Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: П. Ф. Лесгафта, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, а также М. Г. Колесниковой, Н. И. Куинджи, Л. Г. Татарниковой, Т.Ф.Ореховой и др.

Опыт системного использования здоровьесберегающих технологий в образовании проанализирован в трудах Р. И. Айзмана, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, Н. К. Смирнова и др.

В педагогической литературе достаточно активно ведется разработка теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды нашли также свое отражение в работах Р.И Айзмана, Т.А. Берсеневой, В.В. Ильюшенкова, В.Р. Кучма, Н.А. Литвиновой, Б.Н. Чумакова, Ю.П. Шорина.

Однако, несмотря на достаточную изученность данной проблемы, следует отметить, что ряд вопросов остаётся открытым, что подчёркивает необходимость её более основательного изучения. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье, внимания ученых и практиков заслуживают факторы самой системы образования.

Целенаправленно проблему сохранения и укрепления здоровья детей российское общество пытается решить еще с начала XX века. С того времени, когда в 1904 г. вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника».

Л. С. Выготский в своих исследованиях подчеркивал, что главной задачей обучения является обеспечение условий (комфортных) для развития внутренних сил и возможностей ребенка.

Современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи говорили о необходимости гуманистического подхода (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). Этот подход предполагает вовлечение в него самого ребенка, где будут царить отношения сотрудничества, созданы условия для индивидуально-творческого развития, ситуация успеха для каждого ребенка и каждый ребенок должен иметь собственную жизнь и свой духовный мир. И как мы уже знаем, создание таких условий способствует активизации процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка и сохранению у ребенка здоровья [1].

В понятии «здоровье» мы можем выделить четыре, взаимовлияющие друг на друга, составляющие: здоровье психологическое, духовное, физическое и социальное. Каждая составляющая здоровья в разной степени влияет на формирующуюся личность. Здоровый и гармонически развитый ребенок прекрасно себя чувствует, получает удовольствие и удовлетворение от образовательной деятельности, стремится к познанию и самопознанию, овладевая не только учебными знаниями, но и сокровищами культуры.

Понятие «здоровьесбережение» в науке рассматривается как ценность, система, процесс и результат (взгляд на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М. М. Яловенко).

С. Г. Палий определяет здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс как «...специально организуемый и управляемый процесс, охватывающий... весь школьный коллектив, выполняющий разнообразные функции в условиях разных структурных подразделений» [2].

Здоровье детей является предметом первоочередной важности в любом обществе вне зависимости от социально-экономических и политических ситуаций. Здоровьесберегающее образование рассматривается в качестве важнейшего приоритета общества так как от этого зависит будущее государства, генофонд, научный и социально-экономический потенциал общества.

В программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. сформулирована цель:

- обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

- повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны [1].

Это становится возможным в современной системе образования при условии:

- организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, мотивирующей учащихся к здоровому образу жизни;

- создания гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания;

- обеспечения сквозного психолого-педагогического сопровождения в течение всего процесса образования: дошкольного, начального основного общего и среднего (полного) общего, для развития и самореализации любого ребенка.

С введением новых образовательных стандартов, реформированием государственной образовательной системы, вызывает деструктивное поведение и порождает появление депривации в процессе обучения, и тем самым отдаляет ребенка от удовлетворения жизненно важных и личностно значимых потребностей.

Дошкольное учреждение, являясь первым звеном системы образования и фундаментом для последующего обучения детей, успешного усвоения ими новых знаний, умений и формирования компетенций, может обеспечить своевременное развитие ребенку. В возрасте 3–7 лет, в настоящее время, у ребенка наблюдается формирование ключевых качеств, важных для современного общества, таких как способность к поиску знаний, креативность.Важно помнить, что еще до поступления в школу ребенок потеряет желание учиться, если будет сохраняться чрезмерная нагрузка.

В исследованиях ученых отмечается, что к будущим первоклассникам (а это возрастной кризис семи лет), предъявляются повышенные требования.

Таким образом, уже на входе в начальную школу формируется значительная «зона депривации». Современная система дошкольного образования на данном этапе не может решить возникающих в этой зоне проблем, а, напротив, усугубляет их (психологи констатируют сильный рост демотивированности и школьной тревожности у детей, поступающих в первый класс после предшкольной подготовки в нулевом классе) [2].

В исследованиях ученых (Л. Н. Бережновой, С. В. Ваторопиной, Л. А. Кумарина, Л. А. Ядвиршис и др.) отмечается, что ребенок теряет желание учиться, отчуждается от процесса обучения не только в старшей школе, но уже и в начальной школе.

Повышается вероятность попадания ребенка в депривационную ситуацию, так как «зона депривации» далеко не единственная «зона» на стыке дошкольного образования и начальной школы. Это проблема появляется из-за несоответствия требований, предъявляемых к младшему школьнику – они завышены, этот связано с появлением новых школьных предметов, с сильным усложнением содержания классических дисциплин. Но может быть, современный младший школьник появившиеся перегрузки сможет преодолевать без проблем для своего психофизиологического, личностного развития и здоровья, и он готов к такому темпу обучения [2].

Множественные исследования психологов и педагогов показывают обратное – не все дети, приходящие в школу, могут осваивать, в предусмотренном для этого темпе, общеобразовательные программы. Л. С. Выготский и Ж. Пиаже, утверждали, что ребенок – это не маленький взрослый, и у него иная логика, и другое, не такое, как у взрослых, восприятие окружающего. По сути первоклассник – это еще дошкольник, который, приходя в школу уже мотивирован на учебу, имеет свое определенное представление о замечательном интересном мире, образе хорошего ученика, с эмоционально-положительным отношением к школе, стремлением соответствовать. Формированию представления о себе как ученике способствует учеба в первом классе. Старший школьный возраст – может также приводить к отчуждению. Несформированность таких процессов, как собранность и внимание, умение управлять собой, принуждать себя к преодолению усталости, скуки, устойчивая работоспособность, высокий уровень мотивационного развития, стойкий познавательный интерес, хороший самоконтроль, ответственность и самостоятельность будет неизбежно приводить к перегрузкам, перенапряжению, утомлению организма, трудностям в усвоении знаний, формированию компетентностей. А это не позволит школьнику быть успешным в обучении, многократно повышая риск возникновения депривации, отчуждения в образовательном процессе. Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: отвержения, одиночества, чувствах обособленности, потере Я и вследствие ведет к ухудшению здоровья ребенка . [3].

Изучив проблемы здоровьесбержения в образовании, возникает вопрос, как помочь детям справится со стрессом.

Что бы ребенок мог успешно справляется со стрессом, он должен быть психологически здоровым.

Как известно, психологическое здоровье – совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Выделяют три уровня психологического здоровья: дезадаптивный, адаптивный и креативный . Основными критериями креативного уровня психологического здоровья являются следующие: стремление к самопознанию, самопониманию и самопринятию; стремление к самовыражению, к актуализации своих личностных потенциалов, к утверждению себя среди других[1].

Современные исследования в области психологии здоровья позволяют отнести креативность к чертам, свойственным здоровой личности, а свободное творческое самовыражение признать одним из основных критериев антропоцентрического эталона здоровья [3].

Список использованных источников

1.Безруких, М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей/ М.М Безруких // Магистр. – 1999. – № 3. – С. 30–38.

 2.Вайнер ,Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся/ Вайнер ,Э.Н.  // Валеология. 2003. –C.214.

3.Кузнецова, Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования/ Л.М Кузнецова // Перемены. – 2010.–С.84-97

Просмотров работы: 216