ВВЕДЕНИЕ
Данная работа рассматривает особенности озвучивания и монтаж звукового ряда в условиях формата изображения 35 мм (традиционный вариант) с применением персонального компьютера (программа Nuendo).
Нельзя не отметить, что в настоящее время всё большую популярность завоёвывают цифровые технологии съёмки и монтажа, быстро развивается система цифрового кинематографа и цифрового ТВ. Но дискуссии о преимуществах замены киноплёнки на «цифру» всё ещё продолжаются. Например, по широте экспозиции негативная киноплёнка превосходит видео. И хотя в кинотеатрах, в присутствии некоторого окружающего освещения, реальная контрастность ограничивается уровнем семи ступеней диафрагмы, сама негативная киноплёнка обеспечивает от 9 до 12 ступеней, позволяя выбирать диапазон контрастности при печати. Таким образом, некоторая степень недо- или переэкспозиции может быть исправлена в лабораторных условиях. Невозможность ускоренной съёмки для получения на экране замедленного движения - вот также на что ссылаются приверженцы киноплёнки, которые для получения некоторых эффектов могут снимать на скорости до 100 кадров в секунду. Существуют, и наверняка всегда будут существовать области, в которых единственным ответом может быть киноплёнка.
С другой стороны, в кинопроизводстве всё чаще используется технология съёмки на стандартную 35-мм плёнку с последующим переводом снятого материала в цифровой вид для последующего монтажа и мастеринга. Такой подход имеет свои преимущества, поскольку позволяет совместить качество изображения киноплёнки с мобильностью и широкими возможностями цифровых технологий в области монтажа и обработки (манипуляции с цветовой гаммой изображения, использование видеографики и спецэффектов). Ещё один плюс - сохранение цифровой мастер-копии оригинала, что имеет большое значение для хранения ценных материалов больших и не очень студий.
В настоящей работе рассматривается использование для озвучивания программы Nuendo, которая является одним из самых мощных инструментов для любого рода медиапродукции и разработана для производства звука для фильмов, телевидения, видео или игр.
Цель данной работы - создание теоретического руководства для процесса озвучивания и звукового монтажа в условиях указанной технологии.
Задачи работы:
создание звуковой разработки рекламного ролика;
обзор особенностей работы в условиях указанной технологии;
выбор оборудования, обоснование этого выбора (обзор возможностей и технические характеристики выбранного оборудования);
создание схемы расположения и соединения оборудования (маршрутизация звуковых сигналов).
ОБЗОР ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ УКАЗАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Описание технологии изображения 35-мм (традиционный вариант)
Основные технические особенности кинематографа, отличающие его от других видов записи и воспроизведения движущихся изображений таковы: фиксация фаз движения объекта на киноплёнке в виде ряда последовательных фотоснимков (кадров киноизображения) (в отличие, например, от современной магнитной видеозаписи) и последующая проекция движущегося изображения на экран.
Для того чтобы получить видимое изображение, киноплёнку после экспонирования подвергают химико-фотографической обработке, которая включает следующие операции: проявление, прерывание проявления (стоп-ванна), фиксирование, окончательная промывка, сушка.
При проявлении галогениды серебра эмульсионного слоя, на которые действовал свет при экспонировании, в проявляющем растворе восстанавливаются до металлического серебра. Зерна галогенида серебра, на которые не действовал свет, не изменяются и почернения не дают.
Процесс проявления тщательно контролируется, строго выдерживается температурный режим, время проявления, рецептура проявляющего раствора.
При прерывании проявления в останавливающем растворе (стоп-ванна) из светочувствительного слоя киноплёнки удаляются остатки проявителя. При фиксировании галогениды, не восстановленные в металлическое серебро, растворяются в фиксирующем растворе и удаляются из эмульсионного слоя киноплёнки. После этого эмульсионный слой перестает быть чувствительным к свету.
Окончательная промывка преследует цель удаления из эмульсионного слоя киноплёнки серебрянотиосульфатных компонентов и фиксирующего раствора.
