РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО КЕЙСА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО КЕЙСА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лаврова Н.С. 1, Мащенко М.В. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время использование метода кейс-стади на всех уровнях образования стало снова популярным. Это проблемно-ситуативный метод, который позволяет интегрировать одновременно теорию и практику [9].

В отечественной науке кейс-метод появился в 70-80-х годах ХХ века. Он применялся в таких направлениях как экономическое образование, сфера управления, в частности производство и сельское хозяйство. Авторами, давшими толчок этому методу, были Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский (1988),О.А.  Овсянников(1983), Д.А. Поспелова (1986), М.Л. Разу, и др. Несмотря на длительное существование единого понимания этого метода нет до сих пор.

По мнению Ю.Ю. Екатеринославского кейс-стади – «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию».

«Метод кейс-стади (метод конкретных ситуаций) – метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций» – такое определение дает А. Долгоруков[3].

Клюева М.И. под кейсами понимает динамично-организованные, профессионально-ориентированные учебные тексты, которые с одной стороны содержат набор познавательных задач, отобранных с учетом формируемых компетенций, а с другой – представляют алгоритмы и различные варианты решения наиболее типичных производственных задач[4].

Стрелкова А.В. рассматривает кейс, как комплект материалов, в состав которого входят ситуационно-задачный и информационно-аналитический блоки, соотносимые как текст (ситуация, содержащая явную или латентную проблему, не предполагающую использования стандартных алгоритмов действий) и контекст (предыстория ситуации, дополнительные сведения, раскрывающие ее детали, характеризующие участников, включающие необходимую теоретическую информацию и др.). При формировании первого блока в качестве источника используется предметное, межпредметное, надпредметное (связанное с реальной жизнью обучающихся) содержание. Информационно-аналитический блок должен включать несколько материалов, подобранных по принципу семиотической неоднородности (сочетание научного и художественного стилей, вербальные тексты, схемы, таблицы и др.), что позволяет включать различные каналы восприятия и интерпретации информации.

Суть кейс-метода заключается в том, что учащимся предлагают для анализа реальную ситуацию (либо максимально приближенную к реальности). При этом выбор проблемы происходит не произвольно, а с целью активизации определенного комплекса знаний. В процессе решения задачи они должны быть усвоены. Примечательно, что кейс-задача не имеет однозначного решения. Она лишь тестирует способность ученика к анализу и быстрому поиску разрешения ситуации [2, c. 17]. Так же необходимо сказать, что не каждая ситуация или задача может стать кейсом. Можно выделить основные компоненты, которые формируют кейс: проблема, решение, ситуация и контекст.

В основе любого кейса лежит проблема – значимая ситуация, требующая решения. Ее сложность может быть различной: от разработки небольшой идеи до разработки обширной стратегии. Решение – выбор умозаключения или действия участников ситуации. Кейсы отличаются тем, что их решение может быть неоднозначным, более того решения разных групп к одному кейсу могут кардинально различаться. Ситуация описывает объект – группу и организацию – людей, их взаимоотношения, интересы, позиции, правила и процедуры – все то, что формирует проблему и непосредственную среду действия главного героя кейса. Подробно описанная ситуация является для решающего основным источником информации и опорой для оценивания и принятия решений. А контекст в свою очередь представляет описание условий возникновения и развития ситуации – факторы внешней среды, историческую справку об организации и действующих лицах, дополнительные сведения о целях и ценностях заинтересованных лиц и т.п. Контекст позволяет обучающимся лучше понять рассматриваемую ситуацию, скорректировать оценки и суждения, найти дополнительные аргументы и, что немаловажно, найти возможности изменения ситуации и предложить качественно иное решение.

Существует более типовая структура кейса.

1. Вступление, подразумевающее 2–3 абзаца текста, раскрывающие ключевую идею ситуации для целостного понимания и дальнейшей успешной работы. Вступление ориентирует учащихся на ситуацию, главного героя, время и место действия.

2. Далее, чаще всего, идет описание предыстории. Здесь подробно излагаются цепь событий и взаимоотношения. Эта часть помогает сформировать адекватное представление о важных фактах, о полученном опыте, понимание динамики развития и системы взаимосвязей между аспектами ситуации.

3. Далее идет развитие событий, в котором герои кейса размышляют, принимают решения и совершают определенные действия. Важность заключается в понимании причин, мотивов и интересов действующих лиц.

