МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Саманова Д.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В учебных планах детских музыкальных школ сольфеджио является одним из главных предметов. Именно оно знакомит учеников с музыкальным языком: музыкальной грамотой, теорией, формирует навыки пения и исполнительства, которые далее применяются на других дисциплинах, таких, как исполнительство на музыкальном инструменте, хор. Несмотря на важность и значимость сольфеджио именно этот предмет вызывает наибольшие трудности в подаче и освоении материала, в связи с чем интерес учеников к нему зачастую падает.

В рамках данной дисциплины сочетаются теоретические и практические задания, и если теории слишком много или практические задания носят механический характер чтения нот, то тогда может возникать ощущение излишней сухости, безжизненности сольфеджио. В качестве музыкального материала для пения, диктанта или анализа педагоги используют инструктивные упражнения из сборников, чаще всего не представляющие художественного интереса. Привлекаемые на уроках сольфеджио фрагменты из классических произведений, как правило, не осмысливаются с точки зрения стиля, авторства, музыкальных достоинств, включающих темповые, динамические, агогические особенности. В связи с этим подчеркнем: на уроке сольфеджио музыка не должна превращаться в сухое, безликое упражнение, напротив, необходимо способствовать тому, чтобы она воспринималась учащимися как произведение искусства. Музыкальное произведение не может быть простой иллюстрацией к теории, оно должно стать предметом изучения, где теория послужит методом его познания.

В данное время, когда музыкальная школа не нацелена на выпуск исключительно музыкантов-профессионалов, когда музыкальное образование становится массовым и программа школ делится на предпрофессиональную и общеобразовательную, основные задачи в обучении детей должны быть направлены на формирование любви к искусству, знакомство с миром музыки, расширение кругозора, подготовку слушателя – любителя музыки. В связи с этим необходимо скорректировать цель преподавания сольфеджио. Оно должно быть направлено не только на знакомство с музыкальной теорией и формирование навыка чистого пения, но и, прежде всего, на воспитание художественного слуха. Цель сольфеджио очень точно определила М. В. Ожигова, педагог-методист Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова с большим стажем работы в данном направлении: «Цель сольфеджио – развить музыкальность, воспитать эстетическое отношение к действительности» [1, с. 3] Такой подход предполагает активное введение музыкального произведения в урок сольфеджио.

В статье «Главная цель преподавания сольфеджио – развитие музыкальности» М. В. Ожигова ставит вопрос: «Зачем нужно изучать сольфеджио?» [1, с. 1]. По мнению автора, именно потеря ориентира, непонимание конечных целей, как учеником, так, порой, и педагогом, ведет к бессмысленности предмета и отсутствию заинтересованности со стороны обучающихся. М. В. Ожигова предлагает рассматривать сольфеджио как предмет, развивающий музыкальность, являющуюся главным качеством музыканта, характеризующуюся его способностью эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Ученик с развитым чувством музыкальности не будет исполнять «голые» ноты, он внесет жизнь в произведение, свои мысли и чувства.

М. В. Ожигова приводит слова Б. М. Теплова, фиксирующие внимание на развитии не только слуха, но и эмоционального мира: «Однобокость в воспитании приводит к тому, что музыкант прекрасно слышит, владеет исполнительским аппаратом, разбирается во всех тонкостях музыки, но <…> не чувствует ее, не способен пережить эмоциональное волнение. Сидит эдакий “робот” на сцене и бездушно играет одно произведение за другим. Никаких эмоций! Виртуозен. Расчетлив. И неинтересен. Музыка – эмоциональное искусство и не терпит бездушия, холодности, скуки» [цит. по 1, с 6] и делает вывод: «Главное не забыть о том, что объектом изучения и на сольфеджио, и на специальности, и на музыкальной литературе, и вообще на любом музыкальном предмете является музыка – искусство эмоций. Вот почему так важно развивать общую музыкальность. Вот почему на сольфеджио она становиться конечной целью обучения» [там же].

Как любой навык приобретается лишь в работе, в деятельности, так и музыкальность формируется в процессе систематического занятия музыкой, постоянного соприкосновения с ней. Вот почему музыкальное произведение должно находиться в центре внимания, в том числе, и на уроках сольфеджио, где все виды работы необходимо связать с живой музыкой, добиваясь непосредственного эмоционального отклика учащихся на ее звучание.

Урок сольфеджио ограничен одним академическим часом. За это время надо успеть выполнить основные виды работы: освоить новый теоретический материал или закрепить ранее пройденный, выполнить слуховой анализ, продолжить формирование певческих навыков, записать диктант. Кажется, некогда останавливать внимание на музыкальном произведении, композиторе, стиле, выразительности, слушать и размышлять о музыке. Все это верно, если ограничиться только формированием навыков чистого пения и запоминанием теоретических сведений, но если «во главу угла» предмета сольфеджио поставить воспитание музыкальности, то краткие пояснения, предваряющие работу с произведением, становятся необходимой, важной частью занятия. Тогда в памяти учащихся останется информация о том, что они пели или записывали на слух не просто инструктивное упражнение из учебного пособия под определенным номером, а фрагмент музыкального произведения конкретного композитора, являющегося представителя той или иной исторической эпохи, стиля, национальной школы. Дети должны осознанно воспринимать и музыку, и задания, связанные с ней; должны понимать, что они слушают, поют, играют или записывают и для чего они это делают.