После окончательной промывки негатив или позитив поступает в сушильный шкаф, где при определённой температуре высушивается, после чего сматывается в рулон.
С негатива кинофильма печатается позитивное изображение. Позитивным изображением называется фотографическое изображение с истинным распределением тёмных и светлых участков объекта киносъёмки. С одного негатива можно отпечатать не более 100 позитивов, так как в процессе печати негатив изнашивается и качество позитива ухудшается. С негатива обычно производят печать промежуточного позитива, а первичный негатив хранится на фильмоскладе.
Для массовой печати фильмокопий с промежуточного позитива печатают вторичные негативы-контратипы. Применение контратипов при печати фильмокопий позволяет сохранить негатив и ускорить процесс тиражирования фильмокопий.
Существует ряд способов печати позитива:
контактный способ при равномерном движении киноплёнок;
контактный способ с прерывистым движением киноплёнок;
оптический способ с прерывистым движением киноплёнок.
Особенности технологии озвучивания и монтажа звука
Программа Nuendo 2.0
Для озвучивания и звукового монтажа в данной работе предполагается использовать персональный компьютер и программу Nuendo - многодорожечную аудио/MIDI студию на базе PC/Macintosh.
Несколько из основных характеристик и возможности программы Nuendo 2.0:
Общие:
поддержка ASIO, MME, DirectX, mLAN и CoreAudio;
оптимизированная поддержка неограниченного числа процессоров;
нагрузка динамически распределяется на все процессоры;
поддержка технологии Intel Hyperthreading;
форматы временной линейки: временной код, футы/фреймы (16 мм, 35 мм), секунды, сэмплы, такты и доли;
возможность одновременного использования нескольких временных линеек в разных форматах;
возможность задания одной пользовательской частоты проекции;
возможность сведения в реальном времени;
широкие возможности отображения событий;
полная конфигурируемость: можно скрывать неиспользуемые пункты меню, отключать сочетания клавиш, сохранять и потом загружать пользовательские установки, сочетания клавиш и структуры меню;
переключение между различными наборами сочетаний клавиш;
возможность сохранения в пользовательских шаблонах настроек окон, организации рабочего пространства, высоты и размера треков, параметров проектов, плагинов, а также папок и файлов, используемых в проектном пуле;
лёгкое конфигурирование рабочего пространства;
конфигурируемые элементы управления треков, панели иструментов и инспектор треков;
второй список треков для фиксированных треков
Запись/Воспроизведение:
запись 16-, 24- и 32-битных аудиофайлов с частотами дискретизации до 192 КГц, в зависимости от возможностей аудиокарты;
одновременная запись нескольких аудиоканалов на дорожку, в раздельном или смешанном виде;
запись в форматах AIFF, Wave, Broadcast Wave и Wave 64 для продолжительных проектов;
воспроизведение в режиме прокрутки (jog and scrub) всего проекта;
челночная работа с проектом на фиксированных скоростях, с редактируемыми сочетаниями клавиш и фиксируемым зумом;
режимы линейной записи: нормальный, смешивание, замена;
новые режимы кольцевой записи: микс (только MIDI), поверх (только MIDI), сохранение последнего дубля;
запись в режиме «онлайн»: запись начинается при получении соответствующего сигнала по временному коду;
отдельные настройки для участков воспроизведения до и после записи (pre-/post-roll) и раздельная индикация на транспортной панели;
многочисленные настраиваемые зоны записи
Монтаж и редактирование:
недеструктивные кроссфейды в реальном времени;
расширенный редактор кроссфейдов с прослушиванием участков до и после зоны кроссфейда;
автоматический фейд и кроссфейд с устанавливаемым временем для создания плавных переходов между аудиособытиями;
редактор сэмплов со списком регионов и возможностью редактирования точек синхронизации;
неограниченное число уровней отмены с функцией истории;
второй список треков для фиксированных треков (всегда видим);
функция растягивания, позволяющая быстро удлинять материал с использованием привязки;
пресетные инструменты для создания кривых;
различные варианты закрепления длины событий, затуханий, позиций и др.;
