РИСКИ И ШАНСЫ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РИСКИ И ШАНСЫ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мотькин Д.И. 1, Солодимова Г.А. 1
1ПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ежегодные опросы и социологические исследования показывают, что процент молодежи, желающей заниматься развитием собственного бизнеса, в несколько раз превышает долю тех, кто уже создал свое дело. По данным института комплексных стратегических исследований [1], 78% опрошенных считают открытие малого бизнеса отличным способом самореализации, 60% предпочитают собственный бизнес, рассчитывая на получения более высокого уровня дохода по сравнению с работой по найму. Однако сегодня только 3% молодых людей имеют собственных бизнес. Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Основные проблемы, мешающие открытию собственного дела молодыми людьми, распределились следующим образом[1]: 53% – отсутствие финансов; 16% – недостаток опыта; 11% – недостаточное образование.

Малый бизнес может выступать своеобразной формой социальной защиты молодых людей, особенно независимых, творческих личностей, которые могут быть творцами принципиально новых производственных комбинаций. Для подобных личностей малый бизнес (как создание и развитие небольших самостоятельных хозяйственных единиц) выступает в качестве малобюджетного проекта для реализации определенной идеи, творческих планов, а также способом защиты от повседневности и рутины, мешающих развитию и реализации их творческих и организаторских способностей. Многие известные предприниматели, создавшие новые производственные и финансовые империи, начинали свою карьеру как представители малого предпринимательства. Примером может служить Бил Гейтс, создавший компанию «Майкрософт».

Огромное количество молодых предпринимателей пытается построить свой бизнес, но половина из них прекращает деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой несостоятельности молодого предпринимателя является легкость, с какой неопытные люди могут начать новое дело. Огромное количество молодых людей хотели бы самостоятельно заниматься бизнесом, но только немногие делают это, и из тех, кто этим занялся, лишь немногие добиваются успеха. Однако возможность стать удачливым предпринимателем вполне реальна. Проблемы молодежного предпринимательства можно разбить на несколько основных групп:

1) поиск нового дела – молодые предприниматели могут заняться собственным бизнесом одним из двух способов: приобретая существующее предприятие или создавая новое предприятие. Вечный русский вопрос «Что делать?» в молодежном предпринимательстве звучит как «Каким бизнесом мне следует заниматься?»;

2) налоги – раньше трудность заключалась в одном: налоги были непомерно высоки. Теперь эта тема значительно расширилась: чрезвычайное усложнение и непредсказуемость налоговой системы;

3) законодательство – к самым неприятным явлениям все без исключения относят проблему законодательства. По некоторым статистическим данным, непредсказуемость, нестабильность и неясность упоминаются как проблема гораздо большим количеством экспертов и респондентов. Кроме того, многие молодые предприниматели не могут похвастаться финансовой и правовой грамотностью, что в свою очередь, как снежный ком, наслаивает проблему на проблему;

4) экономическая и политическая ситуации в целом;

5) трудности получения кредита и высокая ставка;

6) бюрократия и связанная с ней коррупция;

7) недостаток информации;

8) недостаток культуры, опыта;

9) недостаток материальной базы, а как следствие:

10) трудности с арендой;

11) недостаток производственных помещений;

12) кадровые проблемы;

13) недостаток собственных средств – финансирование деятельности нового предприятия зачастую сопряжено для молодого предпринимателя с тяжелыми испытаниями.

14) невыгодность производства;

15) отсутствие льгот;

16) отрицательное отношение к молодым предпринимателям и др.

Малый бизнес всегда сопряжен с рисками больше, чем крупный. Под риском принято понимать потенциальную, численно измеримую возможность неблагоприятных ситуаций и связанных ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков (например, ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств) в связи с неопределенностью. На рисунке 1 представлены риски, с которыми приходиться сталкиваться при создании малого бизнеса.

Рисунок 1 Основные виды рисков малого бизнеса

Производственный риск связан с производством и реализацией продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности. На этот вид риска наибольшее влияние оказывают сокращение намеченного объема производства и реализации продукции, превышение плановых материальных и трудовых затрат, снижение цен, брак, дефекты изделий, рекламации и др.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.

Финансовый риск может возникнуть при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых (денежных) сделок. На финансовый риск наряду с факторами, характерными для других видов предпринимательского риска, воздействуют и такие, как неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, ограничения на валютно-денежные операции и т.п. Мало кто из начинающих молодых предпринимателей может похвастаться достаточным для открытия дела капиталом. Идеальна ситуация, когда у предпринимателя заранее есть средства на оборудование, покупку помещения, запас на заработную плату работникам. В противном случае проблемы начинаются буквально в первые месяцы, так как даже самое рентабельное дело начинает приносить доход не ранее чем через полгода.