4. В завершающих абзацах описывается итоговая ситуация. На этом этапе раскрываются результаты предпринятых действий и их возможные последствия. Эта часть формирует оценочные суждения и развивает представления о причинно-следственных связях. Важно понять, что эта итоговая ситуация не предлагает окончательное решение, а наоборот, актуализирует проблему и провоцирует обучающихся на поиск решения.

5. Далее указываются приложения, если они имеются. Они содержат детальную количественную информацию о ситуации(таблицы, схемы), детализирующие сведения (фото, карты и прочее), фрагменты документов или сведения, характеризующие контекст.

Можно выделить признаки хорошего кейса:

Проблемность. Ситуация в кейсе должна быть основана на решении важной для обучающихся задаче, иметь множество факторов и не иметь однозначного поверхностного решения.

Имплицитность (неявность). Формулировка проблемы, описание причин, фактов и мотивов кейса не должна быть представлена явно.

Незавершенность. Кейс должен допускать возможность дальнейшего развития ситуации, которое будет основано на предложенных обучающимися решений.

Избыточность информации. В кейсе присутствует множество фактов, событий, сведений, цифр и уточнений, которые могут понадобиться при поиске решения или не использоваться вовсе. Но эту избыточность нельзя исключать, так как она дает возможность развивать аналитическое умение, которое поможет отделить существенное от лишнего.

Персонализация. Основными действующими лицами кейса должны быть люди. Они имеют свой характер, совершают неоднозначные и противоречивые действия, стремящиеся к своим целям. Это позволит формировать у обучающихся первичную эмоциональную вовлеченность и задействовать их социальный опыт и социальный интеллект. В результате работа над кейсом становится более разносторонней и тщательной, повышается вероятность изменения оценочных установок и готовности к действию.

Нейтральность. Автор кейса не должен проявлять себя. Повествование кейса должно сохранять оценочную нейтральность. Объективность изложения событий и фактов позволит обучающимся сформировать свое собственное мнение, которое направит их к определенному решению.

Типичность. Ситуация, проблема и решения кейса в целом должны быть типичны для предметной практики. Ценность такого кейса определяется возможностью обобщить сделанные в ходе работы выводы и перенести их на класс подобных ситуаций и объектов.

Также стоит учесть, что кейс должен соответствовать аудитории по уровню сложности. Кейс должен быть актуальным на сегодняшний день, не устаревать слишком быстро, и материал для него не должен браться позднее 5-7 лет.

Существует довольно широкая классификация кейсов по нескольким критериям: по структуре, размеру, форме представления, объекту, объему, оформлению и т. д. По структуре выделяют следующие виды кейсов[3]:

структурированные – формируют умения последовательно применять теоретические знания и формулы на практике;

неструктурированные – способствуют поиску нестандартных решений и применению известных знаний и формул;

первооткрывательские кейсы – способствуют поиску нестандартных решений и новых знаний, а также их применение.

По размеру различают полные, сжатые и мини-кейсы.

По сложности различают:

иллюстративные учебные ситуации – их цель – на конкретном практическом примере показать обучающимся алгоритм принятия правильного решения в определенной ситуации;

кейсы с формирование проблемы – в них описывается ситуация в конкретный промежуток времени и их цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решений;

кейсы без формирования проблемы – описывается более сложная ситуация с проблемой, которая четко не выявлена, но представлена в каких-либо данных; цель – выявить проблему и найти решение;

прикладные упражнения – описывается конкретная ситуация и цель – найти пути решения проблемы.

По форме представления информации кейсы можно разделить на следующие виды:

файл (печатный или электронный) – все данные, ситуация, проблема, факты и прочее представлено одним файлом и готово к изучению;

подборка документов – целостное описание не дается, оно представлено в виде первичной документации, которую необходимо изучить и на ее основе сформировать представление и сделать выводы относительно того, что произошло, почему, какие меры были предприняты и к каким последствиям они привели;

аудиокейс – звуковая запись одного или нескольких интервью с участниками рассматриваемой ситуации; преимущество - приближенность к реальным условиям посредствам личной беседы;

видеокейс – состоит из ряда видеофрагментов, которые раскрывают основное содержание изучаемой ситуации;

флип -кейс – информация преподносится в виде рассказа, а главные элементы фиксируются на специальной магнитно-маркерной доске.

По направленности выделяют:

практические кейсы (реальные жизненные ситуации);

обучающие кейсы;

научно-исследовательские кейсы.

