Основные понятия определения в инновационной системе РФ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Основные понятия определения в инновационной системе РФ

Григорян О.Н. 1
1Кемеровский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ключевым фактором успешного развития финансовых и экономических отношения для любого предприятия является широкое использование коммерческих отношений. Для повышения их качества необходимо обеспечить создание инновационной продукции.

Актуальность научной статьи. Изучаемая тема имеет высокий уровень актуальности. Это обусловлено тем, что на современном этапе в самой законодательной базе РФ отсутствует полный и регламентированный список критериев и признаков, благодаря которым можно было бы точно дифференцировать инновационную деятельность от прочей.

Сегодня регламентирование инновационной деятельности возложены на закон о ФКС и федеральный закон № 223. Но не в одном из выше названных законодательных актов нет полного определения понятия «инновационная продукция». Кроме того, согласно Федеральному закону № 223, критерии по которым можно определить степень инновационности продукции устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

Цель научной статьи. Целью данной научной статьи является изучение особенностей инновационной деятельности и понятия «инновация» в целом. Впервые термин «инновация» был применён Йозефом Шумпетером в 1911 году [1]. Данный термин он определил, как «процесс систематических изменений для реализации и использования новых видов потребительских товаров» [2]. Много исследователей и учёных в своих научных трудах дают определение понятия «инновация». Так на пример, в своих научных трудах профессор В.Р. Спенсор дал абстрактное определение понятию «инновации» как «что-то абсолютно новое в определённой ситуации, которое в свою очередь может быть использовано, когда мы осознаем это» [3].

Благодаря инновационному процессу производители могут увеличивать ассортимент собственной продукции, иди же повышать потребительские свойства продукции. Согласно постановлению Росстата, под термином «инновация» принято считать итоговый результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта производственного процесса, нового маркетингового или организационного метода, используемого в процессе деловой активности [4]. С понятием «инновация» также связано инновационная деятельность. Данный термин Росстат определяет, как «вид деятельности, заключающийся в трансформации идей в технологические новые или получившие усовершенствование товары, услуги или способы производства» [4]. К инновационной деятельности относятся различные структурные мероприятия научного, технологического, организационного, финансового и коммерческого характера, совокупность которых и создаёт инновации. Что касается признаков инноваций, то в монографии Т. А. Туминой выделяются такие, как:

Использование новейших технологических разработок в производстве инновационной продукции;

Производство продукта с новыми свойствами или функциями, которыми он ранее не обладал;

Использование в производстве современных или модернизированных сырьевых ресурсов;

Образование новых рынков сбыта инновационной продукции;

До сих пор в научных работах многими учёными и экономистами принимаются попытки определения точных различий между инновациями и рядовыми усовершенствованиями. Так, к примеру, в своих научных трудах Ю.А. Яковец, рассматривает данный термин с точки зрения макроэкономического подхода. Он определил, что инновации можно отличить от простых усовершенствований по таким критериям как: [5].

Значительный скачок технологического производственного процесса на новый уровень развития;

Получение высокого уровня экономического, социального и экономического блага, в результате внедрения инновационного процесса на производстве.

Таким образом, можно сделать вывод что под определением инновации, в широком смысле, подразумевается определённый порядок действий, которые в результате приводят к качественному и эффективному технологическому процессу производства.

Под инновационной продукцией понимается новый продукт, в той или иной степени подвергшиеся технологическим изменениям в течение последних 3-х лет в результате продуктивных или процессных инноваций. Новая продукция создаётся в результате радикальных продуктовых инноваций, существенно модернизированная технологически – в результате инкрементальных инноваций, а усовершенствованная – в результате процессных инноваций. [6].