Как же выбрать необходимые музыкальные произведения? Каковы критерии отбора? На наш взгляд, необходимо сделать упор на междисциплинарные взаимодействия, взаимодополнения предметов, и лучше всего, если это будет связь сольфеджио с музыкальной литературой.

В начальных классах, примерно с первого по третий, можно знакомить учеников с выдающимися образцами народной музыки и претворением их в классических произведениях. Таких примеров немало. Например, «Во поле береза стояла» – народная песня, которую П. И. Чайковский использовал в своей четвертой симфонии. Также можно знакомить учеников с песнями, танцами и инструментальными произведениями в русском народном стиле, составившими основу творчества великих отечественных композиторов Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А.С.Даргомыжского и многих других.

С четвертого класса – когда начинаются занятия по музыкальной литературе – на уроках сольфеджио можно использовать изучаемые в данном курсе произведения. Ученикам будет интересно глубже познавать уже известную им музыку. Также будет полезным привлечение произведений еще неизученных композиторов, ознакомление с которыми предполагается в старших классах, или расширение кругозора путем прослушивания, анализа, пения фрагментов сочинений авторов, чье творчество не рассматривается в рамках музыкальных школ.

Главная идея во взаимодействии сольфеджио и музыкальной литературы заключается в преодолении психологического барьера, заключающегося в установке: не всякую музыку можно спеть или сыграть. Объединение дисциплин поможет решить проблему разрозненности предметов и покажет ученикам, что одни и те же сочинения можно изучать с исторической точки зрения и объяснять с позиций теории музыки. Учащиеся поймут, что даже симфонические произведения или фуги, сонаты познаются более глубоко путем певческого исполнения, записи фрагментов на уроках сольфеджио, а также и то, что эта дисциплина напрямую связана с музыкой!

Если обратиться к основным видам работы на уроке сольфеджио и рассмотреть возможность включения в них музыкального произведения, то выяснится, что абсолютно любая музыка может стать материалом для освоения.

Диктант. Материалом для записи может служить любой фрагмент современной, классической или народной музыки вокального или инструментального произведения.

Пение с листа. Данный вид работы в качестве важнейшей части, конечно, будет включать вокальные произведения. Но и инструментальные сочинения, несмотря на то, что они не рассчитаны на певческое воспроизведение, являются не менее полезными для исполнения учениками.

Пение вокально-хоровых произведений с текстом. Название формы работы уже указывает на определенный круг жанров. Остается только выбрать произведение в соответствии с темой урока и уровнем класса. Подобный вид работы можно задавать как домашнее задание и проверять на занятии.

Анализ, теоретическая часть урока. Данная форма работы требует тщательного подбора материала. Музыкальное произведение или его фрагмент должны быть лаконичными, яркими, выразительными, наглядными. Относительно выбора жанра, стиля, автора в данном случае педагог ничем не ограничен. Произведение избирается в соответствии с темой и исполнительскими возможностями педагога, так как лучше, чтобы музыка звучала в живом исполнении.

В настоящее время специальных хрестоматий или учебных пособий, с уже предложенными произведениями в соответствии с порядком их изучения в курсе музыкальной литературы, не существует. Однако общедоступность нотного материала, программ и общение педагогов между собой может способствовать решению этой проблемы.

Таким образом, для оживления предмета сольфеджио необходимо вспомнить его основную цель – воспитание музыкальности. Главным средством для достижения поставленной цели является постоянное соприкосновение с музыкой, а для этого необходимо, чтобы она звучала на уроках сольфеджио как можно чаще, желательно на каждом занятии. Важно, чтобы музыкальное произведение не стало простой иллюстрацией к теме, чтобы в нем не умерли мысли автора и эмоции слушателя – важно, чтобы произведение стало объектом познания, ради которого все в классе собрались.

Пафос данной статьи не направлен на отказ от инструктивных упражнений и снижение уровня требований относительно развития техники чтения с листа – несомненно, это важная часть предмета. Наша цель – привлечь внимание педагогов к музыкальным произведениям, сделать так, чтобы мир музыкального искусства стал понятным, притягательным, доступным для детей, которые приходят в музыкальную школу, а предмет «Сольфеджио» – интересным и увлекательным на пути его постижения, позволяющим в полной мере открыть этот мир для восприятия.

Литература

1.Ожигова М. В. Главная цель преподавания сольфеджио – развитие музыкальности : Рукопись. – Ростов-н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, б/г. – 13 с.

Просмотров работы: 14