ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ

Булгарова З.А. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии. Стертая дизартрия - это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые различаются особой трудностью преодоления.

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже при стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности.

Основные критерии диагностики:

Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменение конфигурации.

Наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движениях языка вверх, движение пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений)

Замедленный, прерывистый темп артикуляционных движений.

Трудность удержания артикуляторной позы.

Трудность в переключении артикуляторных движений.

Стойкость нарушений произношения звуков и трудность автоматизации поставленных звуков

Нарушение просодической стороны речи.

В трудах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям весьма похожа на сложную дислалию. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии весьма затруднена. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешне похожие с другими звукопроизносительными расстройствами, в тоже время обладают собственный специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, усложняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития считается необходимым условием психологической готовности ребенка к обучению в школе, формирует предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.

С целью диагностики данного нарушения следует обращать внимание на наличие неврологической симптоматики и проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной деятельности: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, в таком случае подобные формы правомерно отнести к дизартрии. Зачастую встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.

При диагностике отличить легкую степень дизартрии от сходных с ней нарушений бывает весьма сложно, так как ряд симптомов дизартрии по форме практически идентичен симптомам иных расстройств речевой деятельности. Проблемы усложняются и тем, что дизартрия часто проявляется в структуре различных неврологических и психопатологических синдромов (детский церебральный паралич, синдром минимальной мозговой дисфункции, синдром психофизической расторможенности, задержка психического развития, олигофрения и др.) и совместно с этим сосуществует с другими речевыми нарушениями (алалией, ринолалией, заиканием). Тем не менее, это крайне важно, так как от постановки точного диагноза в большой мере зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с легкой степенью дизартрии и в соответствии с этим эффективность этого воздействия.

Несмотря на то, что у детей со стертой дизартрией не наблюдаются выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточностью координаторностью. Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер. Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У детей с паретической формой часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность. Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Литература: 

Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии/коррекционная педагогика №1, 2004, с.36-42 .

Поливара З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста,- М.: Флинта, 2013. - 140 с.

Репина З. А. Уроки логопедии / З. А. Репина, В. И. Буйко. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. 

Сборник методических рекомендаций. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. 

Соболева О. Б. Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии / О. Б. Соболева, И. Н. Гроздова // Логопед. – 2012. - №2. – С.94-102. 

Просмотров работы: 766