объединение треков в папки для групповой обработки;
возможность вертикального просмотра для записи дублей;
возможность числового ввода при редактировании всех данных (событий, автоматизации);
режим редактирования для синхронизации событий и фейдов с изображением;
точки синхронизации в событиях и регионах, прокрутка звука;
обнаружение и удаление тишины;
перетаскивание и сброс регионов из редактора сэмплов в окно проекта;
автоматическое обнаружение точек для создания петель и разрывов;
автоматический выбор событий под курсором на выбранных дорожках;
пресеты увеличения в проектном окне и редакторе партий;
отмена/повтор увеличения;
анализ: статистика, спектральный анализ;
перемещение данных автоматики вместе с аудиособытиями;
изменение границ диапазона во время воспроизведения
Обработка:
встроенные обработки: импульсная модуляция, огибающая, затухание, уровень, смешивание с буфером обмена, громкость, нормализация, обращение фазы, изменение высоты, удаление DC offset, обратное воспроизведение, тишина, обращение стерео, растягивание, изменение частоты сэмплирования;
история обработки с возможностью редактирования, включения/выключения или замены предыдущих обработок;
пакетная обработка: возможность сохранения истории оффлайновой обработки как пакета;
возможность работы всех VST- и DX-плагинов в режиме «оффлайн»
Работа с видео:
поддержка форматов 24fps, 25fps, 29.97fps, 30fps, 29.97dfps, 30dfps;
видеодорожка с просмотром в виде миниатюры;
воспроизведение видеосредствами Quicktime, DirectShow, DirectX или Video for Windows;
извлечение аудио из видеофайлов, замена аудио в видеофайлах;
полноэкранный просмотр видео
MIDI/Музыка:
функция фиксации темпа, позволяющая сохранять положение событий относительно тактов и долей при изменениях темпа;
диспетчер устройств MIDI для присвоения имен устройствам и их скрытия;
64 слота для VSN-инструментов;
каналы микшера для MIDI, ReWire и VSTi;
задаваемое пользователем PPQ-разрешение дисплея;
редактор клавиш;
редактор списков;
логический редактор;
редактор барабанов;
пошаговая запись MIDI;
несколько полос контроллеров в MIDI-редакторах;
калькулятор темпа;
аудио- и MIDI-метроном;
Rewire 2
Рекомендуется:
PowerMac G4 733 MHz или выше, 512 MB RAM;
MAC OS X версии 10.2;
разрешение экрана 1152х864, два монитора [4]
Особенности работы в условиях указанной технологии
В нашем случае рассматривается вариант озвучивания готового изображения, без записи звука на съёмочной площадке. Из экспликации ролика (см. выше) видно, что необходимо 15 аудиодорожек: три речевых (продюсер, жена продюсера, диктор), одна музыкальная и 11 шумовых. (Отмечу, что на практике часто для экономии ресурсов звуковая информация с одной дорожки переносится на другую, свободную на данный момент. Такой метод позволяет существенно сократить количество используемых дорожек вплоть до 1-2 (если микшируемые шумы звучат в разное время, не пересекаясь друг с другом). Основной минус такого метода - неудобство дальнейшего сведения, т.к. значения громкости, панорамы, а также обработку различного рода приходится назначать не на весь канал в микшере, а на каждый из отдельно взятых кусочков звуковой информации (объектов). В приведённом обзоре возможностей Nuendo указано, что программа предоставляет практически неограниченное (ограниченное только ресурсами системы) количество каналов для записи и монтажа аудио, следовательно, для решения нашей задачи программа подходит идеально (при условии соответствия конфигурации компьютера указанным в обзоре требованиям). Причём актёры, озвучивающие персонажей ролика, могут записываться как по одиночке, так и одновременно, поскольку Nuendo поддерживает многоканальную запись; также шумы, участвующие в звуковой картине, могут быть записаны в студии, а могут быть взяты из звуковых библиотек, т.к. программа позволяет не только записывать звуковую информацию, но и импортировать готовые файлы. Ещё один плюс - наличие встроенных плагинов обработки звука, позволяющих обойтись без соответствующих аппаратных средств (правда, лучше использовать сторонние плагины, обеспечивающие более высокое качество обработки, например, продукцию фирмы Waves).
