ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Гасниева С.О. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы можно заметить увеличение числа детей с нарушениями речи, в том числе и со стертой дизартрией. Поэтому проблема изучения особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией в настоящее время остается актуальной. Исследованием стертой дизартрии занимались такие авторы, как Е.Ф.Архипова, Е.Н.Винарская, Л.С.Волкова, О.В.Правдина, Л.В.Лопатина и др. По определению Л.В.Лопатиной, стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Нарушения произносительной стороны речи, звукопроизношения стойки по своим проявлениям и сходны с другими артикуляционными расстройствами. Они представляют весьма значительные трудности для диагностики и коррекции.

Вызывая вторичные нарушения в фонематической, лексической, грамматической сторон речи, эти нарушения мешают в школьном возрасте обучению. У детей наблюдаются специфические ошибки в чтении и письме.

Нарушения звукопроизносительной сторон речи у детей со стертой дизартрией выражается в смешении, замене, искажении, пропусках, что тесно сближает ее с дислалией.

Но при стертой дизартрии механизм и причина этих нарушений несколько иные, чем при дислалии. При стертой дизартии звукопроизносительная и просодическая сторона речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. (дыхательного, голосового, артикуляционного). А при дислалии нет нарушений иннервации.

По мнению большинства авторов, при стертой дизартрии характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Такая распространенность нарушения произношения различных групп звуков характеризуется взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

Важным условием для правильного звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы произносить звук правильно, ребенок должен научиться правильному артикуляционному укладу. Особенности речевой моторики у детей со стертой дизартрией обусловлены нарушением двигательных нервов, участвующих в артикуляции.

Исследование артикуляционной моторики показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения формирования мышц, которые иннервируются нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

Исследование функций тройничного нерва показало, что большинство детей были не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме. Движения, которые они выполняли, были неточны с наличием синкинезий, выражающихся в дополнительных движениях губ, языка. Часть детей не смогли выполнить движения из стороны в сторону, и лишь у немногих отмечалось нарушение только объема движения.

Исследование функций лицевого нерва показало, что у всех детей имелась иннервация артикуляторной мускулатуры. Часть детей выполняла движения не в полном объеме, с пониженным тонусом. Практически у всех была отмечена трудность удержания артикуляторной позы. Лицевой нерв связан с мимической мускулатурой, следовательно, у детей наблюдались трудности выполнения и мимических движений.

При исследовании функций подъязычного нерва было выявлено, что не все дети имеют движения мышц, иннервируемых этим нервом. Трудности вызывают высовывание и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика, удержание его в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством, тремором языка, пониженным мышечным тонусом, синкинезий.

Исследование функций языкоглоточного нерва показало, что для детей со стертой дизартрией характерно недостаточное поднятие мягкого неба с отклонением маленького язычка в сторону.

При выполнении заданий с переключением движений выявлялись неполные движения артикуляции, медленность в темпе, с нарушением легкости и плавности. Значительно затруднено одновременное выполнение движений, движение языка беспорядочно, иногда заменялось движениями головы вперед.

Таким образом, у детей со стертой дизартрией наблюдается нарушение, как статики, так и динамики артикуляторных движений. Наблюдается у таких детей и взаимосвязь между динамической организацией двигательного акта артикуляторных органов и кистей и пальцев рук. Это выражается в невозможности быстрого и плавного выполнения движений, наличием дополнительных движений, перестановок, персевераций, нарушение оптико-пространственной координации.

Для большинства дизартрий характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры, связанные с локализацией поражения и с дезинтеграцией всего двигательного, рефлекторного и речевого развития. Тонус в отдельных артикуляционных мышцах может изменяться по – разному. Можно выделить следующие формы нарушения тонуса мышц артикуляционной моторики:

спастичность мышц органов артикуляции – постоянное повышение тонуса в мускулатуре губ, языка, лицевой и шейной мускулатуры. При повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка в изогнутом состоянии приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряжение спинки языка способствует произношению согласных звуков смягченно. При спастическом состоянии мышц языка артикуляция сопровождается палатализацией, это, в свою очередь, может способствовать фонематическому недоразвитию. Повышенный мышечный тонус в круговой мышце рта приводит к спастичности (напряжению) губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышение мышечного тонуса в лицевых и шейных мышцах еще больше ограничивают движение в артикуляционном аппарате.

Гипотония артикуляционных мышц – снижение тонуса в артикуляционной мускулатуре. При данном состоянии наблюдается распластанность языка в полости рта, вялость губ, отсутствие возможности их плотного смыкания. Характерна гиперсаливация и полуоткрытое положение рта. Особенностью также является назализация, когда расслабленное состояние мягкого неба препятствует движению небной занавески. При этом состоянии струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот слаба.

Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. При этой форме в покое отмечается низкий тонус артикуляционных мыщц, а в речевых попытках он резко возрастает. Для этих нарушений характерна динамичность, непостоянство искажений, замена и пропуски звуков. Недостаточное развитие речевых мышц ведет к нарушению звукопроизношения. Особенно ограничено движение языка, характеризующееся недостаточным подъемом кончика в полости рта. Ограниченная подвижность мягкого неба влечет за собой нарушения звукопроизношения, что выражается в носовом оттенке голоса. Парезы мышц лицевой мускулатуры также влияют на звукопроизношение.

Список литературы:

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Астрель: Хранитель, 2006. - 319 с.

2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - Владимир: Астрель, 2008. – 319с.

3. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. Издание пятое, перераб. и доп.-Москва, 2004.- стр.32-35.

4. .Гаджиев, И.А. Дизартрия и реабилитационная работа. Махачкала: ДГПУ, 1999.- 85с.

5. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии II дефектология. – 2006. – с.10-14.

6. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.

Просмотров работы: 25