К достоинствам метода кейс-стади можно отнести следующие:

используются принципы проблемного обучения: получение навыков, решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;

получение навыков работы в команде;

выработка навыков простейших обобщений;

выработка навыков вести презентации: пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Информатика – это одна из тех дисциплин, где применение метода кейс-стади наиболее удобно. Кейс-метод наиболее успешно можно использовать на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. В настоящее время, именно информатика является той областью знаний, когда однозначность ответа невозможна из-за непрерывности технического процесса в мире. Именно на уроках информатики, учитель имеет возможность наполнить кейс различными видами информации, будь то аудио, видео или фото информация.

Обширность изучения темы «Информационная безопасность» дает возможность использовать на уроках метод кейс-стади. Главным образом в теме рассматриваются те направления, где возникает угроза информационной безопасности. Можно выделить несколько основных направлений: кража личных данных, утечка информации; вирусы (черви, трояны, спам); хакеры; авторское право, нелицензионное ПО; мошенничество; дезинформация.

Имея несколько возможных направлений, можно создать несколько различных кейсов, включающих в себя 1-2 направления.

Покажем пример первооткрывательского кейса с формированием проблемы. Обучающимся предстоит искать нестандартные решения, открывать новые знания и применять их на практике. По размеру кейсы будут полными так как содержат в себе более пяти страниц текста.

Кейс будет применяться на уроках информатики в 10–11 классе при изучении темы «Информационная безопасность». Кейс предполагает выполнение группового творческого задания. Для реализации предусмотрено 2 часа аудиторной нагрузки и самостоятельная работа во внеурочное время.

На первом занятии решаются организационные моменты работы с кейсом (10-15 минут) и дальнейшее изучение теоретического материала, представленного в кейсе. На втором занятии завершается работа над кейсом, проводится заключительная дискуссия по типу круглого стола.

В каждой группе выбирается, оратор и работодатель. В дальнейшем оратор будет представлять решение своей команды, а работодатель будет оценивать, справилась ли другая команда с поставленной задачей.

Группам раздаются кейсы и дается 7-10 минут на ознакомление, после чего каждая группа должна озвучить проблему. Если формулировка проблемы ошибочна, то задача учителя помочь обучающимся прийти к нужной формулировке.

Так же учитель должен уточнить, что решение кейса может быть представлено в любом виде. Обучающиеся могут обратиться за помощью в любой момент если у них возникают трудности. Дальнейшее решение кейса обучающиеся производят самостоятельно, в течение нескольких дней.

На 2 уроке проводится круглый стол. Обучающиеся вновь озвучивают выделенные ими проблемы. Далее оратор каждой группы представляет получившееся решение. После выступления оратора проходит дискуссия, участники другой группы задают уточняющие вопросы, предлагают свои идеи, дополняют или отрицают услышанное. Учитель должен при необходимости поддерживать дискуссию.

Далее другая группа пару минут совещается, и работодатель объявляет была ли решена поставленная отвечающей группой задача, ответ должен быть обоснован. После этого отвечает вторая группа и процедура повторяется.

Цель кейса – актуализировать деятельность каждого обучающегося и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Так же работа с кейсом предполагает актуализацию сформированных знаний и умений, обращение к различным источникам информации, самостоятельное получение новых знаний и умений.

Задачи: систематизировать знания о защите и безопасности при работе на ПК; развивать навыки поиска решений проблем информационной безопасности; воспитывать ответственное отношение к любой информационной деятельности, развивать общую культуру личности.

Каждая группа самостоятельно формулирует проблему в зависимости от ситуации. В данном кейсе проблема заключается в определении возможных мер обеспечения информационной безопасности, удовлетворяющих требованиям заказчика.

Работа с кейсом предполагает, что обучающимися будет пройдено три основных этапа.

Первый этап – это ознакомление с кейсом. Обучающиеся просматривают информацию, содержащуюся в кейсе, знакомятся с предложенной им ситуацией и отвечают на ряд обязательных вопросов, что в дальнейшем должно прозвучать и в их защите: Сколько лет действующему герою? Как и где учился главный герой? Соответствует ли образование главного героя выбранной им работе? Что можно сказать о нем как о человеке?

Второй этап содержит в себе непосредственную работу над творческим заданием. Обучающиеся изучают дополнительную информацию, анализируют все данные и выбирают только нужные, обсуждают свои идеи в группе, решают, в какой форме будет представлен их ответ и делят работу между собой.

