Технология обучения двигательным действиям - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Технология обучения двигательным действиям

Дубинкина Ю.А. 1
1ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы:

Технологии обучения двигательным действиям разрабатываются и используются человеком для передачи информации на протяжении многих лет. Технологии обучения впервые упоминаются в работах И.Г. Шавлова, В.М. Бехтерева, Д.А. Ухтомского в 20-е гг., термин «педагогическая технология» указан в их трудах по педологии, которые были основаны на трудах по рефлексологии [9]. Позже, с развитием форм, методов и методик обучения люди создали более современные технологии обучения двигательным действиям такие как: «альтернативные технологии» [12,16]. Термин «обучение двигательному действию» (или физическому упражнению) употребляется в тех случаях, когда имеется ввиду конкретное двигательное действие и сопутствующие ему теоретические сведения. Так как двигательное действие представляет собой структуру входящих в него движений, то употребляется разнообразный термин «обучение движениям». При обучении двигательному действию формируется двигательный навык, одновременно происходит развитие соответствующих ему двигательных качеств: силы, быстроты и другое. Оба процесса сопутствуют друг другу, но не однозначны по своим методам, а иногда и средствам. Поэтому в реальном педагогическом процессе акцентируют внимание или на обучении (формировании навыка), или на развитии двигательных качеств.

Ведущим компонентом процесса овладения учебным материалом является активная двигательная деятельность учеников. Не менее важным является и формирование систем двигательных навыков. Эффективность обучения двигательным действиям имеет прямую зависимость от организации внешних факторов, которые, с одной стороны, прямо влияют на процесс освоения физических упражнений, а с другой - определяют степень реализации оздоровительных задач (гигиенические нормы) [13].

При обучении двигательным действиям необходимо:

обеспечить «начальную школу движений», т. е. научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;

обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;

сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

Есть двигательные действия, при обучении которым необходимо обеспечивать особенно широкий диапазон вариативности, «подвижности» двигательных навыков. Это, прежде всего действия, присущие координационно-сложным видам спорта. Одной из важнейших проблем технологии обучения таким действиям является соблюдение оптимальных соотношений между факторами, приводящими к закреплению двигательных навыков, и факторами, увеличивающими их целесообразную изменчивость в условиях постоянного изменения обстановки деятельности. Процесс обучения здесь должен особенно органично соединяться с воспитанием координационных и связанных с ними способностей.

Цель курсовой работы: рассмотреть теоретические основы проектирования технологий обучения двигательным действиям.

Объект: образование в сфере физической культуры.

Предмет: технологии обучения двигательным действиям.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут использовать руководители физического воспитания в дошкольных, школьных учреждениях, а также студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения производится с определенными взаимодействиями сил и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени. В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематическими, динамическими и ритмическими параметрами [1].

Овладение двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения. В процессе обучения занимающемуся необходимо приобрести знания: о

социальной сущности физической культуры, о влиянии занятий физическими упражнениями на функции организма, о методике обучения двигательным действиям, о правилах судейства, методике самостоятельных занятий, режиме питания, страховке, самоконтроле, гигиене и др.

Три группы двигательных задач, двигательное умение и двигательный навык

В зависимости от требований, предъявляемых исполнителю М. М. Боген (1985), распределяет двигательные задачи на три группы [3].

1-я группа: двигательные задачи, требующие максимального проявления физических качеств при подчиненном значении пространственных характеристик движения кинематической структуры (положение тела, форма, направление, амплитуда). Такими являются все двигательные действия, где результат фиксируется инструментально, будь то время, расстояние или поднятый вес.

2-я группа: задачи, требующие максимальной выразительности, красоты, соответствия обусловленным двигательным стандартам при явном подчинении значений уровня проявления физических качеств. В таких движениях результат определяется путем сравнивания техники выполнения с эталоном.

3-я группа: двигательные задачи, требующие максимальной точности, иногда при ограниченном времени решения двигательной задачи и подчиненном значении, как уровня проявления физических качеств, так и пространственной организации движений [3].

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.

Двигательный навык – это такая степень владения действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано [7].

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень владения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым - двигательный навык. Процесс совершенствования навыка бесконечен. Его основная задача – научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях.

1.2 Технологии обучения. Классификации технологий обучения и усвоения

Понятие “технология обучения” было введено на конференции ЮНЕСКО в 1970 году. В докладе “Учиться, чтобы быть”, опубликованном этой организацией, названная дефиниция определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса, а в докладе “Как учиться” впервые приводится ее определение.

Технология обучения – это совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и использующихся в дидактике (доклад «Как учиться») [11].

Появлению в педагогике термина “технология” способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов.

