Реализация в бухгалтерском учете информационных технологий в сфере цифровой экономики. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Реализация в бухгалтерском учете информационных технологий в сфере цифровой экономики.

Коржова О.В. 1, Маркова Л.В. 1
1ВГЛТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы наиболее важным стал вопрос использования передовых информационных технологий в различных сферах деятельности, в частности, и в бухгалтерском учете. В связи с этим встал вопрос о перспективах развития профессии бухгалтера: начнет ли она постепенно уходить с рынка труда или же начнется новый виток в ее развитии.

Кардинальные изменения в роли информации, как фактора общественной жизни, определили в качестве мега-тренда социально-экономического развития формирование экономики знаний с преобладанием неосязаемых факторов создания стоимости, новых бизнес-процессов и цифровых технологий функционирования информационной среды. В этом контексте приобретают актуальность вопросы переосмысления роли и места бухгалтерского учета в системе информационного обеспечения управления экономическими процессами, поскольку его функционал традиционно включает сбор, обработку и предоставление экономической информации о деятельности хозяйствующих субъектов[1].

День за днем новые технологии проникают во все большее число сфер общественной жизни. Бухгалтерское дело не осталось без внимания, теперь информационные технологии напрямую связаны с профессией бухгалтера. В статье поднимается вопрос трансформации этой профессии в новых, «цифровых», условиях.

В этих условиях чрезвычайно важно обучение пользователей именно базовым информационным технологиям, которые являются фундаментом для построения компьютерных информационных систем любого класса сложности.

Изучение компьютерных систем бухгалтерского учета следует осуществлять на примере комплексных систем масштаба среднего предприятия (например, 1С: Предприятие). Именно эти системы обеспечивают изучение универсальных бухгалтерские информационных технологий, включая ввод и подготовку первичных документов, выполнение, учетных функций, формирование отчетов, справок и т. п [3].

Достаточно долго профессия бухгалтера является одной из наиболее востребованных профессий на рынке труда и последние несколько лет она претерпела серьезные изменение, так как переход к рыночной экономике дал толчок к развитию новых технологий, которые были внедрены и в бухгалтерское дело

Бухгалтерский учет является центральным компонентом системы управления любым объектом. Бухгалтерскую информацию используют различные категории персонала предприятия для принятия управленческих решений: ме­неджеры, экономисты, финансисты, организаторы производства и т.п. Бухгалтерская информация в виде отчетов — бухгалтерский баланс, приложения к бухгалтерскому анализу — необходима также внешним пользователям — сторонним организациям и предприятиям, налого­вым органам, органам власти, инвесторам и т.п. От бухгалтерской ин­формации зависят многие управленческие решения, и информацион­ная система бухгалтерского учета оказывает наиболее существенное влияние на эффективность автоматизации управления.

Одной из основных элементов системы бухгалтерского учета является информационная составляющая двух подсистем — управленческий и финансовый учет. Так же, можно заметить переориентирование с контрольной функции на информативную, основанную на систематизации точек цифровой трансформации организации. Необходимо создание новейших характеристик, методов сбора и обработки экономической информации, а также её интеграции с информацией о внешней среде и других сторонах бизнеса [2].

Бухгалтер уже перестал быть обыкновенным сотрудником, ведущим бухгалтерский учет, профессия за последние несколько лет изменилась достаточно сильно за счет введения тех же цифровых технологий. То есть те изменения, что мы рассматриваем, касаются не только самого учета, но и бухгалтерской профессии.

Большинство ученых считают, что ключевыми ориентирами изменений, в области модернизации теории бухгалтерского учета и отчетности в условиях цифровой экономики будут следующими:

- расширение отражения области деятельности организации в учете;

- повышение качества и оперативности учета;

- выявление и увеличение числа новых объектов учета;

- разработка инновационных методов оценки новых объектов учёта;

- формирование подходов к интегрированию различных видов учёта;

- использование более совершенствованных отечественных и зарубежных информационных технологий;

- разработка теоретических, методических и прикладных аспектов развития бухгалтерского учёта [5].

Особое внимание стоит уделить изучению возможностей оценки новых объектов учета, в качестве которых выступают интеллектуальный человеческий капитал, предпринимательская деятельность, клиентская база, инновационные продукты, результаты НИОКР, РИД и т.п. [3]. Прослеживается вовлечение в систему бухгалтерского учёта данных неэкономического характера. Реализовываются новые разработки IT-технологий, таких как облачные технологии, открытые технологические платформы, электронные справочно-информационные системы, создание единого международного формата и содержания финансовой отчетности в электронном виде XBRL. Очевидно, это даст возможность создания такой национальной системы бухгалтерского учёта, в которой интегрируются данные, определяющие состояние внутренних бизнес-процессов предприятия и внешней среды.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определена цель профессиональной деятельности бухгалтера[1]. Согласно данной цели бухгалтер должен быть глубоким аналитиком, который формирует учетную политику, ставит новые задачи, занимается информационным обеспечением управленческих решений. Считаем, что более корректно будет сформировать эту цель так: «формирование учетно-контрольной и аналитической информации, необходимой для заинтересованных пользователей, для выработки экономических решений».

Рынок труда на протяжении последних лет имеет высокий уровень постояннойвостребованности бухгалтеров. Значительно растет число бухгалтеров, желающих повысить свой профессиональный уровень, что неуклонно является залогом будущего этой исторической профессии- рост квалификационного уровнябухгалтеров, позитивная тенденция развития профессии[6].

«Цифровая экономика» расширяет возможности современного бухгалтера, повышает качество и оперативность учета; формирует современные инновационные подходы к интегрированию различных видов учёта; позволяет разрабатывать теоретические, методические и прикладные аспекты развития бухгалтерского учёта; увеличивает круг необходимых этим специалистам компетенций[4]. Возникающие в процессе развития рынка новые потребности работодателей обусловливают необходимость введения новых образовательных программ вузов и профессиональных стандартов, повышение квалификации, использование в профессиональной деятельности последних достижений цифровой экономики, внедрение передовых информационных технологий и результатов научно - технического прогресса, ознаменованное появлением новых технических средств переработки экономической информации.

Список литературы

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция 28.11.2018 года).

Материалы Президентского совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Проект Программы «Цифровая экономика». 6 июля 2018. с.5.

Безрукова Т.Л. Особенности устойчивого развития предпринимательской деятельности в инновационной экономике/ Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Борубаева Г.Н., Володина Е.А// Актуальные направления научных исследований ХХI века;: теория и практика. 2016 Т.4№3 (23). С.62-64.

Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: Макс Пресс, 2017. с.100-107.

Забудьков В.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении социально-экономическими отношениями / В.А. Забудьков, Т.Л. Безрукова
// Студенческий научный форум - 2018 X Международная студенческая электронная научная конференция. 2018.

Карпова Т.П. Направления развития бухгалтерского учета в цифровой экономике. // Известия СПБГЭУ. 2018. №3 (111) с. 52-57.

Просмотров работы: 17