойств, поэтому в данной работе представляется уместным изучение построения вокального цикла через призму поэтического.
Как отмечает Крылова, «важными основными свойствами поэтического цикла, обеспечивающими целостность циклической композиции, являются: принципы циклизации, единство темы, лирический сюжет, внутренний ритм» [3, 4]. Составление единого цикла из различных стихотворений осуществляется, как правило, на основе какого-либо общего признака. Типы такого объединения Крылова обозначает как принципы циклизации.
Одним из наиболее ранних принципов объединения является жанровый критерий. Он был господствующим в первой половине XIX века. Наряду с жанровым, существуют и другие принципы объединения. Л. Е. Ляпина выделяет такие, как дневниковый, представляющий описание ряда последовательных событий, объединение явлений на основе единства ситуаций, даже мысли, с основной задачей многостороннего описания.
Художественно-композиционная целостность обеспечивается также тематическим единством поэтических текстов. Здесь отдельные стихотворения на «первый взгляд» могут лишь косвенно касаться основной темы цикла, однако, они прямо и непосредственно способствуют ее глубокому раскрытию путем образно-ассоциативного сопоставления порою контрастных тематических элементов. Помимо этого, необходимо наличие лирического сюжета, основой которого является событийная фабула. Данный принцип оказывает влияние на композиционно-структурные особенности поэтического текста. Но следует отметить, что принцип построения лирического сюжета у разных поэтов и в каждом цикле неодинаков.
Важным признаком построения поэтического цикла является и внутренний ритм, который возникает, прежде всего, на основе точного или вариативного повторения ряда поэтических образов. Наряду с образно-тематическим уровнем ритма в цикле действует целая система конструктивно-формальных тематических сопряжений отдельных стихотворений друг с другом. И, что немаловажно, те же ритмические факторы, которые функционируют внутри отдельного стихотворения, остаются в рамках циклического произведения, приобретая лишь иные масштабы.
Таким образом, в поэтическом цикле, по мнению Крыловой, «совокупное взаимодействие принципов циклизации, единства темы, лирического сюжета, внутреннего ритма обеспечивают такую степень единства циклической композиции, при которой стихотворения в контексте вступают в определенные функциональные взаимоотношения: каждая отдельная часть цикла или несколько частей выполняют конкретную драматургическую и композиционную функции» [3, 7]. Тем самым, вокальный цикл является единым произведением, как и музыка других жанров. Слово вплетается в композицию, являясь ее неотъемлемой частью. Как отмечает далее исследователь: «Такое объединение представляет собой полноценный жанровый образец поэтического цикла – произведения органически цельного – начинают действовать всеобщие законы построения художественной формы. Это позволяет выявить функциональную роль отдельных разделов цикла, что очень важно при создании на основе данного поэтического источника его музыкального варианта» [3, 7-8].
Стихотворения, избранные композитором, обнаруживают внутреннюю взаимосвязь друг с другом, которая прослеживается в различных аспектах: общность настроения, содержательная близость, образные связи между отдельными стихотворениями, сюжетность и т.д. Объединение стихотворений происходит по определенному принципу: тематическая единоправленность, которая становится основой для формирования лирического сюжета. При этом между отдельными стихотворениями могут возникать локальные тяготения. Например, соответствие образно-тематического и ритмического характера организует все части произведения.
Музыкальное единство цикла основывается на двух уровнях целостности: синтаксический и композиционно-драматургический. Крылова подробно рассматривает их в вышеуказанном исследовании. Отметим лишь некоторые характерные особенности.
Исследователь подчеркивает: «В синтаксическом уровне важно наличие внутренних связей отдельных компонентов – фактурных, метроритмических, интонационных и других, возникающих между частями» [3, 9]. Важно, чтобы все средства музыкальной выразительности носили системный характер, который может обеспечить единство многочастной циклической композиции.
Более сложный уровень представляет собой композиционно-драматургическое единство, которое исследователь связывает с «наличием обобщенного музыкального сюжета, отражающего естественную последовательность “событий” и тесно связанного с лирическим сюжетом поэтической основы сочинения» [там же, 10]. В данном аспекте музыкально-сюжетная канва воплощается через конкретные художественные образы. Средствами объединения являются общие закономерности драматургии вокального цикла, такие, как принципы контраста, группировки песен, логика распределения кульминаций, роль финальных разделов и т.д.
