ТРУД КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТРУД КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Пустоляков Д.Е. 1
1ИАТУ , самолето – и вертолетостроение
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях перехода к рыночным отношениям, реформы высшей школы меняется представление об инженерно-технических кадрах. Сегодня предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, совместные предприятия предъявляют повышенные требования к специалистам. В первую очередь их интересуют деловые, нравственные качества молодого специалиста, способного самостоятельно в добросовестно работать.

Вместе с тем, в современном обществе многие аспекты воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития.

Труд выступает воспитательным средством, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и индивид - в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.

Харламов И.Ф. выделяет следующие структурные компоненты трудолюбия:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности [2, с 365].

Нравственная ценность труда в общественном сознании и прежде всего в общественной психологии, определяется тем, насколько очевидна и прочна связь между качеством жизни человека в данном обществе и его трудом, насколько общественный труд помогает утверждению моральных норм и потребностей человеческой жизни. [4].

К.Д. Ушинский сделал вывод о том, что внутренняя духовная животворящая сила труда служит источником нравственности, что самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно готовить его не для счастья, а для труда [1, с 359].

Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, радость творческого труда выступают источниками самоутверждения личности. Признание высокой общественной значимости труда возвышает человека. А.С. Макаренко считал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. «Только участие в коллективном труде, позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющему от труда» [2, с 298].

Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в своем будущем

Добровольное отношение к труду – основа нравственности каждого гражданина.

В процессе формирования отношения молодого человека к труду нет ничего более важного, чем личный пример родителей, всех старших членов семьи.

Таким образом, проблема духовно - нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной работе семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема будет решена. Воспитание нравственности в труде проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться в процессе любой целесообразной деятельности.

Литература:

1. Харламов, И.Ф.Педагогика:Учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2003,- 519с.

2. Электрон.ресурс.- Режим доступа.- http://www.bibliofond.ru

Просмотров работы: 700