Более точное определение описываемого понятия в настоящее время представлено в курсе лекций Ямалетдиновой Г.А.:

Технология обучения - способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм методов и средств обучения. [16]

Вместе с этим понятием в научно-методической и популярной литературе широко применяются понятия:

«педагогическая технология»;

«образовательная технология»;

«технология воспитания»;

«технология развития» [5].

Любая технология обучения включает в себя:

целевую направленность;

научные идеи, на которые опирается;

системы действий преподавателя и учащегося;

критерии оценки результата;

результаты;

ограничения в использовании [4].

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [8].

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;

совокупность приемов, методов;

проектирование и организация процесса обучения;

наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Классификации технологий обучения и усвоения:

1. Традиционная (репродуктивная) технология;

2. Технология развивающего обучения;

3. Технология поэтапного формирования умственных действий;

4. Технология коллективного взаимодействия;

5. Технология полного усвоения;

6. Технология разноуровневого обучения;

7. Технология адаптивного обучения;

8. Технология программированного обучения;

9. Технология компьютерного обучения;

10. Технология проблемного обучения;

11. Технология модульного обучения;

12. Технология концентрированного обучения;

13. Технология проектного обучения;

14. Технология гарантированного обучения;

15. Технология дистанционного обучения;

16. Авторские технологии обучения [6].

Ю. К. Бабанский предложил еще одну классификацию области «Обучение упражнениям». Автор представляет такие виды обучения:

репродуктивное (объяснительно-иллюстративное и программированное);

репродуктивно-поисковое (предусматривает развитие и обучение в быстром темпе, на высоком уровне трудности);

поисковое (проблемное).

эмпирического обучения [2].

С.Н. Пожидаев определил конструкцию «чистую линию видов обучения»:

«чистая линия вида обучения» упражнениям - эмпирический вид обучения (тренинг методом проб и ошибок)- находит свое объяснение в бихевиоризме. Согласно этой концепции, обучение представляет собой не выполнение осознанных движений, а случайный поиск целесообразных моторных действий, закрепляемых в тренировке как навык. В спортивно-педагогической практике такой способ обучения получил название метода «тысяча первого повторения».

«чистая линия вида обучения» упражнениям - объяснительно-репродуктивный (иллюстративный) вид обучения - связан с объяснением материала тренером-преподавателем и репродуктивным характером усвоения занимающимися. В основе такого вида обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория, согласно которой освоение двигательных действий протекает в коре больших полушарий головного мозга посредством образования условных связей (ассоциаций). Для «прочувствования» движения его необходимо правильно выполнить, но сделать это невозможно, не располагая предварительно двигательными представлениями. Этот момент и обуславливает повышенное внимание к рациональной последовательности обучения, создание вспомогательной искусственной среды с комплексным использованием форм наглядности. Такой подход чаще всего встречается в массовой практике образовательных учреждений, в «классической» трехэтапной методике обучения упражнениям.

«чистая линия вида обучения» упражнениям - программированный вид обучения - предполагает управление процессом усвоения знаний, умений и навыков с использованием разнообразных линейных и разветвленных обучающих программ, а также технических средств обучения [11].

Таким образом, разработка новых технологий обучения и их внедрение в систему образования позволяет оптимизировать процесс обучения двигательным действиям и делает его более эффективным.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ

Требования к технологиям обучения представлены в 13 статье Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации" образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом [14].

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

К методам обучения двигательным действиям относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчленено-конструктивный;

3) сопряженного воздействия.

3.1. Характеристика методов обучения

Метод целостно-конструктивного упражнения.

Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток целостного метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод.

Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила.

Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности.

Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [15].

3.2. Принципы обучения

Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования [10].

На данный момент не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) последовательности и систематичности;

4) прочности;

5) доступности;

6) научности;

7) связи теории с практикой [10].

Рассмотрим данные понятия.

Принцип научности направляет преподавателя на формирование теоретических знаний у обучаемых. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.

При реализации названного принципа от преподавателя требуется:

-исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;

-применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;

- быть в курсе последних научных достижений в сфере ФК и спорта;

- поощрять исследовательские работы учеников;

-находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип последовательности и систематичности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний, навыков и умений. Принцип последовательности и систематичности реализуется в комплексе правил:

- использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;

- применять «пошаговую систему» обучения, последовательно реализовать этапы обучения двигательным;

- изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

- не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, исключать пробелы в обучении, чтобы предупредить неправильное выполнение упражнения;

Принцип доступности является отражением принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности. Суть принципа: выявление раннее сформированных знаний и умений и осуществление новых стадий обучения. Принцип доступности не означает, что обучение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него реальным.

Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться правилами:

- усвоение материала должно отвечать требованиям этапного обучения; необходимо следить, чтобы ученики успевали осваивать двигательные действия в соответствии с учебным планом;

- ориентировать учащихся на понимание, осмысление изучаемого материала;

- обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;

- изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д. [10].

Принцип наглядности заключается в использовании комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.

Правила эффективной реализации принципа наглядности:

- использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;

- количество наглядных пособий должно быть небольшим;

- при использовании средств наглядности необходимо пояснять и комментировать наглядный материал;

- тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;

- в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации к обучению, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа: преподаватель должен добиваться понимания теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в изучении. В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила полезные для практического применения принципа:

- использовать возможности обоюдного обучения;

- организовывать соревнование и партнёрство учащихся;

- обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа; - вводить в процесс обучения занимательные задания, игровые элементы;

- учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале[10].

Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность -это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа [10]. При обучении двигательным действиям очень важно глубокое запоминание теоретического материала, иначе обучаемые могут допускать грубые ошибки в выполнении упражнения.

Принцип связи теории с практикой

Учащиеся должны понимать значение теории в жизни человека, в его практической деятельности, а также уметь применять усвоенные знания для решения задач практического характера. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

В 1958 г. был принят закон «О связи обучения с жизнью», где этот принцип рассматривался как ведущий принцип советской школы. Было введено одиннадцатилетнее обучение. Учащиеся 9, 10 и 11 классов два дня в неделю в течение всего учебного года занимались профессиональным обучением [10]. После окончания школы, помимо аттестата зрелости, каждый получал удостоверение слесаря, столяра, лаборанта, тракториста и т.п. Важно понимать, что физическая культура тоже может иметь профессионально-прикладной характер. Например, в спортивно-оборонных классах количество уроков Физической культуры равно пяти. Это связано с будущей профессиональной деятельностью учеников, так как для поступления в военные и спортивные ВУЗы требуется сдача нормативов ОФП и СФП.

Таким образом, рациональное использование методов и принципов обучения двигательным действиям позволяет эффективно научить учеников правильно выполнять физические упражнения и грамотно применять их на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, процесс обучения двигательным действиям перестраивает установку на управление движениями. В конечном счете уровень владения двигательным действием повышается. Начальный уровень – двигательное умение, второй- двигательный навык. Главная задача обучения состоит в том, чтобы ученик обладал и свободно использовал навыки двигательных действий. С каждым годом, вместе с течением исторического прогресса появляются современные технологии, методы и методики обучения. Такие новшества в системе образования делают процесс более эффективным и разнообразным. Интеграция новых технологий обучения в систему образования дают возможность получить высокий процент усвоения знаний и информации. Подготовка к обучению сложным двигательным действиям осуществляется на основе грамотной реализации принципов доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований, связи теории с практикой. Нынешние включения в программы обучения позволяют подобрать индивидуальный подход к каждому ученику, обеспечивают образовательным учреждениям и преподавателям возможность наиболее оптимально создать план обучения двигательным действиям и сделать процесс обучения эффективным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. – Москва: Просвещение, 1990. - 287 с.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский – Москва: Просвещение, 1985

Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген – Москва: ФиС, 1985. – 193 с.

Горчакова-Сибирская М. П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. пособие / Горчакова-Сибирская М. П. – Москва, 2001. – 156 с.

Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы /В. М. Косухин, П. И. Образцов. - Москва, 2004. – 259 с.

Крившенко Л. П. Педагогика / Л. П. Крившенко // Педагогика. – Москва: Проспект, 2004. – 151 с.

Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. — Мурманск, 1997. – 158 с.

Педагогические технологии [Электронный ресурс] //Лекция 3.

Педагогические технологии: сущность и история возникновения и развития [сайт].URL: https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologi/lekcii/lekcia-2-1 (дата обращения: 13.05.2017).

Принципы обучения. Принципы научности, системности, доступности [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179 (дата обращения: 25.05.2017).

Пожидаев С.Н. Интегративная технология обучения сложнокоординационным движениям / С. Н. Пожидаев // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 1. – С. 57–61.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - Москва: Народ. образование, 1998. - 256 с.

Технологии обучения двигательным действиям [Электронный ресурс] // Рявкина К. А., Семёнова Г. И IX Международная студенческая научная конференция "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2017" [сайт]. -URL: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/27368.pdf (дата обращения: 13.05.2017).

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [сайт]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/96a55e6276d3fa2609de2846df744c4feecd927/ (дата обращения: 02.05.2017).

Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов,В. С. Кузнецов. – Москва: Издательский центр "Академия", 2000. –480 с.

Ямалетдинова Г. А. Педагогка физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Г. А. Ямалетдиннова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 247 с.

Просмотров работы: 788