В настоящее время при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед учителями, в условиях модернизации образования – вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Также в ст. 34 Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» определены основные права обучающихся, в которые входит в том числе «развитие творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах… и других массовых мероприятиях» (п. 22) и «участие… в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности» (п. 25), а также на «поощрение за успехи в учебной… научной и инновационной деятельности» (п. 26).
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Оптимальной формой реализации всех указанных выше требований в реальной практической деятельности современного учителя является организация школьного научного общества (далее – ШНО) учащихся. В современной образовательной практике ШНО нашли свое место в системе выявления одаренных учащихся и подготовки школьных исследовательских проектов в идеологии системно-деятельностного подхода.
Проводя исследования, мы выяснили, что в соответствии с требованиями российского законодательства школьное научное общество является часть дополнительного образования школьников, в рамках которого они реализуют свой творческий потенциал. В настоящее время в школах действуют такие организации, но у большинства педагогов, которые их организуют или принимают участие в его работе, нет четкого представления и понятия, что из себя должно представлять школьное научное общество, каким образом оно должно функционировать, чтобы привлечь ребят и удержать их там. Главный результат деятельности любого школьного научного общества – новообразования в личности учащихся и реализация их интеллектуального потенциала.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что важным аспектом при организации школьного географического исследования в рамках школьного научного общества является мотивация обучающихся и сохранение в них этого настроя до окончания исследования и написания итоговой работы. С этой целью в рамках географических исследований проводится много практических выездных мероприятий, на которых школьники сами пробуют собирать и добывать материал для исследования, анализировать его и обрабатывать, оформляя при этом научное исследование. Одними из самых распространенных тематик исследований по географии у школьников являются исследований экологического и социологического характера.