Поскольку изображение находится на киноплёнке, а звук будет производиться в условиях цифровой записи/монтажа, то естественным первым шагом будет перевод визуального материала с киноплёнки в цифровую форму. Задачу оцифровки оригинального киноизображения и фондовых киноматериалов для целей реставрации решают с помощью фильм-сканеров, или телекинодатчиков. Принцип работы этих приборов основан на электронном сканировании с высоким разрешением каждого кадра киноплёнки с возможностью цветокоррекции и изменения отдельных параметров, с последующим объединением полученных файлов-кадров в файл цифрового видео.
Если при переводе визуального материала необходимо изменить частоту кадросмен с 24 на 25, то обычно фильм-сканер просто разгоняют до 25 к/с. Традиционный видеоформат 25 к/с поддерживают все программы цифрового озвучивания видео; также не возникнет проблемы воспроизведения/трансляции такого изображения на обычном студийном видеомониторе. Но, в таком случае, из-за повышенной частоты кадросмен полученный видеоряд будет на 4,2% короче первоначального. Если итоговый результат остаётся в формате 25 к/с для, скажем, трансляции по ТВ, то никаких проблем не возникает - озвучивание просто делается под полученный видеоряд и монтируется с изображением. Но если изображение в итоге должно оказаться обратно на киноплёнке, то звук, сделанный под видеоряд формата 25 к/с, при воспроизведении со скоростью 24 к/с, будет звучать чуть ниже и медленнее. Для того чтобы звук воспроизводился с нормальной высотой и скоростью, необходимо будет подвергнуть его соответствующей коррекции, что может отразиться на качестве звучания.
В нашем случае необязательно менять частоту кадросмен при переходе от киноплёнки к цифровой форме видео; фильм-сканер просто сопоставляет каждому кадру плёнки файл, соответствующий кадру цифрового видео 24p. Результат озвучивания такого видео будет полностью соответствовать по скорости исходному изображению без изменения высоты тона. Однако возникает проблема трансляции такого изображения для актёров, участвующих в озвучивании - студийные мониторы, как было сказано выше, поддерживают только традиционные частоты кадросмен в 25 и 30 (29,97) к/с. В качестве решения проблемы можно использовать ещё один компьютерный монитор, установленный в помещении дикторской (видеокарта компьютера, в таком случае, должна иметь выход для подключения второго монитора, например, ещё один порт DVI (для ЖК-мониторов).
Выводы:
При работе в предложенной технологии первым этапом обязательно является перевод изображения в цифровой формат с использованием фильм-сканера. Далее возможны два варианта:
1. Перевод изображения со сменой частоты кадров на 25 к/с. При этом варианте нет проблем с согласованием оборудования, однако звукоряд, сделанный под «ускоренное видео», перед печатью на киноплёнку необходимо будет ускорить на 4,2% без сохранения высоты тона, чтобы при последующем воспроизведении со скоростью 24 к/с он звучал с нормальной высотой.
2. Перевод изображения без смены частоты кадров (24 к/с). При этом варианте нет проблем с озвучиванием, но придётся устанавливать второй компьютерный монитор для трансляции изображения актёрам, участвующим в озвучивании.
Выбор оборудования, обзор возможностей и технических характеристик выбранного оборудованиязображение озвучивание монтаж оборудование
Фильм-сканер
Фильм-сканер GoldenEye предназначен для перевода в цифровые форматы киноматериалов, снятых на цветные и чёрно-белые 16- и 35-мм плёнки. Аппарат обладает достаточно высокой производительностью - 1 кадр/с при сканировании с разрешением 4К.