Инвестиционный риск возникает при обесценивании инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных ценных бумаг. Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно. Для предприятий-производителей проявление рисков заключается в возникновении угрозы остановки производства, неритмичности работы предприятия, стихийных бедствий, катастроф, аварий (наводнений, землетрясений, пожаров т.д.). Перечень рисков при создании малого предприятия приведен в таблице 1.

Таблица 1 Риски при создании малого предприятия

Стадия проекта

Вид риска

Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта

1.Подготовительная

Удаленность от транспортных узлов

Дополнительные затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы

Удаленность от инженерных сетей

Дополнительные капитальные вложения на подводку электроэнергии, тепла и воды

Отношение местных властей

Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта

Доступность услуг подрядчиков

Опасность завышения стоимости работ из-за монопольного положения подрядчика

Наличие альтернативных источников сырья

Опасность завышения цен при монопольном положении подрядчика

2. Строительная

Платежеспособность заказчика

Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплаты процентов

Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции

Увеличение объема заемных средств

Недостатки проектно-изыскательских работ

Рост стоимости строительства, задержка с вводом мощностей

Несвоевременная поставка комплектующих

Увеличение сроков строительства, выплата штрафов подрядчику

Недобросовестность подрядчика

Увеличение сроков строительства

3.Стадия функционирования

Неустойчивость спроса

Падение спроса с ростом цен

Появление альтернативного продукта

Снижение спроса

Снижение цен конкурентами

Снижение цен

Увеличение объема производства у конкурентов

Падение объема продаж или снижение цен

Появление альтернативного продукта

Снижение спроса

Рост налогов

Уменьшение чистой прибыли

Платежеспособность потребителей

Падение объема продаж

Рост цен на сырье, материалы, перевозки

Снижение прибыли из-за роста цен

 

Зависимость от поставщиков,

отсутствие альтернатив

Снижение прибыли из-за роста цен

Инвестиционные риски проявляются в основном на стадиях подготовки проекта и его реализации. Финансовые риски связаны с возникновением угрозы банкротства; неполучения дохода; с рисками операций с ценными бумагами. Товарные риски проявляются как риски дефицита товара, отсутствие спроса на товар.

Риски принято делить на внутренние и внешние. Факторы внешнего риска, как правило, касаются налогообложения, сотрудничества с органами местного управления. Сложность регистрации предприятия уже не такой актуальный вопрос, хотя для некоторых видов бизнеса и он имеет место быть. А вот налогообложение – «больная» тема и по сей день. Повлиять на него нельзя, а способы уменьшить это бремя в основном подразумевают противозаконные действия. Факторы внутренних рисков связаны с деятельностью самого предприятия.

Рисками принято управлять. Управление рисками организации – это процесс, который начинается при разработке стратегии и затрагивает всю деятельность организации. Процесс управления рисками должен начинаться на стадии разработки стратегии компании, причем с участием владельцев , т.к. они определяют максимальный уровень суммарного риска, на который готова идти компания. При изменении стратегии уровень риска должен пересматриваться.

Целесообразно, чтобы служба управления рисками была организационно независима от других функциональных подразделений предприятия и напрямую подчинялась высшему руководству. Цели у различных подразделений отличаются. Управление рисками должно охватывать все предприятие; осуществляться сотрудниками на всех уровнях; использоваться при разработке и формировании стратегии; применяться во всей организации, на каждом ее уровне и в каждом подразделении. Чтобы это сделать – нужно их спрогнозировать и придумать план действий на случай проблемной ситуации. Алгоритм управления рисками малого предприятия может иметь вид, представленный на рисунке 2.

Рисунок 2 Алгоритм управления рисками малого предприятия

В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто «держит руку на пульсе» развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями. Успех деятельности малых предприятий может быть достигнут только тогда, когда предприниматель обеспечивает систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности, когда внедряет в свое производство современные стратегии менеджмента, в том числе и риск-менеджмента.

Список используемых источников

1. Аналитический обзор ИКСИ [Электронный ресурс]https://icss.ru/

2. Альтшулер, И.Г. Диалектика бизнеса: моногр. / И.Г. Альтшулер. - М.: Пи­тер, 2014. - 431 c.

3. Анищенко, А.В. Учредитель и его фирма. Все вопросы. От создания до лик­видации: моногр. / А.В. Анищенко. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 224 c.

Просмотров работы: 521