На третьем этапе обучающиеся заканчивают работу над кейсом и демонстрируют свой результат на втором уроке, а также активно участвуют в дискуссии.

Кейс представлен в повествовательной форме.

Курилов Артем Дмитриевич – выпускник Московского технического университета связи и информатики. Родился летом 1996 года. Обучался на факультете «Информационные технологии, по направлению «Информационная безопасность», профиль «Безопасность компьютерных систем». Учился он хорошо, да и сам по себе он человек способный, хоть иногда и ленивый. Будучи полон оптимизма и знаний, он решил устроиться на работу в крупную компанию. Артем нашел объявление (см. Приложение 3), откликнулся на него, и его пригласили на собеседование.

Несколькими днями позже он пришел на собеседование. Так как Артем улыбчивый и общительный парень, то он быстро нашел общий язык с работодателем, и тот закрыл глаза на малый опыт работы, но, чтобы не прогадать, он сказал следующее:

Сейчас безопасность информации – это большая проблема, и мы периодически сталкиваемся с такой угрозой, поэтому нам необходимы способные работники.

Работодатель дал Артему следующие задания, после решения которых он примет решение, нанять Артема или нет.

1. В ноябре 1988 г. случилась первая эпидемия, вызванная сетевым червем. На офисных компьютерах стояла операционная система Unix. Доступ в интернет имел один компьютер, остальные были связаны с ним по локальной сети. Это позволяло маскироваться под задачу легальных пользователей системы. Однако из-за ошибок в коде безвредная по замыслу программа неограниченно рассылала свои копии по другим компьютерам сети, запускала их на выполнение и таким образом забирала под себя все сетевые ресурсы. Червь Морриса заразил по разным оценкам от 6000 до 9000 компьютеров в США (включая Исследовательский центр NASA) и практически парализовал их работу сроком до пяти суток. Общие убытки были оценены в минимум 8 миллионов часов потери доступа и свыше миллиона часов прямых потерь на возобновление работоспособности систем. Общая стоимость этих расходов оценивается в 96 миллионов долларов.

Какие действия могли предпринять работники NASA, чтобы выявить причину заражения и как обезвредить.

2. С какими угрозами информационной безопасности можно столкнуться в наши дни и как с ними бороться? Выберите 2-3 основных угрозы и обоснуйте их выбор.

Какие ответы мог дать Артем (развернуто с обоснованием)? Какое решение примет работодатель, основываясь на данных ответах?

Свой собственный ответ Вы можете представить в любой удобной для вас форме.

Обязательные вопросы:

Сколько лет действующему герою?

Как и где учился Артем?

Соответствует ли образование Артема выбранной им работе?

Что можно сказать о нем как о человеке?

Возможные источники:

1. https://habr.com/post/74095/

2. https://www.youtube.com/watch?time_continue=22&v=EKbuMj-XEmc

3. https://datbaze.ru/internet/setevyie-ugrozyi.html

4. https://www.7ya.ru/article/6-setevyh-ugroz-pravila-bezopasnogo-interneta-na-kompyutere-i-smartfone/

При затруднении поддержания дискуссии обучающимися, учитель может поддержать ее следующими наводящими вопросами:

Что делал Червь Морисса? Как избежать заражения этим червем и как его обезвредить? Какие есть угрозы информационной безопасности? Какие были выбраны и почему? Как нейтрализовать выбранные вами угрозы? Чем закончилось собеседование и почему? Достаточно ли знаний у действующего лица для этой должности? Какую еще возможно делать профилактику ПО?

Таким образом, было показано, как удобнее проводить урок по теме «Информационная безопасность», основываясь на кейс-методе. Самым сложным в данном методе является непосредственно разработка самих кейсов. Они должны быть информативными, занимательными и интересными, должны содержать необходимую для решения информацию и ссылки на полезные источники.

Список литературы

Анин Б.Ю. Защита компьютерной информации [Текст] / Б.Ю. Анин. – СПб.: «BHV- Санкт-Петербург» 2000. – 384 с.

Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт [Текст] / В.В. Воронов. – М.: ПО России, 2012. – 288 c.

Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pycode.ru/2012/05/case-study/

Корнеева М.А. Метод Case study в контексте современных образовательных тенденций //Международный научный журнал Молодой ученый. – 2017 – № 8. – с.340-342.

Просмотров работы: 898