ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДА ВУЗА, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДА ВУЗА, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Пашкина О.А. 1, Волкова Е.А. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня в российском обществе в политической, социально-экономической и научнотехнической сферах постоянно происходят те или иные изменения, которые отражаются и на системе высшего образования, требуя от нее опережающего развития, вбирающего в себя новейшие тенденции в теоретической и практической дидактике.

Отсюда образовательная среда современных вузов страны стала зависимой от информационных технологий, что привело к поиску новых инструментов, форм и методов как в процессе обучения отдельным дисциплинам, так и при управлении в рамках всего вуза. [1].

В настоящее время каждое учебное заведение создает свою ИОС, опирающуюся на информационное пространство всего общества. Понятие ИОС рассматривается в работах достаточно большого количества ученых, однако до сих пор нет единого определения, точно характеризующего сущность ИОС. Каждый автор, проводя исследование в этой области, заостряет внимание на интересующих его аспектах, что создает трудности в понимании целостной картины данного изучаемого объекта.

В связи с этим существуют множественные различные подходы к ее трактовке. Анализ работ Ю. С. Брановского, Б. В. Вишневецкого, Е.З.Власовой, Р. Ю. Гурниковской, О. А. Ильченко, В. И. Солдаткина и др. позволил нам выделить несколько точек зрения на содержание понятия «ИОС»

Б.В. Вишневецкий под ИОС понимает систему компьютерных сетей и средств телекоммуникаций, средств дистанционного обучения, справочных материалов, словарей, дополнительной литературы, всех сопутствующих учебному процессу материалов, необходимых и достаточных для получения качественного образования по определенным специальностям или программам, а также средства их разработки, хранения, передачи и доступа к ним [4].

Так, Е.З. Власова Предлагается рассматривать информационную образовательную среду университета как комплекс систематизированных современных образовательных ресурсов (включая телекоммуникационные) с необходимым методическим, технологическим и техническим сопровождением, обеспечивающий условия для организации, проведения и управления образовательным процессом и его качеством на всех ступенях образования [5].

Мы остановимся на понятии, которое в своем исследовании приводит И.Н. Мовчан, где под ИОС понимается система программно-аппаратных средств и психологопедагогических условий, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса [13].

Что касается вопроса разработки и использования ИОС высших учебных заведений, как фактора повышения эффективности научно-исследовательской деятельности педагогических работников, то здесь стоит учесть несколько направлений работы, одно из которых было предложено С.Л. Атанасяном, а именно: «Положительный вклад в развитие научно-исследовательско сферы деятельности ВУЗа смог бы внести специальный Интернет-сайт, посвященный научным разработкам преподавателей и студентов образовательного учреждения. Такой информационный ресурс, являясь частью ИОС, должен иметь следующие разделы или тематики контента:

научные статьи студентов, преподавателей и сотрудников педагогического вуза;

электронные версии печатных научных изданий, публикуемых в вузе;

научные телеконференции по профилю научных исследований организации, включающие электронную доску объявлений, возможность ведения дискуссии по научным или методическим проблемам;

свободно распространяемые и демонстрационные версии электронных информационных ресурсов, созданных в вузе в результате научных исследований» [1].

Как показывает практика, определенный вклад в развитие научно-исследовательской компоненты ИОС может внести специфика информатизации научно-исследовательской работы отдельных кафедр, представляющих отдельные конкретные тематики научных исследований, проводимых в педагогическом вузе.

Список литературы:

Атянасян С.Л. Научно-исследовательская компонента информационной образовательной среды педагогического университета // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-komponenta-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-pedagogicheskogo-universiteta (дата обращения: 13.11.2018).

Бужинская Н.В. Применение метода командной работы в информационно-технологической подготовке студентов вузов // Наука и перспективы. – 2018. – № 2. – С.14-19.

Василина Д.С., Нуриева Г.Ю., Юланова Д.М. Информационно-образовательная среда современного вуза // Известия ВГПУ. 2017. №2 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-sovremennogo-vuza-2 (дата обращения: 14.11.2018).

Вишневецкий В.Б. Информационно-образовательная среда вуза как фактор повышения качества обучения // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obucheniya (дата обращения: 14.11.2018).

Власова Е.З. Информационная образовательная среда университета // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-universiteta (дата обращения: 14.11.2018).

Волкова Е.А. Инновационные педагогические технологии и их реализация на базе конвергенции науки и информационных-коммуникационных технологий // Синергия Наук. ‑ 2018. ‑ № 26. ‑ С. 607-611.

Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Тest // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2007 - V. 10 -N 3. - С.336-360.

Малиатаки В. В. Информационная образовательная среда: исторический аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №82-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 16.11.2018).

Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // ЭС и К. 2015. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 13.11.2018).

Наливалкин А. Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. 2012. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 13.11.2018).

Просмотров работы: 39