СИСТЕМА СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЕ В КАНАДЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СИСТЕМА СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЕ В КАНАДЕ

Полюшин Д.А. 1
1ИАТУ, факультет «Самолетостроительный»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, чтоКанада является одной из самых богатых стран мира. Так, на нужды образования в расчёте на душу населения Канада тратит больше, чем многие другие страны: ежегодно на эту сферу из бюджета выделяется более 7% от ВВП. Вследствие хорошего финансирования качество образования в Канаде очень высокое, однако, при этом стоимость его привлекательно низкая.

Канадские дипломы общепризнаны в мире и пользуются большим уважением. Уровень образованных людей в Канаде достаточно высок – более половины жителей страны продолжают учёбу после 15 лет.

В Канаде нет единого государственного министерства образования. Управление образованием децентрализовано, т.е. за эту сферу отвечают провинциальные министерства образования, которые координируются Советом министров образования. Провинциальные системы образования похожи друг на друга, но учитывают собственные культурные, исторические особенности, национальный состав. Таким образом, в Канаде не существует общей образовательной системы – существует 10 провинциальных и 2 территориальные.

В настоящее время в Канаде насчитывается около 180 государственных и негосударственных колледжей, в которых учится более 300 тысяч студентов. За качество обучения отвечает ACCC (Association of Canadian Community Colleges/Ассоциация канадских общественных колледжей).

Колледжи в Канаде делятся на три типа:

- общественныеколледжи (Community Colleges)

-техническиеинституты (Technical Institutes)

-колледжисистемы CEGEP (College d’Etudes Generales et d’Education Professionnelle)

Общественные колледжи предлагают академические программы, направленные на то, чтобы помочь студентам поступить в вузы. Многие университеты сотрудничают с такими колледжами: выпускники колледжа могут поступить сразу на второй курс университета-партнёра. Как правило, в таких колледжах существуют отделения для обучения английскому языку в качестве иностранного.

В технических колледжах студенты могут получить профессию за короткий срок (2 года), поэтому их можно сравнить с профессионально-техническими училищами. В колледжах подобного типа много внимания уделяется практике: большинство занятий проходят не в аудиториях, а в лабораториях и мастерских. После окончания таких колледжей студенты получают либо сертификаты, либо дипломы – в зависимости от специальности и программы обучения.

Колледжи системы CEGEP наиболеераспространены во франкоязычной провинции Квебек. Это учебные заведения французского типа – колледжи общего и профессионального образования, осуществляющие обучение по техническим специальностям. В них поступают после окончания школы и готовятся к поступлению в университеты, либо получают самостоятельную техническую специальность. Поскольку в Квебеке дети учатся в школе 11 лет (в других провинциях – 12-13), то перед поступлением в вуз они должны ещё два года заниматься на подготовительном отделении в колледже системы CEGEP.

Популярными в Канаде являются Career Colleges, предлагающие профессиональное образование. В них преподают люди, привлеченные с производства, знающие как выполнять реальную работу. Общий список специальностей занимает несколько листов. Выпускники годовой сертифицированной программы приступают к работе или могут пойти на второй год обучения, по окончании которого выдается диплом. Диплом Career Colleges уважаем работодателями и приемными комиссиями университетов, в которые поступают выпускники на третий год обучения. Стоимость обучения в Career Colleges сопоставима со стоимостью обучения в университете.

В канадских колледжах действуют разные образовательные программы, например:

Сертификатные (0,5-1-1,5 года), по окончанию которых студент получает сертификат парикмахера, пожарного, помощника секретаря и др.

Дипломные программы (2-3 года) позволяют студентам получить диплом более сложных профессий: бухгалтер, маркетолог, программист и др.

Программы поствысшего образования представляют собой курсы повышения квалификации или переквалификации. Таким образом, студенты могут получить дополнительную профессию к уже имеющейся. Значительным плюсом является практическая направленность подобных программ – студенты проходят длительную оплачиваемую практику.

Программа на степень бакалавра дает возможность получить степень в колледжах по некоторым специальностям – например, туризму и гостиничному делу, компьютерным технологиям, бизнес-администрированию.

Высшее образование в Канаде, как и в большинстве западных стран, делится на три ступени:

Базовое высшее (Undergraduate), продолжительность которого составляет не менее 3 лет. По окончании выпускникам присваивается степень бакалавра.

Магистерские программы (Graduate), срок обучения, по которым длится 1-2 года, выпускникам присваивается степень магистра.

Докторантура (Postgraduate), продолжительность обучения в которой составляет 4 года. Выпускникам присваивается степень доктора философии (PhD).