В разработанном для GoldenEye программном обеспечении предусмотрен набор опций для управления процессом сканирования, в том числе, автоматическая синхронизация изображения, поэтому для работы с плёнками разных форматов (16 или 35 мм) и перфорацией (до 8-шаговой) переустанавливать что-либо в самом аппарате не требуется. Изображения обрабатываются с глубиной квантования цвета 12-бит на канал RGB. Предусмотрены режимы перемотки плёнки вперед-назад, быстрого поиска заданного кадра, возможность сохранения результатов цветокалибровки для определённого типа плёнки.
Апохроматические линзы, галогенная лампа и электронная коррекция паразитных сигналов позволяют получать в результате сканирования изображения с высоким качеством, а транспортный механизм с сенсором из трёх ПЗС для оптического считывания перфорации пленки обеспечивает чёткое позиционирование кадров. Поэтому сканирование старых архивных плёнок на GoldenEye не вызывает особых трудностей.
Компьютер
Конфигурация компьютера позволяет получить вполне комфортные условия для работы с программой Nuendo, при условии использования достаточно мощной видеокарты XFX PCI-E GeForce GTX280 (640 MHz) и внешнего звукового USB-интерфейса E-MU 0404 USB.
Видеокарта
Основные характеристики:
Чипсет: NVIDIA
Графический процессор: GeForce GTX280
Частота чипа/памяти: 640/2400 MHz
Тип памяти: GDDR3
Объем памяти: 1 Гб
Разрядность шины памяти: 512 бит
Внешняя шина: PCI-E
Частота RAMDAC: 400 МГц
Максимальное разрешение: 2560x1600 pix
Охлаждение: радиатор + вентилятор на лицевой стороне платы
Дополнительные функции: 2 DVI
Упаковка: Retail
Производитель: XFX [8]
Как видим, видеокарта удовлетворяет условиям подключения второго монитора, следовательно, может использоваться для трансляции материала в формате 24 к/с в дикторскую
звуковая карта
0404 USB - один из первых продуктов, где применён новейший ЦАП AKM AK4396 - двухканальный 24 бит 192 кГц конвертер, созданный для рынка Hi-End и профессиональной аппаратуры. ЦАП входит в линейку топовых конверторов AKM 439X и является дальнейшим улучшением архитектуры AKM advanced multi-bit. Паспортный сигнал/шум в полосе частот 20 кГц составляет 114-120 дБА. Спектр шума не имеет подъема вплоть до 80 кГц, что позволяет избежать проблем с интермодуляцией полезного сигнала и шума нойзшейпинга модуляторов. КГИ+шум заявлен в диапазоне -90..100 дБ.
Название 0404 USB содержит количество моноканалов и отражает USB- шину интерфейса. Устройство имеет два микрофонных/гитарных/линейных преампа, работающих в классе A, предусилитель для наушников, коаксиальный/оптический SPDIF, переключаемый в AES/EBU, MIDI вход-выход, и 2x2 аналоговый интерфейс на старших моделях ЦАП/АЦП от AKM.
Монитор
Новый ЖК-монитор Samsung SyncMaster 943N отличается от своего предшественника 940N быстрой матрицей со временем отклика 5 мс и динамической контрастностью 8000:1. Такой режим динамической контрастности предназначен для лучшего отображения быстро меняющихся сцен, например, при просмотре фильмов или в динамичной игре. Эти характеристики обеспечивают великолепное качество изображения при работе с монитором, что не оставит равнодушным любого пользователя.
Микшерский пульт
Микшеры серии МРМ являются идеальными для живого звука, записи, домашней студии, инсталляций. Совмещают в своем компактном корпусе большое количество функций. В этих микшерах используется, помимо всего прочего, микрофонный предусилитель GB30, используемый также в сериях GB и LX7II.
В MPM 12 предусмотрено 12 входных моно каналов, две входные стерео-линейки, 2 шины групп, 3 настраиваемых AUX-посыла. На каждой моно-линейке 3-полосный эквалайзер с полупараметрической серединой, 60-мм фейдер, insert-разрыв. На стерео-входах - 3 полосные эквалайзеры.
