ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Трофимов В.А. 1, Молчанов К.Д. 1
1ИАТУ УлГТУ, Самолётостроительный, Информационные системы и технологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенности полиэтнической среды влияют на социальное становление человека.

Известно, что выделяют два уровня этнического самосознания – идеологический и социально-психологический. В процессе формирования идеологического и социально-психологического этнического самосознания происходит развитие полиэтнической культуры субъектов многонациональных пространств под воздействием идеологов полиэтнической культуры. Каждому народу приписываются этнические стереотипы – это приписывание каких-то черт народу. Надо отметить, что они не лишены реальности, но в целом их неправомерно оценивать как характеристику народа.

Развитие полиэтнической культуры заключается в создании условий механизмов и технологий интеграции личности в глобальную, международную межнациональную культуру. При этом необходимо определить способы нахождения поддержки развития личности и заложить в неё способы самореализации, адаптации в полиэтнической среде.

Зарубежные исследователи считают, что самыми мощными силами, противостоящими межэтнической агрессии, личное знакомство людей разных наций, так как именно анонимность облегчает прорывы агрессивности, воодушевляет людей одним идеалом. Также урегулированию межэтнических конфликтов, по мнению зарубежных учёных, поможет введение надгрупповых целей, которые будут привлекательны обеим конфликтующим сторонам: экологические проблемы, стихийные бедствия, эпидемии. Достичь целей возможно только при объединении усилий обеих сторон. На наш взгляд, такое творческое отношение к разрешению конфликтов при помощи надгрупповых целей пока возможно только теоретически.

В процессе социализации личности формируется этническая идентичность. Роль семьи, ближайшего окружения, образовательных учреждений отмечаются в любой литературе. В социальной психологии решающее значение формирования когнитивных этнических представлений придаётся процессу взаимодействия при вполне благоприятных межэтнических отношениях. В этносоциологии придаётся большое значение общению в полиэтнической среде в процессе социального становления человека.

Этническое самосознание – это своего рода последний рубеж сохранения этничности, так как в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и общая территория, и даже культурные традиции. Но пока сохраняется этническое самосознание присутствует и образ этнического «мы» [1, c. 102].

Социальное становление человека в полиэтнической среде осуществляется через индивидуальный поиск и ценностный выбор личности. Умение вести диалог, совместно решать социально-этнические проблемы взаимодействия с конкретными людьми и группами разных этнических групп исходят из принципов сознательной толерантности.

Современная идеология сосуществования многочисленных этносов в России опирается на принципы равноправного взаимодействия культур между собой и культуры мировой, общечеловеческой цивилизации и этнической толерантности как доминанты культуры межнациональных отношений.

В результате демографических особенностей расселения народов, исторически сложившихся с давних времён, ни одна нация или народность не живёт обособленно от других в границах своей территории. Практически во всём современном мире внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов. Ярким примером тому является Российская Федерация – многонациональная, поликультурная страна.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надёжно проверенные временем и историческим отбором знания, умения и навыки человечества, являются прекрасным средством в деле социального становления личности.

Развитие полиэтнической культуры членов общества позволяет избежать острых форм межэтнической неприязни, порой переходящей в открытый конфликт.

В российской науке в ответ на социокультурные условия: глобализацию и всплеск полиэтнических конфликтов, рост этнического самосознания наций, усилился интерес к проблеме социального становления человека в полиэтнической среде.

В контексте проблемы социализации личности в полиэтническом пространстве  следует говорить об этнической толерантности, как об одном из важнейших свойств личности. Как уже отмечалось, в современном общественном развитии резко возросла роль этнического фактора.

Формы и методы межнациональных мероприятий могут быть самые разные. Следует продолжать и традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы. А применение новых методов и технологий в этнокультурном образовании выведет данные мероприятия на новый, более современный уровень, более привлекательный для «продвинутой» молодёжи.

Таким образом, социальное становление человека, проживающего в полиэтнической среде, подвергается влиянию этнических особенностей и устремлено в будущее.

Литература:

Заседание Совета по межнациональным отношениям [Электрон. ресурс] – 2012. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/16292.

Всероссийская перепись населения [Электрон. ресурс] – 2010. – Режим доступа:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

Просмотров работы: 87