Все вузы входят в Ассоциацию университетов и колледжей Канады (AUCC), которая ежегодно переиздаёт официальный справочник высших учебных заведений (Directory of Canadian Universities) [3].

Примечательно, что в Канаде нет частных университетов (только несколько закрытых религиозных вузов). Высшие учебные заведения этой страны на две трети финансируются из госбюджета и общественных фондов.

В настоящее время в Канаде насчитается около 100 университетов, количество студентов в них колеблется от 1 000 до 35 000 человек. При поступлении в разные вузы для абитуриентов не существует какого-либо единого экзамена, поскольку каждый университет устанавливает свои правила. Будущий студент может выбрать вуз в соответствии со своими пожеланиями и языковыми предпочтениями – есть университеты с английским языком преподавания, есть – с французским. В некоторых обучение ведётся на обоих.

Учебный год в канадских университетах длится, как и в России – с сентября по май. В некоторых вузах действует семестровая или триместровая система, которая даёт студентам возможность учиться по всем программам даже в течение лета.

Одной из сильных сторон канадских университетов является тесная связь науки и практики. Студенты проходят хорошую практику по выбранному профилю на предприятиях и в учреждениях. Подобные стажировки оплачиваются. Кроме того, многие вузы оснащены уникальным лабораторным оборудованием, которое позволяет проводить различные научные исследования.

На дневном отделении в университетах Канады учатся более полумиллиона человек, причем численность студентов в различных вузах колеблется от 1000 до 35000 человек. Женщины составляют более половины всех студентов.

Отличительной чертой канадского образования является существование "co-op programs" - сочетание учебы и легальной работы по специальности. Это возможно после успешного завершения двух-трех семестров обучения (для аспирантов после первого семестра). Компании нанимают студентов/аспирантов на 4-8-12 месяцев по специальности. Причем все это время студент остается студентом, семестр учебы (или два) чередуется с работой по профилю. Сам процесс отбора на работу очень серьезный. Студенты пишут резюме, сопроводительные письма, подают их на рассмотрение в интересующие компании, список которых с указанием должностей публикуется университетом. Фирмы отбирают студентов на интервью, студенты ранжируют фирмы в порядке предпочтения. Со-ор отдел университета старается максимально помочь каждому студенту и каждой заинтересованной компании.

Что касается высшего педагогического образования в Канаде, то профессионально-педагогическая подготовка студентов представляет собой многоуровневую, многоступенчатую систему, включающую следующие блоки: общепрофессиональная подготовка; психолого-педагогическая подготовка; предметная подготовка; педагогическая практика.

Компоненты общей системы профессиональной подготовки учителя относительно самостоятельны и в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены, выполняют специфические задачи, направленные на достижение главной цели - подготовки учителя, удовлетворяющего современным общественно-политическим, социально-экономическим, морально-нравственным, социокультурным требованиям.

Общепрофессиональное образование - особая часть программы подготовки учителей, которой отводится приоритетная роль в интеллектуальном развитии студентов и учителей.

От учителей всегда ожидают глубоких знаний и искусного владения общими знаниями, поскольку они несут ответственность за образование молодежи и должны быть образцами хорошо образованных людей. Занятия по блоку предметной подготовки на педагогических факультетах университетов Канады проводят преподаватели факультетов гуманитарных и естественных наук [1].

Важнейшим компонентом вузовской системы профессионально-педагогической подготовки студентов является общепедагогическая подготовка, которая обеспечивает общий уровень сформированности системы знаний, умений и навыков у будущих учителей. Задача профессиональной подготовки заключается в вооружении будущих учителей знанием основ современной педагогической науки, умениями и навыками организации образовательного процесса.

Канадская система высшего педагогического образования, как отмечает С.С. Боднар, является гибкой и эффективной в экономическом и педагогическом аспектах. Она позволяет оперативно регулировать подготовку специалистов, поскольку студенты определяют темп, характер, уровень обучения в соответствии со своими целями. Характерной чертой канадской системы подготовки педагогических кадров является направленность на оперативное удовлетворение образовательных потребностей личности, исключая однобокость теоретической или практической подготовки.

Литература:

Боднар С. С. Современное состояние и тенденции развития системы непрерывного педагогического образования в Канаде / С. С. Боднар: автореф. дис… канд. пед. наук. Казань, 2011. 24 с.

Educating children in the United States and Canada [Электронныйресурс].-Режимдоступа.-http://www.eolss.net/Sample-Chapters

Schweitzer T.T. The state education in Canada. Montreal ; Quebec, 1995;Higher education in Canada: different systems, different perspectives / Ed. G. A. Jones. N.Y.,1997.- 366 P.

Просмотров работы: 8