В условиях перехода к рыночным отношениям, реформы высшей школы меняется представление об инженерно-технических кадрах. Сегодня предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, совместные предприятия предъявляют повышенные требования к специалистам. В первую очередь их интересуют деловые, нравственные качества молодого специалиста, способного самостоятельно в добросовестно работать.
Вместе с тем, в современном обществе многие аспекты воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития.
Труд выступает воспитательным средством, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и индивид - в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.
Харламов И.Ф. выделяет следующие структурные компоненты трудолюбия:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности [2, с 365].
Нравственная ценность труда в общественном сознании и прежде всего в общественной психологии, определяется тем, насколько очевидна и прочна связь между качеством жизни человека в данном обществе и его трудом, насколько общественный труд помогает утверждению моральных норм и потребностей человеческой жизни. [4].
К.Д. Ушинский сделал вывод о том, что внутренняя духовная животворящая сила труда служит источником нравственности, что самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно готовить его не для счастья, а для труда [1, с 359].
Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, радость творческого труда выступают источниками самоутверждения личности. Признание высокой общественной значимости труда возвышает человека. А.С. Макаренко считал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. «Только участие в коллективном труде, позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющему от труда» [2, с 298].
Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в своем будущем
Добровольное отношение к труду – основа нравственности каждого гражданина.
В процессе формирования отношения молодого человека к труду нет ничего более важного, чем личный пример родителей, всех старших членов семьи.
Таким образом, проблема духовно - нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной работе семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема будет решена. Воспитание нравственности в труде проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться в процессе любой целесообразной деятельности.
Литература:
1. Харламов, И.Ф.Педагогика:Учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2003,- 519с.
2. Электрон.ресурс.- Режим доступа.- http://www.bibliofond.ru