На данном уровне исследователь выделяет еще «два важных момента циклической композиции: наличие образных сфер и их музыкально-логическое функционирование в развитии художественного целого» [там же].
На основании синтаксического и композиционно-драматургического единства, Крылова предлагает следующие «типы вокально-циклических композиций:
1) Циклизация отдельных пьес – простое объединение, осуществленное на какой–либо основе. Например, написание ряда романсов на стихи одного поэта или же единство времени их создания.
2) Переходный тип, также представляющий циклизацию ряда миниатюр, но с явно ощутимым тяготением к целостности. В сочинениях, как правило, ряд элементов музыкального единства выражены недостаточно полно: внутренние связи подчас не носят системного характера и поэтому не становятся стержнем для возникновения контактов между отдельными частями целого, в силу чего и общая композиционная структура не приобретает конкретных очертаний и может быть лишь намечена. Несмотря на возможное присутствие признаков целостности поэтической основы подобные сочинения к циклам не относятся.
3) Камерный вокальный цикл – цикл пьес для голоса с инструментальным сопровождением, обладающий внутренней целостностью, выраженной в композиционно-драматургических особенностях его поэтической и музыкальной основ [там же, 12].
Кратко обратимся к истории цикла.
Развитие принципов цикличности происходило на протяжении всей истории музыки. На примере творчества романтиков прослеживается укрепление композиционно-драматургических связей. Здесь отдельные песни или даже группы песен могли уже выполнять определенные композиционные функции – экспозиции, развития, предыктов и т. д., скрепляя целое единой волной общего логического движения. Увеличивается объединяющая роль тональности, которая включается в драматургический процесс посредством закрепления определенных тональных центров за конкретными музыкально-поэтическими образами. Новым и важным элементом является система тематических построений, куда активно включается фактура путем усложнения связей фортепиано и вокальной партии. Развитие вокального цикла происходит в творчестве различных композиторов.
В XX веке музыка характеризуется новым уровнем психологизации содержания благодаря расширению образно-тематической шкалы и разделению событийного и эмоционального пластов. Поэтический материал может объединяться общей темой, циклизируясь по образно-ассоциативному принципу. Стихотворения выстраиваются в определенную последовательность и функционируют как части единого организма благодаря возникающей между ними сложной системе мотивных, ассоциативных, эмоциональных взаимосвязей. Музыкальные образы раскрываются путем сквозного интонационно-тематического развития.
Русский вокальный цикл возник и развивался в тесном контакте с западноевропейским. Но в нем намечается ряд черт, которые стали характерными для отечественного вокального цикла: широта идейно-образного содержания произведения, введение в цикл не только одного исполнителя2. На протяжении длительного периода происходило постепенное формирование важнейших особенностей вокального цикла. В XX столетии наблюдается процесс становления нового содержания, поиск созвучных современности тем и образов. Это потребовало новых средств музыкального языка, который точно бы раскрывал замысел композитора. В это время вокальный цикл претерпевает значительное обновление и влияние оперного, симфонического жанров. Таким образом, синтезировав многое, он обогатился не только благодаря поэзии, но и благодаря воздействию оперы и симфонии, оказался уникальным средством для воплощения художественного замысла композитора. Высокохудожественными образцами жанра стали произведения Д. Кабалевского, В. Шебалина Д. Шостаковича, Г. Свиридова.
Рассмотренные выше теоретические положения формирования вокального цикла указывают на его взаимодействие с поэтической композицией.
Итак, слово соединяется с музыкой не только в конкретном произведении, но и при компоновки циклического сочинения.
Литература
1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1977. – 376 с.
2. Блауберг, И. Часть и целое // Философская энциклопедия, Т. 5. – М.: Музыка, 1970. – С. 475-476.
3. Крылова, А. В. Вокальный цикл. Вопросы теории и истории жанра. Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений», 17.00.02. Музыковедение. – М. : ГМПИ, 1988. – 48 с.
4. Пепеляева, Е. В. Исследовательская циклизация лирики как теоретическая проблема // Вестник пермского университета. Вып.2 (18). – Пермь: ПГНИУ, 2012. – С. 174-180.
5. Фоменко, И. В. Лирический цикл как метатекст // Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. – Калинин, 1979. – с. 112-127.