При этом не стоит забывать, что под инновационной продукцией в отечественной практике подразумевается продукция или же оказываемая услуга, которая в течении последних трёх лет подвергалась различной степени технологическим модернизациям. В исследовании Б.А. Заппарова при характеристике инновационной продукции предлагается принимать во внимание структуру и уровень самого новшества. Так, продукция может быть инновационной для мирового рынка,

для национальной экономики или же для определенного отраслевого рынка. Также продукт может являться результатом усовершенствований для конкретного предприятия и представлять инновацию лишь для него. Б.А. Заппаров приводит данные, в соответствии с которыми доля отечественной инновационной продукции на мировом рынке составляет всего 0,4%. Основной массив инновационных продуктов, произведенных в России, составляет продукция, являющаяся инновационной для разработавших ее предприятий. Данный показатель составляет 48%. На инновационную продукцию, являющуюся усовершенствованной производящим ее предприятием, приходится почти 43%. Предложенная продукция не отличается высоким уровнем инновационности [7].

Исследования в данной сфере также показали, что субъекты инновационного процесса следует разделять на такие группы:

Группа новаторов - данная группа осуществляет генерирование свежих идей, в том числе и в сфере научно-технических исследований;

Группа ранних реципиентов – данная группа осуществляет первичное освоение инновации. Одной из главных задач данной группы на начальных этапах является получение быстрого дохода за счет мгновенного продвижения инноваций на рынок;

Группа раннего большинства – чаще всего представленная большими и средними организациями, которые, в свою очередь, в числе первых ввели новшество в производство.

С увеличением качественного роста инновационной активности среди большинства развитых стран, во всём мире происходит процесс по преобразованию и внедрению новых технологий [8]. Согласно исследованиям, проведённым комитетом по инновациям «Национальной ассоциацией институтов закупок» под определением инновационной продукции подразумевается продукт, использование которого позволяет производителю получать сверх требуемый целевой эффект, при меньших ресурсных затратах, чем при использовании традиционной продукции. [9]. Также характеристику инновационной продукции можно проводить по отраслям, в которых она производится. Согласно методике ОЭСР, отрасли классифицируются по объему затрат на НИОКР и по показателю наукоемкости, а также могут относиться к одному из четырех типов отраслей:

Высокотехнологичные отрасли, к которым относятся строительство самолетов и космических кораблей, производство лекарственных препаратов, компьютеров, радио-, теле- и коммуникационного оборудования, медицинских приборов;

Среднетехнологичные высокого уровня, которые производят машинное оборудование, транспортные средства, электроприборы, химические средства;

Среднетехнологичные низкого уровня, занимающиеся кораблестроением, производством пластика и резины, добычей и обработкой металлов, минерального сырья, перегонкой нефти;

Низкотехнологичные, к которым относятся производство полиграфии, одежды и текстиля, продуктов питания, а также деревообработка.

Это означает, что инновационная продукция – это новый продукт или продукт, который был подвергнут усовершенствованию [10]. Можем сделать вывод, что инновационной продукцией является продукт, технологические характеристики которого являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.

Список использованных источников

1 Красникова Е. О., Евграфова И. Ю. Инновационный менеджмент. Шпаргалка. М.: Оке-книга 2009

2 Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. М.: Эксмо, 2007

3 Инновационный менеджмент: Учебник / Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. М.: ЮНИТИ, 2007. 368с.

4 Ермакова Т.А., Савинкова Т.А. Развитие венчурной индустрии в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. №12

5 Инновационный менеджмент: Ученое пособие / Под ред. Анынина В.М., Дагаева А.А. М.: Дело, 2009. 271с.

6 Петрова А.В. Инновационная деятельность предприятия как фактор развития экономики Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. №3

7 Логвинова П.И., Трубино И.О. Специфика разработки кадровой стратегии инновационного предприятия // Современные научные исследование и инновации. 2018. №2

8 Капева Д.В., Субботина Т.Н. Реализация программы Калужское общество «Информационное общество» и введение инноваций для повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг в МФЦ «Мои документы»

9 Иванова С.Ю. Роль инновационных технологий в обеспечении конкурентоспособности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2017. №6

10 Капаева Д.В Совершенствование корпоративной культуры организации посредством вовлечения персонала в инновационную деятельность // Современные Научные исследования и инновации. 2017. №6

Просмотров работы: 4