Серия MPM предлагает множество профессиональных функций для использования в различных применениях.
Микрофоны
KMR81 и KMR82 - это микрофоны-«пушки» с острой характеристикой направленности, которая остаётся частотнонезависимой в пределах угла приема (90° для KMR81 и 45° для KMR82). Микрофоны такого типа особенно полезны в тех случаях, когда обычный микрофон невозможно разместить в пределах желаемого расстояния от источника звука для получения достаточно высокого уровня сигнала. Потому характерным примером является его использование при кино- и видеосъёмке, когда микрофон не должен появляться в кадре.
Диаграмма направленности - суперкардиоидная, с лопастеобразным основным лепестком.
Модель KMR81i снабжена ВЧ фильтром с частотой среза 200 Гц и аттенюатором на -10 дБ.82i имеет подъём частотной характеристики в диапазоне 2-15 кГц для компенсации потерь на верхних частотах при записи сигнала от удаленных источников. Для нейтрализации этого подъёма в случае записи с близкого расстояния микрофон снабжен НЧ фильтром. Кроме того, он имеет ВЧ фильтр с частотой среза 120 Гц.
акустическая система
Студийные мониторы Equator Q10 относятся к высшей категории профессиональной акустики и содержат несколько интересных конструкторских решений. К примеру, компрессионный динамик, нагруженный на рупор, позволяет достичь больших значений громкости звука по сравнению с традиционными излучателями. При этом оси ВЧ и НЧ динамика совмещены, что улучшает равномерность звукового поля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышеизложенная работа ставила целью изучение особенностей работы с традиционным форматом изображения на киноплёнке 35-мм и цифровым звуком на персональном компьютере в ходе озвучивания и звукового монтажа рекламного ролика. В ходе работы были выполнены поставленные задачи. Естественно, был рассмотрен лишь ограниченный круг проблем, и решения, предложенные здесь, носят чисто схематический характер. Многое зависит от технологических особенностей конкретного оборудования. Здесь же, на конкретном примере, были проиллюстрированы основные понятия о принципах и методах работы в условиях указанной технологии.
Цифровые технологии стремительно изменяют традиционные процессы фильмопроизводства. Уже повсеместно монтажно-тонировочные работы выполняются по технологиям Digital Intermediate (DI) с материалами в файловой форме. Однако есть два технологических процесса, в которых решения, разработанные в прошлом, сохраняют свои позиции. Это первичная съёмка и кинотеатральная проекция фильмов, в которых информационным носителем служит киноплёнка. И если в развитии техники кинопоказа всё же намечается устойчивая тенденция к вытеснению киноплёнки файловыми носителями, то для первичной съёмки превосходство киноплёнки с её уникальными характеристиками над электронными преобразователями «свет-сигнал» сохранится еще долго. А, следовательно, будут актуальны и исследования, подобные этому.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Б. Панк "24P - Видеореволюция" (статья, онлайн-версия газеты "Эра", №11, ноябрь 2002 г., перевод с английского из «Broadcasting Equipment» Сергея Парышева);
Кинематограф <http://www.rudata.ru/wiki/Кинематограф> - энциклопедия кинематографа «RuData.ru», статья "Кинематограф";
Электронный журнал "Кинотехник", раздел "Теория";
А. Бирюков «NUENDO 2.0 - основные характеристики и возможности» (обзор, информационное агентство DOTSMEDIA, раздел «Новости техники», Мультимедиа-Клуб, 7 января 2004 г.);
В. Артёмов, Л. Чирков «Что такое монитор» (статья, архив журнала «625», №5, 1998 г.);
Фильм-сканер «GoldenEye» (обзор, архив журнала «Техника и технологии кино», №5, 2007 г.);
М. Лядов «Студийные мониторы Equator Q10» (обзор, журнал "Show.Hi-Fi.Ru", раздел "Статьи", 13.08.2008.);
А. Перегудов «Фильм-сканеры: между прошлым и будущим» (статья, архив журнала «Техника и технологии кино», №5, 2007 г.).