ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 6 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 6 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Поликарпова Е.А. 1, Марков Д.С. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Историко-филологический факультет
2Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В аспекте современных методических представлений, учебная дисциплина «География» в общеобразовательной школе является одним из самых интересных предметов, очень нужных и важных. Изучение географии в школе невозможно представить без использования карт. Карта представляет не только привычное для школьников изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий. Именно география формирует картографическую грамотность и географическую культуру.

Картографическая грамотность – это готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения. Она  дает возможность грамотно планировать свои путешествия, использовать карты для создания маршрутов, уметь выстроить эффективный маршрут в незнакомой местности и т.д.

Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях, поэтому её возрастающая роль на современном этапе развития образования подтверждает актуальность темы.

Мы провели опрос среди педагогов разных школ, разного возраста и квалификации и узнали, какие темы, по их мнению, при работе с картой для них самые востребованные, а какие вызывают затруднения, а также пользуются ли они современными ГИС технологиями или предпочитают использовать традиционные бумажные карты в своей педагогической деятельности. Было проведено ранжирование ответов каждого педагога по 5-ти бальной шкале, для того, чтобы понять у кого из них самая эффективная методика преподавания.

На основе этого анализа мы разработали методические материалы, в которые входит технологическая карта и конспект урока, чтобы доказать, что картографическую грамотность можно развивать абсолютно на каждом уроке географии, даже если там не предусматривается карта и нет прямой связи с ней.

При использовании предложенной нами методической разработки, возможно применение карт при изучении наиболее проблемных тем школьного курса географии, а так же организация системного формирования картографической грамотности и стимулирование интереса к изучению учебного материала за счет использования ИКТ и ГИС технологий. Так как урок подготовлен в идеологии ФГОС, обучающиеся самостоятельно формируют тему, цель, достигают результата. У школьников формируются: уважение по отношению к природе; навыки умения отстаивать свою позицию с помощью аргументации, продолжают формироваться умения работать с картой.

Просмотров работы: 21